Презентация, доклад по русскому языку на тему Тире между подлежащим и сказуемым

Словарная работаВице-премьер, гамма-лучи, северо-запад, горько-соленый, где-либо, сделал-таки, из-за горы , пол-Новозыбкова, давным- давно, во-первых, нежданно-негаданно, золотисто-коричневый, читаю по-немецки, пол-лимона, точь-в-точь, экс-чемпион, когда-нибудь, что-нибудь.

Слайд 1
Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 2Словарная работа
Вице-премьер, гамма-лучи, северо-запад, горько-соленый, где-либо, сделал-таки, из-за горы , пол-Новозыбкова,

давным- давно, во-первых, нежданно-негаданно, золотисто-коричневый, читаю по-немецки, пол-лимона, точь-в-точь, экс-чемпион, когда-нибудь, что-нибудь.
Словарная работаВице-премьер, гамма-лучи, северо-запад, горько-соленый, где-либо, сделал-таки, из-за горы , пол-Новозыбкова, давным- давно, во-первых, нежданно-негаданно, золотисто-коричневый, читаю

Слайд 3Удивление – путь к познанию.
Тире или дефис?

Удивление – путь к познанию.Тире или дефис?

Слайд 4К каждому примеру подберите соответствующее правило
Жить – родине служить.
Это озеро

– сказка.
Долг наш – защищать крепость.
Работать с ним - наказание!
Вес дыни - семь килограммов.
Трижды три - девять.
Пирог – пальчики оближешь.
Гипотенуза – это есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
К каждому примеру подберите соответствующее правило Жить – родине служить.Это озеро – сказка.Долг наш – защищать крепость.Работать

Слайд 5Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
1. инф. – инф.
2. сущ. в

И.п.– сущ. в И.п.
3. сущ. в И.п.– инф.
4. инф. – сущ. в И.п.
5. сущ. в И.п.– колич. числит.
6. колич. числит. - колич. числ.
7. сущ. в И.п.– фразеологич. оборот
8. перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое8. перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему

Ученого учить - только портить.
Это озеро – сказка.
Долг наш – защищать крепость.
Работать с ним - наказание!
Вес дыни - семь килограммов.
Трижды три - девять.
Пирог – пальчики оближешь.

Гипотенуза – это есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится:1. инф. – инф.2. сущ. в И.п.– сущ. в И.п.3. сущ. в

Слайд 6Тире не ставится:
1.Кто у нас слесарь? Она его дочь.
2.Его дом самый

высокий в деревне.
3.Сердце не камень.
4.Грач,конечно, птица умная. Жизнь как легенда. Москва теперь порт пяти морей.
5.Я физик , а вы кто? Я- гений! (пауза есть).
6.Вытаскивать занозу больно.
Тире не ставится:1.Кто у нас слесарь? Она его дочь.2.Его дом самый высокий в деревне.3.Сердце не камень.4.Грач,конечно, птица

Слайд 7Тире между подлежащим и сказуемым не ставится :
Если один из главных

членовЕсли один из главных членов предложенияЕсли один из главных членов предложения выражен вопросительным словомЕсли один из главных членов предложения выражен вопросительным словом, а другой – существительнымЕсли один из главных членов предложения выражен вопросительным словом, а другой – существительным в именительном падежеЕсли один из главных членов предложения выражен вопросительным словом, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением.
Если сказуемоеЕсли сказуемое выражено именем прилагательнымЕсли сказуемое выражено именем прилагательным (порядковым числительным, причастием).
Если при сказуемом-существительном имеется отрицание НЕ.
Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, ВРОДЕ.
При отсутствии смысловой паузыПри отсутствии смысловой паузы, если подлежащееПри отсутствии смысловой паузы, если подлежащее выражено личным местоимениемПри отсутствии смысловой паузы, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемоеПри отсутствии смысловой паузы, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежомПри отсутствии смысловой паузы, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного.
При отсутствии смысловой паузыПри отсутствии смысловой паузы и указательных частицПри отсутствии смысловой паузы и указательных частиц между главными членамиПри отсутствии смысловой паузы и указательных частиц между главными членами предложенияПри отсутствии смысловой паузы и указательных частиц между главными членами предложения, выраженными инфинитивомПри отсутствии смысловой паузы и указательных частиц между главными членами предложения, выраженными инфинитивом и категорией состояния . Если есть смысловая паузаПри отсутствии смысловой паузы и указательных частиц между главными членами предложения, выраженными инфинитивом и категорией состояния . Если есть смысловая пауза и указательные частицыПри отсутствии смысловой паузы и указательных частиц между главными членами предложения, выраженными инфинитивом и категорией состояния . Если есть смысловая пауза и указательные частицы, то тире ставится: Вытаскивать занозу - это ужасно больно.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится :Если один из главных членовЕсли один из главных членов предложенияЕсли

Слайд 8В каких случаях тире ставится, а в каких нет


Мое любимое занятие

не чтение, а игра в футбол.
чтение книг.
плавать в бассейне.
два часа верховой езды.
словно эликсир молодости.
приятно и полезно.
есть конный спорт
В каких случаях тире ставится, а в каких нетМое любимое занятие не чтение, а игра в футбол.чтение

Слайд 9 Спишите предложения и объясните постановку знаков препинания в соответствии с

правилом, подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, какими частями речи они являются.

Весенние облака – сказочные чудовища.
Кажется, дважды два – четыре.
Кататься на лодке весело.
Верочка нам – седьмая вода на киселе.
Она учительница.
Ты из каких?
Дорога отвратительная.
Производительность автомата – 28 изделий в минуту.
Это очень неприятно – переезжать.
Курить – здоровью вредить.
Долг ваш – защищать Родину.

Спишите предложения и объясните постановку знаков препинания в соответствии с правилом, подчеркните подлежащее и сказуемое, определите,

Слайд 10В одну колонку выписываем примеры , где тире ставится, а в

другую, где не ставится .

Семью семь _ сорок девять, верно?
Грузоподъемность крана _ 25 тонн.
Фонетика _ раздел языкознания.
Ты _ известный спорщик.
Ученого учить _ только портить.
Невозможно _ забыть такое.
Чашка _ чья?
Вот что страшно _ думать об этом каждый божий день.
Гулять перед сном _ вот здоровая привычка.
Настроение_ ужасное.
Наш долг _ сохранить урожай.
Заработок у него теперь _ будь здоров.

В одну колонку выписываем примеры , где тире ставится, а в другую, где не ставится .Семью семь

Слайд 11 Отметьте условия, при которых ставится тире:
оба главных члена выражены существительными

в именительном падеже;
сказуемое выражено фразеологическим оборотом;
один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - количественным числительным (сочетанием с ним );
подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - именительным падежом существительного;
один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - неопределенной формой глагола;
оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;
перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему;
оба главных члена выражены количественными числительными
сказуемое выражено именем прилагательным;
один из главных членов выражен вопросительным словом, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением;
один из главных членов выражен инфинитивом, а другой – категорией состояния (при отсутствии паузы и указательных частиц).
Отметьте условия, при которых ставится тире:оба главных члена выражены существительными в именительном падеже;сказуемое выражено фразеологическим оборотом;один

Слайд 12Составьте предложение и расставьте знаки препинания
Владимир Иванович Даль –
Николай Степанович Гумилев


Людвиг Ван Бетховен –
Михаил Васильевич Ломоносов –
Петр Ильич Чайковский –
Афанасий Афанасьевич Фет -

автор сборника «Романтические цветы»
автор цикла «Времена года»
исследователь и любитель русского языка
маэстро симфонической музыки
проникновенный лирик
первый преподаватель русской литературы, автор теории «трех штилей»

Составьте предложение и расставьте знаки препинанияВладимир Иванович Даль –Николай Степанович Гумилев –Людвиг Ван Бетховен –Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 13Домашнее задание
Подобрать собственные примеры из художественной литературы, периодической печати на

данное правило.
Выучить теоретический материал по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Домашнее заданиеПодобрать собственные  примеры из художественной литературы, периодической печати на данное правило.Выучить теоретический материал по теме:

Слайд 14Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
1. инф. – инф.
2. сущ. в

И.п.– сущ. в И.п.
3. сущ. в И.п.– инф.
4. инф. – сущ. в И.п.
5. сущ. в И.п.– колич. числит.
6. колич. числит. - колич. числит
7. сущ. в И.п.– фразеологич. оборот
Тире между подлежащим и сказуемым ставится:1. инф. – инф.2. сущ. в И.п.– сущ. в И.п.3. сущ. в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть