Слайд 1
Мастер-класс по литературе
«СОЧИНЕНИЕ-ДОПУСК: РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ...»
Слайд 2Тематические направления
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и
вражда»
Слайд 3Темы сочинений
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и
осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы.
Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
Согласны ли вы с утверждением героя М.Ю. Лермонтова:
«В дружбе всегда один раб другого»?
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В.Друнина)
Слайд 4Книги для прочтения
Разум и чувство
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
И.А. Бунин «Чистый
понедельник»,
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Честь и бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»
Слайд 5Победа и поражение
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не
значился»,
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Опыт и ошибки
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
Дружба и вражда
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»
Слайд 6Выбор темы сочинения
Определите, какая тема кажется вам наиболее конкретной и понятной.
Подумайте,
какая тема позволяет вам опереться на свой читательский опыт.
Вспомните интересные интерпретации текста, знакомые вам критические статьи и т.п..
Слайд 9Композиционная и логическая
структура сочинения
Слайд 10Что делать?
1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в
названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.
Слайд 11 Сравните попарно темы сочинений. Выберите из каждой
пары более узкие темы.
Осень. - Поздняя осень.
Поздняя осень. - Поздняя осень в городе.
День в парке. - Осенний день в парке.
Слайд 12 Разместите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была
ШИРЕ предыдущей.
Наш лес в разные времена года.
Наш лес осенью.
Наш лес в один из дней ранней осени.
Наш лес ранней осенью.
Слайд 13Правильный ответ
Наш лес в один из дней ранней осени.
Наш лес ранней
осенью.
Наш лес осенью.
Наш лес в разные времена года.
Слайд 14Тема нашего сочинения:
«Осень за моим окном».
2. Продумай основную мысль
сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.
Слайд 15Структура (строение )
текста
У нас во дворе // живёт кошка.
Кошку // зовут Мурка. Мурка // любит с нами играть. Игры // бывают самые разные…
Цепной текст
(известное - неизвестное)
Слайд 16 Лесные жители готовятся к зиме. Медведи ищут подходящие ямы
для берлоги. Белки проверяют запасы в дуплах. Мыши таскают зёрна в норки.
Параллельный текст
(общее - детали)
Слайд 173. Пиши, соблюдая последовательность изложения.
4. Подбирай образные слова и выражения.
5. Избегай
повторов одного и того же слова, словосочетания.
6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь.
7. Не забудь сделать выводы!
Слайд 188. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли
пункты плана. Дополни те части сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.
9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли. Внеси нужные исправления.
Слайд 20
Если ты считаешь себя разбитым
Ты действительно разбит
Если ты думаешь, что не
посмеешь,
значит, не решишься
Если тебя хочется выиграть,
но ты думаешь, что не сможешь,
То почти наверняка проиграешь,
В битвах жизни не всегда побеждает
Самый сильный или самый быстрый,
Но рано или поздно тот, кто побеждает,
Оказывается тем, кто считает себя на это способным.