Слайд 1Десятое марта.
Классная работа.
Слайд 2Иван Сергеевич Тургенев
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Слайд 3Лингвистическая разминка
1)Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
2) Колесом за
сини горы
Солнце тихое скатилось.
3) Дремлет взрытая дорога.
4) Ей сегодня примечталось,
Что совсем - совсем немного
Ждать зимы седой осталось.(С.Есенин)
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
2. Найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной в приставке не зависит от глухости- звонкости последующего согласного.
3. Найдите слово, в котором правописание приставки определяется значением- неполнота действия.
4. Замените словосочетание ЗИМЫ СЕДОЙ , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
5. Определите грамматическую основу предложения 2.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
Слайд 4Сравните
1.[ ],[ ], [ ]. - БСП
4. [ ], (что…)
– СПП
[ ], и [ ] - ССП
Слайд 5Актуализация знаний
Простые предложения в составе сложного могут соединяться при помощи
бессоюзной связи
сочинительной связи
подчинительной связи
Слайд 6Четвертое лишнее
Найдите среди предложенных схем «4-е лишнее» и обоснуйте
свой выбор.
а) [ ], и [ ]: [ ].
б) [ ], (чтобы...).
в) [ ], а [ ].
г) [ ] , [ ].
Слайд 7
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной)
и бессоюзной связи
в сложных предложениях
Слайд 8Цель:
Углубить представление о структуре сложных предложений и видах синтаксической связи между
частями многочленных сложных предложений.
Слайд 9Задачи:
- Уметь:
находить многочленные сложные предложения в тексте;
определять виды синтаксической связи
между частями многочленного сложного предложения;
составлять схемы многочленных сложных предложений;
формировать навыки использования предложений разных типов в письменной речи
Слайд 10Работа с учебником
Подготовьте вопросы по содержанию параграфа
Слайд 11Алгоритм анализа
Выделить грамматические основы предложений.
Определить вид связи, союзная или бессоюзная.
Вид союзной
связи: сочинительная или подчинительная.
В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
Нарисовать схемы.
Охарактеризовать вид связи.
По схемам проверить знаки препинания.
Слайд 12
Определите по данным схемам, какие виды связи используются в предложениях
1. [
], но [ ]: [ ], (потому что … ).
подчинение и бессоюзная связь
сочинение, подчинение и бессоюзная связь
сочинение и подчинение
сочинение и бессоюзная связь
2. [ ]: [ ], (потому что … ).
сочинение и бессоюзная связь
подчинение и бессоюзная связь
сочинение и подчинение
сочинение, подчинение и бессоюзная связь
3. [ ], (когда … ), а [ ]: [ ].
сочинение и бессоюзная связь
подчинение и бессоюзная связь
сочинение, подчинение и бессоюзная связь
сочинение и подчинение
Слайд 13Проверим
1. [ ], но [ ]: [ ], (потому
что … ).
сочинение, подчинение и бессоюзная связь
2. [ ]: [ ], (потому что … ).
подчинение и бессоюзная связь
3. [ ], (когда … ), а [ ]: [ ].
сочинение, подчинение и бессоюзная связь
Слайд 14
Определите количество грамматических основ, составьте схемы предложений, укажите
вид связи между простыми предложениями
Самостоятельная работа
1. Изучение книг было для меня главным средством против скуки жизни, и у меня не было такого горя, которое не рассеивалось после одного часа чтения.
(Шарль Луи Монтескье)
2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.⁴ ( А.И. Герцен)
3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся² бессильными², если ты не можешь сам заставить себя. (В.Сухомлинский)
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
Слайд 15Взаимопроверка
1. [Изучение книг было для меня главным средством против скуки жизни],
и [у меня не было такого горя], (которое не рассеивалось после одного часа чтения). (Шарль Луи Монтескье)
- Сочинительная и подчинительная:
[ ], и [ ], (которое… )
2. [Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге]: [племена, люди, государства исчезали], а [книга оставалась]. ( А.И. Герцен)
- Бессоюзная и сочинительная:
[ ] : [ ], а [ ]
Слайд 163.[Поставь над собой и сто учителей] — [они окажутся бессильными], (если
ты не можешь сам заставить себя). (В.Сухомлинский)
- Бессоюзная и подчинительная:
[ ] - [ ], (если )
4.[После обеда, (когда солнце находилось в зените), мы решили сделать остановку], но [неожиданно наши планы изменились]: [слишком мало времени было у нас в запасе].
- Подчинительная, сочинительная,бессоюзная:
[ , ( когда... ), ], но [ ] : [ ]
«5»- 4 зад. «4» - 3 зад. «3» - 2 зад.
Слайд 17Конструирование предложений
Из трех простых предложений составить сложные предложения с разными видами
связи, построить их схемы
1 ряд: Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
2 ряд: Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
3 ряд: Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Слайд 19Редактирование текста
Прочитайте текст. Красиво звучит? Что здесь не так?
Это фрагмент сочинения
вашей сверстницы. Помогите ей исправить недочеты в построении текста. Подумайте , где уместно воспользоваться однородными членами, обособленными приложениями, сложными предложениями с разными видами связи или сложноподчиненном предложением с осложненным главным предложением.
А.С.Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом, драматургом. Он – человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию «Горе от ума». В комедии он показал жизнь русского дворянства.
Слайд 20Тестирование (задание 14 ОГЭ)
Взаимопроверка
1. 1
2. 4
3. 3
4. 6
5. 6
Слайд 21Рефлексия
- Какие задачи были поставлены в начале урока?
- Что мы должны
были узнать на уроке?
- Что узнали?
- Что для этого делали?
- Были ли какие – то затруднения?
- Что еще предстоит сделать?
Слайд 22Домашнее задание
п.37, упр. 210 или
написать сочинение-миниатюру, используя сложные
предложения, по темам:
«Почему люди преображались, прочитав слова Тургенева о русском языке?»
«Стоит ли былое вспоминать?»
«Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».
«Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».