Слайд 1«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
8 класс.
Слайд 2Что такое изложение?
(пересказ, устный или письменный)
Какие виды изложения вам известны?
(сжатое и подробное)
Что такое подробное изложение?
(пересказ близко к тексту, с сохранением подробностей и авторского стиля)
Что такое сжатое изложение?
(передача главной, существенной информации)
Используем ли мы умение сжато излагать информацию в жизни?
Слайд 3При сжатом изложении от вас требуется умение осмыслить текст при прослушивании,
проанализировать, сгруппировать мысли и кратко, ясно изложить.
Для этого потребуется внимательно прослушать текст и выявить логику рассуждения, так как при пересказе умение видеть и обозначать логический переход от одной мысли к другой помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста.
Слайд 4Упражнение 1. Прочитайте текст.
Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой
денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.
Слайд 5Причинно - следственные отношения
они обменивали одни товары на другие
купцы, отправляясь
путешествовать, не брали с собой денег
Слайд 6Причинно - следственные отношения
можно было выменять любую вещь
вместо товаров для
обмена торговцы стали брать золото
Слайд 7Роль третьего предложения.
Оно иллюстрирует предыдущий тезис: когда-то купцы … обменивали одни
товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.
Слайд 8Роль третьего предложения.
Оно иллюстрирует предыдущий тезис: когда-то купцы … обменивали одни
товары на другие. Например, жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.
Слайд 9Логическая схема
ТЕЗИС 1 –
ПРИМЕР
ТЕЗИС 2
но
Слайд 10Подчеркните опорные слова и выражения для каждого пункта.
Когда-то купцы, отправляясь путешествовать,
не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.
Слайд 11Кратко передайте содержание текста, оставив логические связки-слова НАПРИМЕР и НО
Раньше торговали,
обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.
Слайд 12Упражнение 2. Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте
текст на абзацы.
В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.
Слайд 13Сколько мыслей в тексте?
две: 1) из-за полезных ископаемых народы переселяются на
новые территории;
2) в древних мифах отразились истории походов за полезными ископаемыми
Сколько абзацев?
Два – сколько мыслей
Есть ли примеры, иллюстрирующие тезисы?
Слайд 14Обратите внимание, что каждый пример разъясняется:
1) в Крыму есть железо, а
на Кавказе – золото;
2) золото в кавказских реках добывали с помощью бараньих шкур.
Слайд 15Вставьте в текст слова
например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству
древних историков.
Слайд 16В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть
ли на его территории месторождения полезных ископаемых, особенно металлов. Именно богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки, например, испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Поэтому они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, а в реках Кавказа – золотой песок.
История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, например, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. По свидетельству древних историков, «золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.
Слайд 17Составьте логическую схему текста.
Тезис1 –пример1 – разъяснение примера1 – Тезис2
– пример2 – разъяснение примера2
1
Т – П - Р
2
Т – П - Р
Слайд 18Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной
в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.
1. Этот обычай родился много столетий назад.
2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
5. Каждый встречный мог оказаться врагом.
6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
7. Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 19Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
Этот
обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 20Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 21Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 22Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 23Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 24Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 25Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Открытая ладонь правой руки означала: «_______
______________________________________________».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 26Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Открытая ладонь правой руки означала:
«Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 27Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Слайд 28Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При
встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».
Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Слайд 29Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что,
однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?
Слайд 30Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом.
Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».
Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут. (А.Журавлев)
Слайд 31(А)
1. Земля – гигантский магнит.
2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет
всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг.
3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы.
4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.
5. В XIII веке, после возвращения Марко поло из Китая, компас стал известен и европейцам.
6. Он круто изменил жизнь Европы.
7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором.
Слайд 32 (Б)
1.«Этот инструмент напоминает ложку, и когда его кладут на тарелку
на земле, его ручка указывает на юг», – читаем в тексте, написанном в Китае в I веке н.э.
2. На магнитную стрелку влияли находившиеся рядом с ней железные предметы, например корабельные пушки, поэтому суда часто сбивались с намеченного курса.
3. Недалеко от географических – Северного и Южного – полюсов расположены два магнитных.
4. Теперь корабли, которые до этого двигались вдоль береговой линии, могли безбоязненно выходить в открытое море, совершать далекие путешествия.
5. На этом основан принцип действия магнитного компаса, изобретенного в Древнем Китае еще в III веке до н.э.
Слайд 33(А)
1. Земля – гигантский магнит.
2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет
всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг.
3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы.
4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.
5. В XIII веке, после возвращения Марко поло из китая, компас стал известен и европейцам.
6. Он круто изменил жизнь Европы.
7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором.
3
5
1
4
2
Слайд 34Земля – гигантский магнит. Недалеко от географических – Северного и Южного
– полюсов расположены два магнитных. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг. На этом основан принцип действия магнитного компаса, изобретенного в Древнем Китае еще в III веке до н.э. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы. «Этот инструмент напоминает ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг», – читаем в тексте, написанном в Китае в I веке н.э. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути. В XIII веке, после возвращения Марко поло из Китая, компас стал известен и европейцам. Он круто изменил жизнь Европы. Теперь корабли, которые до этого двигались вдоль береговой линии, могли безбоязненно выходить в открытое море, совершать далекие путешествия. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором. На магнитную стрелку влияли находившиеся рядом с ней железные предметы, например корабельные пушки, поэтому суда часто сбивались с намеченного курса.