Презентация, доклад по русскому языку на тему Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку

Содержание

Цель опыта: моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Слайд 1Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку
Черных Л.И., учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ № 175»
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языкуЧерных Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 175»

Слайд 2Цель опыта:

моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода

в обучении русскому языку
Цель опыта:				моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Слайд 3Методические задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической

теории и практике;
- осуществить отбор методов и приёмов работы по применению системно-деятельностного подхода конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык»;
- разработать систему заданий в соответствии с системно-деятельностным подходом;
- определить способы диагностики и показателей достижения результатов.  

Методические задачи:  - изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;	-  осуществить отбор

Слайд 4Теоретические основы технологии деятельностного метода:

1) принцип деятельности;
2) принцип непрерывности;
3) принцип целостности;
4)

принцип минимакса;
5) принцип психологической комфортности;
6) принцип вариативности;
7) принцип творчества.

Теоретические основы технологии деятельностного метода:	1) принцип деятельности;	2) принцип непрерывности;	3) принцип целостности;	4) принцип минимакса;	5) принцип психологической комфортности;	6) принцип

Слайд 5Методологические основы:
Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи, Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов

и др.;
технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская);
идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова );
технологии проектной и исследовательской деятельности. 
Методологические основы: Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи, Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.;технология личностно-ориентированного подхода (И.С.

Слайд 6Технология  опыта
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование

индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).





Технология  опыта1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.3.

Слайд 7Метод беседа
Условия
1) примеры для наблюдений по возможности записываются на доске заранее;
2) они должны

быть достаточно лаконичными и насыщенными изучаемым материалом;
3) оформление записи должно быть предельно наглядным, ярким;
4) с целью экономии времени вопросы следует формулировать кратко и ясно, четко и конкретно.





Пример

Несчастье обрушилось на нас.
Не счастье, а беда подстерегла товарищей.
а) какое слово используется в обоих предложениях;
б) укажите, чем отличается слово во втором предложении от первого;;
в) сделайте вывод о правописании не с именем существительным в первом и втором случаях.

Метод беседаУсловия1) примеры для наблюдений по возможности записываются на доске заранее;2) они должны быть достаточно лаконичными и насыщенными изучаемым

Слайд 8Метод рассказа
Условия
Прежде всего, необходимо научить школьников активно слушать, вникать в каждый

вопрос, осмысливать его, устанавливать связи между отдельными языковыми явлениями и самостоятельно делать выводы и обобщения.





Пример

Сообщая правило, учитель обращается к классу с вопросами при подборе примеров, иллюстрирующих данное языковое явление. Это активизирует процесс усвоения нового материала.

Метод рассказаУсловия		Прежде всего, необходимо научить школьников активно слушать, вникать в каждый вопрос, осмысливать его, устанавливать связи между

Слайд 9  Работа с учебником
Условия
Хорошо поставленная работа с учебником активизирует процесс усвоения учебного

материала и, кроме того, способствует более прочному закреплению знаний непосредственно на уроке.
Важно научить школьника самостоятельно работать по учебнику. Если на уроке не вырабатываются эти навыки, а практикуется лишь сплошное заучивание очередного параграфа учебника, то и знания учащихся не будут иметь должной осознанности и прочности.





Пример

Работа с учебником может быть активизирована следующими вопросами и заданиями:
– составить план параграфа;
– подобрать примеры к каждому пункту правила;
– рассказать, что нового узнали из параграфа и что уже было известно;
– подготовить ответы на вопросы, записанные на доске;
– подготовить самостоятельный анализ таблицы, данной в учебнике, составить свою таблицу и др.

  Работа с учебникомУсловия	Хорошо поставленная работа с учебником активизирует процесс усвоения учебного материала и, кроме того, способствует

Слайд 10Самостоятельная работа 
Условия
Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило

как можно больше самостоятельных заданий и дети, наблюдая, сами делали сопоставления, чтобы они подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений. С этой целью изучение нового материала можно практиковать на материале самостоятельной работы учащихся (как метода обучения), которую они выполняли дома или в классе.





Пример

Перед изучением темы «Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных» была предложена такая самостоятельная работа: от данных слов образовать прилагательные при помощи суффиксов, записанных в скобках:
туман (-н-), авиация (-онн-), хозяйство (-енн-),
камень (-н-), станция (-онн-), болезнь (-енн-).

Самостоятельная работа  Условия	Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий

Слайд 11  Использование средств наглядности на уроке
Условия
Особое место, как известно, отводится на уроках

русского языка графической наглядности, наглядному расположению записи на доске и в тетрадях. Поэтому, готовясь к уроку, учитель продумывает проект записи на доске и в тетрадях учащихся с тем, чтобы по этой записи они могли легко сделать самостоятельный вывод или сформулировать изучаемое правило (закон, определение).



Пример

1. Дифференцированное подчеркивание отдельных морфем, основанное на уяснении состава слова.
2. Сокращенные обозначения и цифровые пометы:
а) до записи слова, например: (III, П.→ и) о радости
б) после записи слова, например: на площадке (I, П. → е)
3. Ударения (либо в сочетании с дифференцированным подчеркиванием морфем, либо без него).
4. Стрелки и вопросы.
5. Дифференцированные подчеркивания отдельных звуков, влияющих на написание той или иной орфограммы.
 

  Использование средств наглядности на уроке Условия	Особое место, как известно, отводится на уроках русского языка графической наглядности,

Слайд 12  Прием сравнения и организации самостоятельной работы творческого характера
Условия


На первых порах этой

работой руководит учитель. Но формула обобщенного правила составляется при самом активном участии ребят.

Пример

Первая группа туристов сделала привал у окраины деревни, а вторая – возле рощи.
Первая группа туристов подошла к деревне, а вторая – к роще.
Первая группа туристов побывала в деревне, а вторая – в роще.

  Прием сравнения и организации самостоятельной работы творческого характераУсловия		На первых порах этой работой руководит учитель. Но формула

Слайд 13  Создание проблемной ситуации
Условия
Привлекая старый материал в процессе изучения нового, учитель сталкивает

учащихся с внешними противоречиями, возникающими между уже имеющимися у них знаниями и теми, которые нужно приобрести, чтобы решить поставленную познавательную задачу, и направляет работу мышления и памяти ученика на решение возникшего затруднения.

Пример

Просклонять в тетрадях существительные женского рода на– а, – я (например, родина, воля). При этом обращается внимание учащихся на дательный и предложный падежи (к родине, к воле, о родине, о воле). Дети устанавливают, что в обоих случаях в дательном и предложном падежах следует писать окончание – е. И тогда звучит вопрос:
– А если мы возьмем другое слово I склонения, например партия, – говорит учитель, – подойдет ли к этому случаю известное нам правило о правописании падежных окончаний существительных I склонения на – а, – я?

  Создание проблемной ситуации Условия	Привлекая старый материал в процессе изучения нового, учитель сталкивает учащихся с внешними противоречиями,

Слайд 14  Сопоставление
Условия
Возможность для правильного сопоставления должна создаваться уже во вступительной беседе: из

пройденного следует привлекать такой материал, с которым можно сопоставить основные положения нового материала.


Пример

Перед изучением темы «Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих» необходимо вспомнить правописание о и е после шипящих в корне слова. Сопоставив эти правила, дети уясняют, от чего зависит постановка о и е после шипящих в корне, а от чего – в окончании. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений.

  Сопоставление Условия	Возможность для правильного сопоставления должна создаваться уже во вступительной беседе: из пройденного следует привлекать такой

Слайд 15  Алгоритмизации учебного материала
Условия
В основе приемов должны лежать мыслительные операции анализа и

синтеза. Очень важно обучать школьников «технике мышления», сформировать у них умения и навыки аналитико-синтетической работы. Поэтому при усвоении нового материала необходимо четко планировать логические операции, так как именно овладение системой операций формирует у ученика рациональные умственные действия, а следовательно, и «интеллектуальные» навыки в целом.


Пример

Составление алгоритма действий при решении орфографических задач:
Приставки на –з,-с.
а) ученик находит корень,
б) выделяет приставку на з(с),
в) определяет характер первой согласной корня,
г) делает вывод о правописании искомой орфограммы.
(Пример рассуждения: раскинулся – корень – ки-, приставка на з(с), стоит перед глухим согласным звуком корня, следовательно, на конце приставки пишем букву с.)

  Алгоритмизации учебного материалаУсловия		В основе приемов должны лежать мыслительные операции анализа и синтеза. Очень важно обучать школьников

Слайд 16  Метод проектов
Условия
Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на

изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель.

Пример

Тема 1.« Соблюдение орфоэпических норм пятиклассниками школы»;
тема 2 «Использование фразеологизмов в речи пятиклассников и их родителей»;
тема 3 «Контекстные синонимы (по произведениям, изучаемым в курсе литературы 5 класса)».

  Метод проектов Условия		Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или

Слайд 17 «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены

тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»

А. Дистервег

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть