Слайд 1ГРАММАТИЧЕСКИЙ
ЭТИКЕТ
ГЛАГОЛ
Поэт, в плену возвышенных идей,
Не
игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Слайд 3Знакомый замок? Да, верно, здесь живёт королева Прилагательное! Но кто это
рядом с ней? Нет, это не принц из «Золушки»! В нашей сказке это – Король Глагол и он прекрасно сочетается со своей женой , королевой Прилагательное, во всём, словом,- у них лад и счастье.
http://www.portal-slovo.ru/history/41645.php
Слайд 4Омрачаются их дни только тогда, когда они узнают о ваших ошибках,
поэтому король Глагол решил устроить для нас торжественный мастер – класс по одной из самых затруднительных тем – спряжению глаголов!
Слайд 5Оборудование для мастер – класса:
Неопределённая форма
(МОЯ НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА)
Лицо (1,2,3)
Число (ЕД.Ч.,
МН.Ч.)
Время (3 ВРЕМЕНИ)
Вид (СОВЕРШ., НЕСОВЕРШ.)
/Договоримся, что без короны я буду Несовершенного вида, а в короне – Совершенного и не забудьте про подсказательную букву С в вопросе!/
Слайд 6Он любит РАССЛЕДОВАТЬ, РАСПУТЫВАТЬ, РАЗГАДЫВАТЬ всякие таинственные истории и ПОМОГАТЬ при
этом! (кстати, какого времени эти глаголы?)
Странствующий в пространстве и времени принц Неопределённая Форма Глагола (у нас его
зовут Неоформаг и,конечно, он волшебник; даже в его имени есть что-то магическое. Увидели?)
НЕОФОРМАГ
Слайд 7По такому глаголу нельзя определить ни времени, ни числа. Поэтому, если
глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? Или ЧТО СДЕЛАТЬ?, то говорят, что он стоит в НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ. Эти глаголы оканчиваются обычно на –ТЬ, -ТИ или –ЧЬ. Иногда после них стоит частичка –СЯ или –СЬ: читаТЬ, идТИ, стереЧЬ, трясТИСЬ, кусаТЬСЯ, убереЧЬСЯ.
Обратите внимание, что во всех словарях глаголы стоят в неопределённой форме. Почему так?
Потому что неопределённая форма не несёт на себе отпечатка времени , числа и рода: помогать – неизвестно ведь, когда это действие выполняется, сколько – человек его выполняют, кто они…
Поэтому НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ФОРМУ и выбрали как НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ ГЛАГОЛА.
К тому же она, действительно любит ПОМОГАТЬ: от неё, например, образуются другие формы глагола (она как бы даёт им НАЧАЛО:
Помога ть + л = помогал
Странствующий в пространстве и времени принц Неопределённая Форма Глагола
Он любит РАССЛЕДОВАТЬ, РАСПУТЫВАТЬ, РАЗГАДЫВАТЬ всякие таинственные истории и ПОМОГАТЬ при этом! (кстати, какого времени эти глаголы?)
Слайд 8Запомните навсегда, что изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ
.
Сегодня мы проведём мастер – класс по способам определения спряжения у глаголов.
Зачем это уметь?
Слайд 10Спряжение глаголов
I
лицо
/Мы/
I
лицо
/Я/
II
лицо
/Ты/
III
лицо
/Он/
III
лицо
/Они/
II
лицо
/Вы/
Видите, лица и окончания меняются. Какой делаем вывод?
Глаголы изменяются по лицам и числам, то есть – спрягаются. Если я скажу вам: «Проспрягайте мне такой-то глагол», то вы будете должны вспомнить нашу табличку и изменять глагол по лицам и числам, как мы только что сделали.
И всегда помните, что ЛИЦ – три(3), а чисел – два(2)
Слайд 11Итак, сегодня на Острове мы открыли с помощью Короля Глагола
ещё один город для исследования – город глагольных морфем «Лилипутия»
Слайд 12-У(-Ю)
-УТ(-ЮТ)
-ЕШЬ(-ЁШЬ)
-ЕТ(-ЁТ)
-ЕМ(-ЁМ)
-ЕТЕ(-ЁТЕ)
Есть там у меня друзья – глагольные морфемы – эльфы и
морфемы - рыцари. Имена у них очень странные – совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён – традиция! Зовут моих друзей:
Морфемы - эльфы
Слайд 13Морфемы - рыцари
Ну вот, кажется всех перечислил!
- ИШЬ
- ИМ
- ИТЕ
- ИТ
-У
Слайд 14Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в
их город прилетел огромный зелёный дракон. Он дохнул огнём, чуть не спалил городскую ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение несколько морфем – лилипутиков потолще.
Морфемы – эльфы до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади они вытолкнули маленькую толстенькую – У и её сестру – двойняшку – Ю, подобострастно поклонились злодею и сказали: «ЕШЬ, ЕШЬ!»
«Да уж я ЕМ, ЕМ!» – улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные -У и –Ю, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.
Зато морфемы – рыцари не испугались дракона.
«ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!»- крикнул самый смелый лилипутик – рыцарь, которого так и звали – ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные морфемы – рыцари. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных двойняшек и не позволили съесть их на завтрак.
А бояки в это время прятались в подвалах городских замков и домов . Когда же смельчаки победили дракона , и он с позором уполз из города, волоча за собой свой зелёный хвост,- бояки вылезли из своих убежищ.
Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.
Морфемы – трусишки остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым).
А морфемы – смельчаки построили себе отличный новый город – замок и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.
Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города ПЕРВОСПРЯЖЕНСКА не переезжали в город ВТОРОСПРЯЖЕНСК, чтобы был порядок и не было путаницы в русском языке.
Так они и живут до сих пор, - закончил Глагол свой рассказ.
Слайд 16Требую
привести на
съедение
несколько
морфем –
лилипутиков
потолще!
Слайд 18«ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь
город сожрут, никого не оставят!»- крикнул самый смелый лилипутик – рыцарь, которого так и звали – ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные морфемы – рыцари. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных двойняшек и не позволили съесть их на завтрак.
– ИШЬ
ИШЬ,
чего захотел!
Слайд 20ПЕРВОСПРЯЖЕНСК
А бояки в это время прятались в подвалах городских замков
и домов . Когда же смельчаки победили дракона , и он с позором уполз из города, волоча за собой свой зелёный хвост,- бояки вылезли из своих убежищ.
Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.
Морфемы – трусишки остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым).
А морфемы – смельчаки построили себе отличный новый город – замок и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.
?
Слайд 21ПЕРВОСПРЯЖЕНСК
ВТОРОСПРЯЖЕНСК
Как же их теперь различать?
Слайд 22Вам необходимо запомнить, что глаголы с окончаниями – эльфами –У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ),
-ЕТ(-ЁТ), -ЕМ(-ЁМ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ) относятся к первому(I) спряжению
ПЕРВОСПРЯЖЕНСК
I
лицо
/Мы/
I
лицо
/Я/
II
лицо
/Ты/
III
лицо
/Он/
III
лицо
/Они/
II
лицо
/Вы/
Мэр Ударение
Странствующий принц –помощник
Неопределённая Форма Глагола
Слайд 23Вам необходимо запомнить, что глаголы с окончаниями – рыцарями У(-Ю) /однофамильцы
первоспряженцев/, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) относятся ко второму(II) спряжению.
ВТОРОСПРЯЖЕНСК
I
лицо
/Мы/
I
лицо
/Я/
II
лицо
/Ты/
III
лицо
/Он/
III
лицо
/Они/
II
лицо
/Вы/
Слайд 24Лилипутики, о которых рассказал Глагол – это ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ глаголов. ЛИЧНЫМИ
их называют потому, что глагол изменяется по лицам.
Вам необходимо запомнить, что глаголы с окончаниями – эльфами –У(-Ю), -ЕШЬ(-ЁШЬ), -ЕТ(-ЁТ), -ЕМ(-ЁМ), -ЕТЕ(-ЁТЕ), -УТ(-ЮТ) относятся к первому(I) спряжению,
а глаголы с окончаниями – рыцарями У(-Ю) /однофамильцы первоспряженцев/, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(-ЯТ) относятся ко второму(II) спряжению.
Глаголы I cпряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением – в этом положении окончания чётко слышатся
/ведь недаром Ударение выбрали мэром сразу в обоих городах /.
Кстати, мэру Ударение требуется помощник, ведь так непросто поддерживать порядок в обоих городах.
Внимание! На Острове Сокровищ объявляется конкурс на звание вице – мэра!
Итак, сдаём экзамен на вице – мэра – определяем спряжения глаголов:
Слайд 25Чтоб определить спряжение,
Посмотри на ОКОНЧАНИЕ.
И ещё на УДАРЕНИЕ
Обрати своё внимание!
Когда
ОКОНЧАНИЕ ПОД УДАРЕНИЕМ,
Легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ…
Слайд 26Шалишь, торчат, ткут, берёте, зубрит, казнят, жмёшь, несём, ползут, вопят, творишь,
живёте, найдут
Слайд 27Что делать с однофамильцами на -У или - Ю, живущими в
разных городах (ведь эти окончания бывают у глаголов и I и II спражения)?
пасУ, поЮ, лечУ, ворчУ
Надо поставить такие глаголы во 2-е лицо ед. числа( то есть подставить слово ТЫ) /вспомни историю про дракона/
Слайд 28пасУ – (ты) пасЁШЬ
поЮ – (ты) поЁШЬ
лечУ – (ты)
летИШЬ
ворчУ – (ты) ворчИШЬ
Что говорили эльфы – трусишки из Первоспряженска? «ЕШЬ, ЕШЬ!» Вот и оканчиваются глаголы I спряжения во 2-ом лице ед.числа на -ЕШЬ или –ЁШЬ
А что говорили рыцари – смельчаки? Продолжи рассуждение…
I спряжение
IIспряжение
Слайд 29Как вы думаете, к какому спряжению относятся глаголы несутся, боятся, смеются?
Они ведь кончаются на – СЯ…
несУТ - СЯ
боЯТ - СЯ
смеЮТ - СЯ
Это очень интересная часть слова - -СЯ; о ней мы поговорим подробнее попозже, а пока просто мысленно отбросьте её и посмотрите, на что теперь оканчивается глагол и стоит ли окончание под ударением. Если окончание ударное, то действуем, как раньше.
Слайд 30Экзамен на звание вице – мэра продолжается. А слова такие:
Тормошу, берегу,
слежу, расту, горю, звеню, плыву, дерёшься, боится, вернёмся, займутся, возмутимся, обольётся
Слайд 31Шануарик тоже выполнил это задание…
Тормошу -1 , берегу-1, слежу-1, расту-1, горю-1,
звеню-1, плыву-1, дерёшься-1, боится-1, вернёмся-1, займутся-1, возмутимся-1, обольётся-1
Слайд 32Примирительная записка Шануарика
«Давайте не будим ссореться! Лучше помиремся!»
е
и
и
Слайд 33Над Шануариком рано смеяться.
Ведь, то о чём мы до сих
пор говорили, относится только к глаголам с ударными окончаниями.
А слова, в которых он сделал ошибки, - с безударными. Посмотрите!
«Давайте не будем ссориться! Лучше помиримся!»
Спишите и расставьте ударение.
Слайд 34История про глаголы с безударными окончаниями.
Дело было так.
Однажды жители города Первоспряженска
и города Второспряженска, не сговариваясь. Пошли в лес по грибы и заблудились.
Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А дороги обратно не видно. И чем дальше шли по лесу глагольчики, тем дальше уходили они от своих домов. Но главное – без мэра Ударение никак нельзя было разобраться, кто из Первоспряженска, а кто - из Второспряженска , потому что морфемы со страху забыли из каких они городов. Вдруг они вышли на поляну и увидели принца на белом коне.
«Ты кто?» – спросили его испуганные глагольчики.
«Я – странствующий принц Неопределённая форма. Я из старинного рода Глаголов. В сказке меня зовут Неоформаг. А вы кто?»
«Мы глагольчики из Первоспряженска и Второспряженска, только вот без нашего мэра, без Ударения, мы не можем определить, кто из какого города».
« А, так вы , значит, глагольчики с безударными окончаниями?! Ну, вашему горю можно помочь, это, как раз, и есть одно из моих предназначений – приходить на помощь».
Вот и запомните, ребята, если у глагола БЕЗУДАРНОЕ ОКОНЧАНИЕ, нужно:
Поставить глагол в НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ФОРМУ;
Определить, какая гласная стоит перед – ТЬ.
Итак, если глагольчик в неопределённой форме оканчивался на – ИТЬ, принц отвозил её в город смельчаков – Второспряженск.
А если у морфемы в неопределённой форме перед – ТЬ была какая-нибудь другая буква, не И, то принц отвозил её в город трусишек – Первоспряженск.
Слайд 35Как получаются ИСКЛЮЧЕНИЯ из ПРАВИЛ
Вот только глагольчики ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ И СМОТРЕТЬ да ещё СЛЫШАТЬ,ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ оказались отчаянными и храбрыми. Они не захотели возвращаться в город, где живут бояки. «Мы поедем только в город отважных – Второспряженск!» – заявили они.
Зато глагольчики БРИТЬ и СТЕЛИТЬ решили не возвращаться во Второспряженск . «Мы глагольчики мирные, тихие и домашние. Уж лучше мы в Первоспряженске поживём…» – попросили они.
И принц Неоформаг не стал с ними спорить и отвёз их туда, куда они просили. Вот и вся история.
Теперь давайте думать, как запомнить глаголы, которые решили переехать в другое спряжение…
Слайд 36КЛАСТЕР
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СПРЯЖЕНИЯ
ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ
ВЫЯСНИ
ОКОНЧАНИЕ
ПОД
УДАРЕНИЕМ
ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ
ИЛИ
2
спр.
Поставь глагол
в
неопределённую
форму
У (-Ю)
ЕШЬ (-ЁШЬ)
ЕТ (-ЁТ)
ЕМ (-ЁМ)
ЕТЁ (-ЁТЕ)
УТ (-ЮТ)
У (-Ю)
ИШЬ
ИТ
ИМ
ИТЁ
АТ (-ЯТ)
2
спр.
1
спр.
1
спр.
НЕ на
-ИТЬ
на
-ИТЬ
+исключения:
БРИТЬ
СТЕЛИТЬ
+исключения:
7 на - ЕТЬ
4 на - АТЬ
Чтобы определить спряжение глагола, его обычно ставят в форму 3-го лица множественного числа (клевал – клюют; гудел – гудят): если окончание ут/ют, то он 1-го спряжения, если окончание ат/ят – 2-го спряжения.
Проверочная форма:
Слайд 37Здесь его инструкции.
в них - шпионьи функции: 11 исключительных глаголов
Когда-то,
ребята,
во времени Оно
Второе спряженье
имело шпиона!
Слайд 38Влияют ли приставки на спряжение?
Здесь всё просто:
Глаголы с приставками относятся к
тому же спряжению, что и бесприставочные:
летИТ – прилетИТ – залетИТ – улетИТ – вылетИТ…
Но эта приставка ВЫ – Выскочка и задавака, она считает, что она самая главная, и хочет, чтобы все называли её на ВЫ.
Но с приставкой – ВЫскочкой надо уметь обращаться.
Нужно поставить её на место, то есть попросту ВЫгнать из слова, ВЫбросить, Выкинуть и тогда уже смотреть, какой получится глагол.
Слайд 40Ударное
окончание
По окончанию
определить
спряжение
Безударное
окончание
Поставить глагол в неопределённую форму и определить спряжение
ВЫ
(Выбросить)
Тренируемся:
Выброс.шь
Высмотр.шь
Выгон.шь
Выкин.шь
Вынес.шь
Кластер
для приставки - ВЫскочки
выскочка
Слайд 41Мы уже знаем, что глаголы с приставками относятся к тому же
спряжению, что и бесприставочные.
А как быть с исключениями?
Так же!
К исключениям относятся и те слова, которые образованы с помощью приставок от уже знакомых вам глаголов – исключений.
Слайд 42Здесь его инструкции.
в них - шпионьи функции: 11 исключительных глаголов
Продолжите
мою работу по преобразованию глаголов – исключений с помощью приставок
Услышать , заслышать
Придержать, удержать,
выдержать, подержать,
задержать, поддержать
Прогнать, выгнать,
загнать,пригнать,
угнать,согнать
Слайд 43О спряжениях вы должны узнать ещё одну важную вещь…
Вспомните – ка,
как определить спряжение глагола с безударным окончанием!
…
Так вот, ЭТОТ глагол и ЭТА неопределённая форма должны быть ОДНОГО ВИДА!
Помните, что такое мой ВИД?
Вид (СОВЕРШ., НЕСОВЕРШ.)
/Мы с вами договорились, что без короны я буду Несовершенного вида, а в короне – Совершенного !/
Слайд 44Возьмём слово
ОБИЖАЕШЬ
Окончание
безударное
Подбираем неопред.форму
Обидеть
Это слово – исключение на –-ЕТЬ
значит, глагол II
спряжения
Согласны?
Определим вид
Что делаешь?
Определим вид
Что сделать?
Спряжение определено неправильно!Напишите в тетради правильное рассуждение
Решаем ТРИЗ-задачу
Слайд 45ОБИЖАЕШЬ
ОКОНЧАНИЕ
безударное
(ЧТО ДЕЛАТЬ?)
Обижать
Это глагол на –АТЬ
значит, глагол I спряжения
Спряжение определено правильно
С УЧЁТОМ ВИДА!
ОПРЕДЕЛИМ ВИД
Шаг 1
ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
2
1
СМОТРИМ
НА ОКОНЧАНИЕ
ОБИЖАЕШЬ
ЧТО ДЕЛАЕШЬ?
НЕСОВ.ВИД
3
Шаг 2
Шаг 3
ПОДБИРАЕМ НЕОПРЕД.ФОРМУ
НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Проверяем с помощью:
3 лица мн.числа: ОНИ обижаЮТ
или 2 лица ед.числа: ТЫ обижаЕШЬ
(видим окончания I спряжения)
Слайд 46Возьмём слово
ОБИЖАЕШЬ
Окончание
безударное
Подбираем неопред.форму
Обижать
Это слово – не исключение на –АТЬ
значит, глагол
I спряжения
(ОНИ обижаЮТ)
Согласны?
Определим вид
Что делаешь?
Определим вид
Что делать?
Решаем ТРИЗ-задачу
Слайд 47Возьмём слово
Вылететь
Приставку-ВЫскочку ВЫбросим
Окончание
ударное
Проверяем с помощью личных окончаний
3-го лица мн.ч.ОНИ
(ОНИ) лет-ят
окончание
II спр.
Решаем ТРИЗ-задачу
Почему вылететь при спряжении "даёт" окончания 2 спряжения? Он ведь на –ЕТЬ и не исключение!
К какому спряжению относится данный глагол?
Может на это влияет приставка вы-?
Данный глагол относится бесспорно ко II спряжению, поскольку он производный от "лететь", с ударными личными окончаниями II спряжения.
Я лечу Мы летим
Ты летишь Вы летите
Он летит Они летят
Правила предусматривают, что глаголы с приставками, перетягивающими на себя ударение (к таковым в первую очередь относится именно приставка "вы-"), того же спряжения, что и исходные бесприставочные.
"Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки
вы - и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие
приставки вы -, определяя спряжение глаголов по неопределенной
форме.
Слайд 48Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки
вы
- и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие
приставки вы -, определяя спряжение глаголов по неопределенной
форме.
Правила предусматривают, что глаголы с приставками, перетягивающими на себя ударение (к таковым в первую очередь относится именно приставка "вы-"), того же спряжения, что и исходные бесприставочные. (Попросту – её надо ВЫбросить, проигнорировать!)
Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу
что делать?
Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки,
разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго-
лам II спряжения, то появляются ошибки".
[quote="Селена"]Только это почему-то очень слабо дается в школе при изучении глагола.
Этот вопрос слабо освещается в школе, по-моему, потому, что вопрос трудный, нестандартный. Не знаю как во всех школах, но у нас преподают все случаи определения правильного окончания глаголов.
Обращать внимание детей, на то, что спряжение глагола определяется по инфинитиву только при безударном личном окончании, это обязанность учителя. Не остановился на этом специально - его вина. Ничего трудного для детей в этом вопросе нет. Какой навык им привить - так они и будут поступать.
Мне кажется, что вообще спряжение (наряду с темами, в которых не одно-два исключения) - одна из наиболее трудных тем в русском языке не только для детей, но и для многих взрослых, в том числе языком интересующихся и занимающихся.
ОВМ!
Слайд 49Вернусь к слову, подтолкнувшему к созданию данной темы.
Ясно, что вузовские преподаватели
не растерялись и что-то вразумительное ответили,
хотя и не очень конкретное.
Собственно, и мой вопрос-то родился из разговора с преподавателем исторической грамматики.
Ради интереса спросила и не у самых слабых школьных учителей.
Один спросил, зачем мне это надо, второй подумал, что я объясняю какому-то пятикласснику и сказал,
что трудные случаи в школе можно не рассматривать, третий сказал, что подумает.
В общем, конкретного ответа вопрос ожидает…
ОВ Марине!
Слайд 50И ещё, что вам нужно знать о спряжениях…
I СПРЯЖЕНИЕ:
глаголы на
–ЯТЬ (-ЯТЬСЯ)
СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЛАЯТЬ, ТАЯТЬ, ХАЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, КЛАНЯТЬСЯ, ЛЕЛЕЯТЬ, КАЯТЬСЯ,МАЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ
II СПРЯЖЕНИЕ:
глаголы СТРОИТЬ, КЛЕИТЬ
Проспрягайте в тетради глаголы ЛАЯТЬ и КЛЕИТЬ
Слайд 51!
КЛАСТЕР СПРЯЖЕНИЯ
ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ
ВЫЯСНИ
ОКОНЧАНИЕ
ПОД
УДАРЕНИЕМ
ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ
ИЛИ
2
спр.
Поставь глагол
в неопределённую
форму
выскочка
У
(-Ю)
ЕШЬ (-ЁШЬ)
ЕТ (-ЁТ)
ЕМ (-ЁМ)
ЕТЁ (-ЁТЕ)
УТ (-ЮТ)
У (-Ю)
ИШЬ
ИТ
ИМ
ИТЁ
АТ (-ЯТ)
2
спр.
1
спр.
1
спр.
НЕ на
-ИТЬ
на
-ИТЬ
+исключения:
БРИТЬ
СТЕЛИТЬ
+исключения:
7 на - ЕТЬ
4 на - АТЬ
Может
сбить с толку…
Глаголы типа:
Сидит –
н.ф. сидЕТЬ
Летит -
н.ф.летЕТЬ –
Это неправильные
рассуждения
Н.ф. не нужна: «работает»
только на безударное окончание!
Очень важно!
Какого ВИДА
наш принц
НеоФормаГ?
ЭТОТ глагол и ЭТА
Н.ф. должны быть
ОДНОГО ВИДА!
!
I СПРЯЖЕНИЕ: глаголы на –ЯТЬ (-ЯТЬСЯ)
СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЛАЯТЬ, ТАЯТЬ, ХАЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, КЛАНЯТЬСЯ, ЛЕЛЕЯТЬ, КАЯТЬСЯ,МАЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ
II СПРЯЖЕНИЕ: глаголы СТРОИТЬ, КЛЕИТЬ
Слайд 52ПЕРВОСПРЯЖЕНСК
ВТОРОСПРЯЖЕНСК
КАРТА СПРЯЖЕНИЙ
НА ОСТРОВЕ СОКРОВИЩ
Слайд 53ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО
на Острове Сокровищ
ОБУЧАЮЩИЙ
САД
САД ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Блокнот садовника Литвиненко Евгении
Описания и наблюдения
УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКИЙ КЛУБ - ФИРМА
Мы с вами начали создавать сад частей речи. Значит, мы – садовники. А все настоящие серьёзные садовники записывают в блокнот о каждом цветке или деревце: как называется. К какому виду относится, когда был посажен и так далее.
Здесь нашими деревьями будут глаголы. Вот, как их надо описывать…
САД ЧАСТЕЙ РЕЧИ: ГЛАГОЛ
морфологический разбор
1.Часть речи.
2. Начальная форма ( то есть неопределённая форма глагола).
Постоянные признаки:
3.Вид .
4. Спряжение.
Непостоянные признаки:
5.Число.
6.Время (если есть).
7.Лицо (есть только у глаголов
в настоящем и будущем времени).
8.Род (есть только у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
9. Роль в предложении (чаще всего - сказуемое)
Садовник стрижёт кусты.
стрижёт – глагол;
н.ф. – стричь;
несов.вид;
1спр.(так как
ударное окончание –ЁТ);
ед.число;
наст.время;
3лицо;
В предложении
является сказуемым:
Садовник стрижёт
Рода здесь нет.Ведь по самому глаголу стрижёт(если не смотреть в текст) нельзя определить, кто стрижёт: мужчина или женщина или ОНО…
Слайд 56Выращиваем на Острове Сокровищ «Сад Чудес Морфологии: Части Речи»
Концепция:
1-2 Кактусы -
Наречие и Деепричастие
3-4 Вертикальный садик фей «Секретный уголок» – Прилагательное и Причастие
Оплющение в Восьмой – Глагол
Суккуленты – Местоимения
7 Бонсаи из крассулы – Существительное
8 Орхидеи – Числительное
9 Междометие
Предлог
Частица
Союз
* Однако не все авторы школьных учебников придерживаются традиции. В некоторых учебниках выделяется 12 частей речи, а в некоторых – 13
ВНУТРЕННИЙ МИР МЫСЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА
ВОПЛОЩАЕТСЯ ВО ВНЕШНИЙ МИР ВЕЩЕЙ!
«Человек должен был постепенно слиться с крошечными уголками природы, чтобы найти правду жизни. Все, что я хочу, — это быть частью природы, чтобы она могла помочь мне, а я — ей».
Сесар Манрике
Слайд 57Экзамен на звание вице – мэра:
Заключительный этап
А слова такие:
Слайд 58Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Переходность / непереходность
Возвратность / невозвратность
Вид
как морфологический признак
(СВ)
(НСВ)
Наклонение как морфологический признак
ипс
Время как морфопризнак
Лицо как мпризнак
Безличные глаголы
Спряжение
Род
Число
Взаимосвязь глагольных категорий
Морфологический разбор
Глагольный
этикет
Всё, что нужно знать о Глаголе, чтобы соблюдать
грамматический глагольный этикет
ГЛАГОЛ
Слайд 60Глагольный этикет с точки зрения русского языка:
Извинение
Очень часто можно услышать:
«Извиняюсь»
Человек, который просит извинения у другого, сам себя извиняет?!...
Слово «извиняюсь» – это возвратный глагол, который обозначает действие, направленное на себя.
Правильно сказать: «Извини или извините».
Слайд 61Сегодня мы посетим совсем малюсенький городок. Там живут несколько РАЗНОСПРЯГАЕМЫХ ГЛАГОЛОВ.
Есть такие глаголы в русском языке.
Раньше они кочевали: то поживут в Первоспряженске, то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они основали свой городок Разноспряженск. Его жители спрягаются и по I, и по II спряжению.
Особых трудностей эти глаголы не вызовут, потому что в основном у них ударные окончания.
я хоч-у бег-у
ты хоч-ешь беж-ишь
он хоч-ет беж-ит
мы хот-им беж-им
вы хот-ите беж-ите
они хот-ят бег-ут
Слайд 62видела – оконч. безуд., н.ф.- видеть ; слово – исключение на
–ЕТЬ; IIспр.
понимает –1
проникается - 1
прилетает -
вылетел
называете
прислушивается
умеешь
Начнешь
знает
хочет
Знаешь
Это, конечно, трудный вопрос, но разобраться в нем можно.
Дело в том, что глагол вылететь относится ко 2-му спряжения, а не к 1-му.
Обратите внимание на то, что в тех параграфах учебников русского языка, в которых говорится, что ко 2-му спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, и 11 глаголов-исключений (4 на -АТЬ и 7 на -ЕТЬ, не перечисляю, сами, конечно же, знаете), а остальные глаголы относятся к 1-му спряжению, есть оговорка: ПРИ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ.
Если личные окончания глаголов УДАРНЫЕ, тип спряжения мы определяем по ним, а не по инфинитиву, при этом совершенно неважно, какая концовка у инфинитива.
Глагол ПИТЬ, например, 1-го спряжения, потому что имеет ударные личные окончания -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -ЮТ, а глаголы ШУМЕТЬ, КРИЧАТЬ ЛЕТЕТЬ - 2-го спряжения, потому что имеют ударные окончания -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ): шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят; летишь, летит, летим, летите, летят.
Определяя тип спряжения глагола вылететь, мы должны учитывать и еще одну тонкость: если глагол имеет приставку ВЫ-, то тип его спряжения мы определяем, отбросив эту приставку, так как она в большинстве случаев перетягивает ударение на себя, поэтому окончания глаголов с приставкой ВЫ- - безударные.
Пример:
Нам надо определить, какую гласную надо вставить в окончание глагола в предложении
Рано утром вы вылет…те в Москву.
Рассуждаем следующим образом: в глаголе вылет…те окончание безударное, но не торопимся определять тип спряжения по инфинитиву, так как в нем есть приставка ВЫ-. Отбрасываем приставку и получаем:
Рано утром вы летИТЕ в Москву.
Ударное окончание -ИТЕ показывает, что перед нами глагол 2-го спряжения, значит, в окончание глагола вылет…те надо вставить букву И.
это не одновременно два спряжения, это разные глаголы с чуть разным смыслом.
Слайд 63Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т.
п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению.
я хоч-у бег-у
ты хоч-ешь беж-ишь
он хоч-ет беж-ит
мы хот-им беж-им
вы хот-ите беж-ите
они хот-ят бег-ут
Как видим, глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания 1 спряжения (с гласной е), а во мн. ч.— окончания II спряжения (с гласными и, я).
В древнерусском языке было два глагола хотети, каждый со своим спряжением: хочу, хочешь, хочет, хочем, хочете, хочут; хочу, хотишь, хотит, хотим хотите, хотят.
Разницы в значении между этими глаголами не существовало, и формы слились в один ряд, в один глагол. "Оставшиеся" формы, не принятые литературным языком, до сих пор, однако, встречаются в разговорной речи и в некоторых говорах. Живучесть этих форм объясняется по-видимому тем, что говорящим, хотя и неосознанно, хочется свести все формы к одному типу спряжения.
Глагол бежать во всех формах, кроме З-го л. мн. ч., имеет окончания II спряжения, а в З-м л. мн. ч.— окончание -ут (I спряжение). И в этом случае Произошло слияние форм двух глаголов. В древнерусском языке различались глаголы бежати и бечи, которые в современном языке слились в один глагол. Форма бегут (З-е л. мн. ч.) — от глагола бечи, остальные — от глагола бежать. В разговорной речи и в некоторых говорах встречаются и древние формы бегит, бегим и т. д.
ОВМ!
Слайд 64Особые формы спряжения имеют глаголы есть и дать и производные съесть, поесть, отдать,
передать и др.
В современном языке мы легко различаем два омонима:
есть (инфинитив — «принимать пищу») и есть (З-е л. ед. ч. от глагола быть).
Эти омонимы обыгрываются в шутливом "Заздравном тосте" английского поэта Роберта Бернса :
У которых есть, что есть,— те подчас не могут есть,
А другие могут есть, да сидят без хлеба.
А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть,—
Значит, нам благодарить остаётся небо!
В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть — ко второму.
Такие глаголы называются разноспрягаемыми.
Это :
хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.
Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.
Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.
Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.
Слайд 65Разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы нужно запомнить.
Если личное окончание ударное, спряжение определяется
по нему:
летит — II спр., кричат — II спр.,
жуёт — I спр., подкуём — I спр.
Если личное окончание безударное, следует
поставить глагол в неопределённую форму:
печатаете — печатать,
распилим — распилить;
ВНИМАНИЕ!
ВИД ГЛАГОЛА ДОЛЖЕН СОХРАНЯТЬСЯ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ!
выполняешь (что делаешь?) — (что делать?) выполнять (несов. вид),
выполнишь (что сделаешь?) — (что сделать?) выполнить (сов. вид),
выступаем (что делаем?) — (что делать?) выступать (несов. вид),
выступите (сделаете?) — (что сделать?) выступить (сов. вид).
определить, какая гласная стоить перед -ТЬ,
сравнить с таблицей групп спряжений,
учесть исключения.
Примечания
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные:
лететь — вылететь, работать — поработать,
пилить — распилить, платить — оплатить.
Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные:
умываться — умывать, советоваться — советовать,
извиняться — извинять, извиниться — извинить.
Слайд 66вместо запоминания правил нужно искать внутреннюю логику, ОВМ!
находить её и ею
руководствоваться
Я тоже пользуюсь в некоторых случаях приёмом "запомни, деточка". Но только не в учебных делах. Такой категорический императив требуется, когда, например, надо внушить: на красный свет переходить нельзя. Точка. Или: с незнакомыми людьми никуда уходить нельзя. Точка. А вообще это очень сильное средство. Если его применять постоянно, оно перестанет работать вообще. Поэтому в делах учебных я призываю ребёнка думать и аргументировать.
Как я поняла из этого примера, правило-то всегда найдётся. Проблема в том, чтобы верно угадать, какое именно
Что есть личные окончания? Личные окончания есть спряжение глагола. То есть его изменение по лицам и числам. Это означает, что глаголы в настоящем и будущем времени изменяют свои окончания. Это факт языка. Глаголы несовершенного вида имеют форму настоящего и сложную форму будущего "буду лететь". Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени. Но они все равно спрягаются. Т.Е. окончания меняются в зависимости от лица и числа. Вот и все.
это не одновременно два спряжения, это разные глаголы с чуть разным смыслом.
Слайд 68Различение суффиксов е + ва и ыва, ива распевать, заболевать –
оправдывать
Правило
Теcт для закрепления
Внимание на ударение
Суффикс ва всегда под ударением: распева´ть.
Перед суффиксом ва может быть суффикс е: заболева´ть.
Суффиксы ыва, ива безударные: запи´сывать, опа´здывать.
Слайд 69Определи форму глагола и проверь себя
Пиши мягкий знак ь в возвратных глаголах в
зависимости от формы:
в неопределенной форме глагола мягкий знак нужен, пиши сочетание ться: улыбать
ся,
в формах глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени мягкий знак не нужен, пиши сочетание тся: улыбается
, улыбаются
.
Чтобы проверить себя, задай вопрос:
(что делать?) умываться, (что сделать?) умыться,
(что делает?) умывается, (что сделает?) умоется,
(что делают?) умываются, (что сделают?) умоются.
Не забудь
Мягкий знак пиши также в формах повелительного наклонения: познакомься, познакомьтесь.
Проверка с помощью вопросов в этом случае не работает.
Мягкий знак в возвратных глаголах
умываться - умывается, умываются
Слайд 70Мягкий знак в глагольных формах
беречь, бережёшь, нарежь, нарежьте
Пиши букву ь после мягких согласных
и шипящих в формах:
в неопределённой форме глагола: сидеть
,стеречь
, беречь
, улыбать
ся
;
2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: видишь, слышишь,знаешь;
в повелительном наклонении: познакомь ,познакомьте, познакомь ся
,познакомьтесь
, нарежь
, нарежь
те.
Определи форму глагола
Слайд 71Буква Ё после шипящих и Ч в суффиксах и окончаниях глаголов
и суффиксах отглагольных слов
выкорчёвывать, размежёвывать, жжёт, течёт, тушёный, тушёнка
Внимание на ударение
В суффиксах и окончаниях глаголов, суффиксах отглагольных существительных, прилагательных и причастий после шипящихи ч под ударением пишется буква ё:
стережёшь, стережёт, бережёшь,бережёт, жжёшь, жжёт, тушёнка,тушёный,
сбережённый, сожжённый.
Слайд 72Различение форм повелительного и изъявительного наклонения. Буквы Е и И в
суффиксе и окончании
Выберите ответ! - Когда вы выберете ответ…
Определи наклонение глагола
В формах единственного и множественного числа повелительного наклонения пиши суффикс -и: выбери,люби, выберите, люби´те.
В форме 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения
- в глаголах 1-го спряжения пиши окончания ете: выберете ,
- в глаголах 2-го спряжения- ите : лю´бите
Внимание
Часто различить формы помогает ударение:
смотри´те — мн.ч. повелительного наклонения,
смо´трите — 2-е лицо мн.ч. изъявительного наклонения.