Слайд 1Готовимся к сочинению на лингвистическую тему
Подготовка к ГИА
Слайд 2Алгоритм работы над сочинением
I. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.
Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Слайд 3II. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких
языковых явлениях идёт речь в высказывании, например:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений и других тропов и стилистических фигур;
о роли синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания.
Этот ряд ещё можно продолжать и продолжать, говоря о морфологии, фонетике и других разделах русского языка.
Слайд 4III. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к
ней.
Слайд 5Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует, характеризует, рассуждает,
отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ...
Слайд 6Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
не
могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
Слайд 7Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
можно применить
цитирование, например:
К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Слайд 8Можно обойтись и без цитирования, например:
1. Язык – одно из чудес,
с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Слайд 9Можно обойтись и без цитирования, например:
2. В высказывании К. Г. Паустовского
моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Слайд 10 IV. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее
к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Слайд 11Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования
к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Слайд 12Например:
Во-первых, важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень
богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Слайд 13Например:
Во-вторых, русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования
слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Слайд 14V. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Слайд 15Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно,
...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
Слайд 16Например:
2. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль
в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Слайд 17Например:
1. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что
в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Слайд 18ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему :
1. Тезис (формулируем позицию автора и
выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Слайд 19Каждую часть начинаем с красной строки.
Должно получиться 3 или 4
абзаца ( вторую часть можно разбить на 2 абзаца по количеству аргументов).
За отсутствие абзацев снимаются баллы.