Презентация, доклад по русскому языку на тему Текст как произведение речи

Содержание

УГАДАЙ СЛОВОНесколько предложений или абзацев связанных в целое темой и основной мыслью.Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведении с определенных идейно-политических позицийПроблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материалеПостроение

Слайд 1Текст как произведение речи

Текст как произведение речи

Слайд 2УГАДАЙ СЛОВО
Несколько предложений или абзацев связанных в целое темой и основной

мыслью.
Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведении с определенных идейно-политических позиций
Проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале
Построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий
УГАДАЙ СЛОВОНесколько предложений или абзацев связанных в целое темой и основной мыслью.Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный

Слайд 3Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных

знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.
Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.

Слайд 4Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект,

сам процесс, цель, средства и результат. Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста :

содержательно-структурных;
функциональных;
коммуникативных.
Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект, сам процесс, цель, средства и результат.

Слайд 5 микро- и макросемантику
внешнюю (композиционную) структуру
внутреннюю структуру
Текст

микро- и

макроструктуру

микро- и макросемантикувнешнюю (композиционную) структуру   внутреннюю структуруТекст микро- и макроструктуру

Слайд 6 На композиционном уровне выделяются:

абзацы
предложения
пара
графы
разделы
главы
под
страницы

страницы
На композиционном уровне выделяются: абзацы предложения параграфы разделы главыподстраницы страницы

Слайд 7 Единицами внутренней

структуры текста
являются:

высказывание (реализованное предложение);
ряд высказываний (межфразовое единство), объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент;
фрагменты-блоки (совокупность межфразовых единств, обеспечивающих тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и тематических связей).
Единицами внутренней структуры текста являются:высказывание (реализованное предложение);ряд высказываний

Слайд 8Основные признаки текста

1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном

(с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
Основные признаки текста 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла

Слайд 93) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется

стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль. 4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический

Слайд 10Задание 1.
1. Любить Отечество невозможно заставить декретом. 2. Дела наши в

совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. 3. Любовь надо воспитать. 4. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали.
Задание 1.1. Любить Отечество невозможно заставить декретом. 2. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с

Слайд 11Задание 2.
Осень…. Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли…

сидишь дома, а на улице дождь и слякоть. Именно об осени А.С. Пушкин писал в своем произведении: «Унылая пора! Очей очарованье!»









Задание 2.  Осень…. Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли… сидишь дома, а на улице дождь

Слайд 12Тексты делятся на три смысловых типа:
1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание.

Тексты делятся на три смысловых типа: 1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание.

Слайд 13Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной

последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
экспозиция;
завязка;
развитие действия;
кульминация;
развязка.
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме

Слайд 14Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается и отрицается какое-то

явление, факт, понятие.
Рассуждение строится по определенному плану: 1) тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказывать; 2) аргументы, т. е. обоснование
высказанной мысли (доводы, доказательства); 3) вывод.
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается и отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по

Слайд 15Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений,

животных, человека. 
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. 

Слайд 16Определите, к какому типу речи относится отрывок:
Каким образом уловить тайну личности

поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произве¬дениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).



Определите, к какому типу речи относится отрывок:Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта,

Слайд 17
Жанрами текстов являются:

текст-побуждение;
текст-ретроспекция;
оценочный текст;
контактоустанавливающий текст.

Жанрами текстов являются:текст-побуждение;текст-ретроспекция;оценочный текст;контактоустанавливающий текст.

Слайд 18Виды связи предложений в тексте

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее

предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.
Виды связи предложений в тексте Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл

Слайд 19Средствами цепной связи могут быть следующие:
а) лексический повтор;
б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
в) слова-«заместители»:
– указательные, личные

и притяжательные местоимения;
– местоименные наречия;
– союзные слова;
– словесный пропуск и некоторые другие.
Средствами цепной связи могут быть следующие:а) лексический повтор;б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;в) слова-«заместители»:– указательные, личные и притяжательные местоимения;– местоименные наречия;– союзные слова;– словесный пропуск

Слайд 20Например:
В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый,

невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
Например:В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу,

Слайд 21Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а

являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:
– одинаковом порядке следования слов;
– единстве видовременных форм глаголов-сказуемых.

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом

Слайд 22Например:
Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках

еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Например:Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и

Слайд 23Определить, как между собой связаны предложения.
1) Вокруг города по низким пологим

холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)
Определить, как между собой связаны предложения.1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2)

Слайд 24Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.
Внезапно вся сосна

от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.
Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и

Слайд 25Определите тип связи предложений в тексте:
1) Однажды осенью, на возвратном

пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
2) Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...
Определите тип связи  предложений в тексте:1) Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился

Слайд 26Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.
Чтобы сохранить цветы купленные за

неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1—2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.
Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают

Слайд 27Средства связи предложений

Средства связи предложений

Слайд 29Укажите средство связи между предложениями в тексте:
(1) Быть цельным, быть

самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, - идеал образованного человека. (2)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук.
1) лексический повтор 2) относительное местоимение
3) синтаксический параллелизм 4) сочинительный союз

Укажите средство связи между предложениями в тексте:
(1) Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (2)Потому, что за ней выглядывает тщеславие.
личное местоимение
2) вопросно-ответная форма изложения
3) личное местоимение, вопросно-ответная форма изложения
4) указательное наречие
Укажите средство связи между предложениями в тексте: (1) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть