Слайд 2УГАДАЙ СЛОВО
Несколько предложений или абзацев связанных в целое темой и основной
мыслью.
Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведении с определенных идейно-политических позиций
Проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале
Построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий
Слайд 3Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных
знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.
Слайд 4Текст реализует структурировано представленную деятельность, а структура деятельности предполагает субъект и объект,
сам процесс, цель, средства и результат. Эти компоненты структуры деятельности отражаются в разных показателях текста :
содержательно-структурных;
функциональных;
коммуникативных.
Слайд 5 микро- и макросемантику
внешнюю (композиционную) структуру
внутреннюю структуру
Текст
микро- и
макроструктуру
Слайд 6 На композиционном уровне выделяются:
абзацы
предложения
пара
графы
разделы
главы
под
страницы
страницы
Слайд 7 Единицами внутренней
структуры текста
являются:
высказывание (реализованное предложение);
ряд высказываний (межфразовое единство), объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент;
фрагменты-блоки (совокупность межфразовых единств, обеспечивающих тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и тематических связей).
Слайд 8Основные признаки текста
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном
(с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
Слайд 93) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется
стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.
Слайд 10Задание 1.
1. Любить Отечество невозможно заставить декретом. 2. Дела наши в
совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. 3. Любовь надо воспитать. 4. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и начали.
Слайд 11Задание 2.
Осень…. Как тоскливо! Она навевает мне грустные мысли…
сидишь дома, а на улице дождь и слякоть. Именно об осени А.С. Пушкин писал в своем произведении: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Слайд 12Тексты делятся на три смысловых типа:
1) повествование;
2) рассуждение;
3) описание.
Слайд 13Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной
последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
экспозиция;
завязка;
развитие действия;
кульминация;
развязка.
Слайд 14Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается и отрицается какое-то
явление, факт, понятие.
Рассуждение строится по определенному плану:
1) тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказывать;
2) аргументы, т. е. обоснование
высказанной мысли (доводы, доказательства);
3) вывод.
Слайд 15Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений,
животных, человека.
Слайд 16Определите, к какому типу речи относится отрывок:
Каким образом уловить тайну личности
поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произве¬дениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
Слайд 17
Жанрами текстов являются:
текст-побуждение;
текст-ретроспекция;
оценочный текст;
контактоустанавливающий текст.
Слайд 18Виды связи предложений в тексте
Цепная связь определяется тем, что каждое последующее
предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.
Слайд 19Средствами цепной связи могут быть следующие:
а) лексический повтор;
б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
в) слова-«заместители»:
– указательные, личные
и притяжательные местоимения;
– местоименные наречия;
– союзные слова;
– словесный пропуск и некоторые другие.
Слайд 20Например:
В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый,
невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
Слайд 21Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а
являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.
Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:
– одинаковом порядке следования слов;
– единстве видовременных форм глаголов-сказуемых.
Слайд 22Например:
Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках
еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Слайд 23Определить, как между собой связаны предложения.
1) Вокруг города по низким пологим
холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)
Слайд 24Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.
Внезапно вся сосна
от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.
Слайд 25Определите тип связи предложений в тексте:
1) Однажды осенью, на возвратном
пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
2) Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...
Слайд 26Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.
Чтобы сохранить цветы купленные за
неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1—2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.
Слайд 29Укажите средство связи между предложениями в тексте:
(1) Быть цельным, быть
самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, - идеал образованного человека. (2)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук.
1) лексический повтор 2) относительное местоимение
3) синтаксический параллелизм 4) сочинительный союз
Укажите средство связи между предложениями в тексте:
(1) Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (2)Потому, что за ней выглядывает тщеславие.
личное местоимение
2) вопросно-ответная форма изложения
3) личное местоимение, вопросно-ответная форма изложения
4) указательное наречие