Слайд 1Подготовила Туисова Л.В.
Стилистическое использование односоставных предложений.
Слайд 2Русский язык богат вариантами синтаксических конструкций. Рассмотрим односоставные предложения.
Слайд 3Определённо-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи динамичность, лаконизм: не
зря их любят поэты.
Неопределённо -личные интересны тем, что в них подчёркивается действие.
Обобщённо-личные афористичны, экспрессивны.
Безличным конструкциям присущ оттенок пассивности, инертности.
Назывные предложения созданы для описания, в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.
Слайд 4Наблюдая за использованием односоставных предложений в стихах А.А. Блока, мы выяснили
роль данных конструкций для создания художественных образов и выражения чувств поэта.
Слайд 5В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» 1-ое предложение
назывное. Оно изображает не только буйство весны, но и желание поэта переосмыслить свою жизнь.
Предложения «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» свидетельствуют о смирении поэта перед жизненными обстоятельствами и желании оградить себя (щитом!) от разочарований.
Определённо-личное предложение «Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»- готовит к любому развитию событий.
Определённо-личное предложение «И встречаю тебя у порога- с буйным ветром в змеиных кудрях» выражает надежду на возвращение любви.
В последнем «За мученья, за гибель – я знаю -всё равно: принимаю тебя!» Звучит продолжение любви, желание забыть душевную боль, прощение.
Слайд 7Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет……» тоже представляет
сплетение односоставных предложений. 1 -ое назывное. Всё, что дано человеку, -увидеть лишь кусочек мироздания. Ночной пейзаж уныл, тускл, жизнь лишена смысла.
2 – определённо-личное «Живи ещё хоть четверть века - всё будет так.» свидетельствует об утрате смысла жизни.
Безличное пр -ие «Исхода нет» передаёт душевное состояние лирического героя, стоящего перед выбором жизненных ценностей: безысходность.
Четвёртое предложение сложное, часть которого представляет определённо-личное «Умрёшь -начнёшь опять сначала».
Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убеждён, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит тот же унылый пейзаж: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».
Слайд 9В стихотворении «Земное сердце стынет вновь…»третья строфа – односоставные предложения.
Пускай зовут:
Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет! Покоя – нет!
1 часть – неопределённо-личное, 2,3 части – определённо- личные, 5,6,7,8 -безличные предложения. На предложение обывателей стать таким же, как все: жить в уюте без любви, отвечает решительным отказом: троекратным нет.