Презентация, доклад по русскому языку на тему Молодежный сленг

Содержание

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи

Слайд 1МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ

МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ

Слайд 2Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено

не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных группах
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как

Слайд 3Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет,

а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Но связь эту нельзя трактовать слишком прямолинейно, объясняя заметное оживление и интенсивное словообразование в сленге только историческими катаклизмами. Сначала века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек;
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным.

Слайд 4Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки

городов вышли "стиляги". Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли

Слайд 5Береговская Э.М. выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга, тем

самым, подтверждая тезис о постоянном обновлении словарного состава сленга.
На первое место по продуктивности выходят иноязычные заимствования (чувак – парень (из цыганского языка), в большей части англоязычные. Этот способ органично сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной форме. Например: thank you (спасибо) – сенька; parents (родители) - пэренты, прэнты; birthday (день рождения) – бездник, безник.

Береговская Э.М. выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга, тем самым, подтверждая тезис о постоянном обновлении

Слайд 6Имя существительное:
-ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности:

кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха.
При этом основа сложного, обычно иноязычного базового слова подвергается усечению: презентация – презентуха, стипендия – стипуха.

Имя существительное:-ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха,

Слайд 7Так же суффикс используется как средство универбации, т.е. сокращение сочетаний «прилагательное

+ существительное» в одно слово -
существительное: мокрое дело (убийство) – мокруха, бытовое преступление – бытовуха.

Так же суффикс используется как средство универбации, т.е. сокращение сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово -существительное:

Слайд 8Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же

сочетание. В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный – чернуха, веселый – веселуха.
-аг(а) производит модификационные существительные, т.е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;
-ар(а) образует экспрессивные модификационные существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра.

Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих семантику

Слайд 9Своеобразен -он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие

действия или состояния, относящихся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.
Производство имен лиц осуществляют многие суффиксы.
-л(а) производит от глагольных основ грубовато – уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);
-щик, -ник, -ач активны в разных– хохмач, стучать – сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить стукач;
Своеобразен -он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящихся к выпивке

Слайд 10-ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет

или явление, по действию или признаку: наглость – нагляк, депрессия – депресняк, проходняк (произведение, которое может быть опубликовано или проходной балл в вузе).
Он порождает не только существительные, но и специфический класс слов – оценочные наречные предикативы: верняк, мертвяк (верное дело), выступающих в функции междометия со значением: наверняка, точно.

-ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет или явление, по действию или признаку:

Слайд 11Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:
-лк(а),

с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);
-ота используется для производства существительных со значением собирательности: наркота (от наркотики);
-еж образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);
Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:-лк(а), с помощью которого образуются от глагольных

Слайд 12В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в

литературном языке. Для производства существительных, обозначающих действия или результат действия, используются такие суффиксы:
-о: наезд, откат, навар;
-к(а):накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;
-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.

В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в литературном языке. Для производства существительных, обозначающих

Слайд 13Глагол:
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.
Особенно активны производные

с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играет префиксация, приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);
от- отвалить, откатиться, отгрести(лит. отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.

Глагол:Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.Особенно активны производные с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность

Слайд 14Имя прилагательное:
Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем

не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский.
В сленге существует специфическая разновидность слов типа: стебанутый, шизанутый, соотносительных с глаголами на –анутый. Производные на анутый по форме напоминают страдательные причастия (согнуть – согнутый), однако их семантика и характер употребления (неспособность управлять зависимыми именными формами (согнутый кем…)) показывает, что их следует рассматривать как особый вид прилагательных.

Имя прилагательное:Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы.

Слайд 15Второе место после суффиксации занимает такой способ как усечение. С его

помощью легко порождаются наименования разного рода, как правило, от многосложного слова: шиза – шизофрения; дембель – демобилизация; нал наличные деньги;
Следующим мощным источником формирования лексического состава сленга является метафорика.
Метафоры: аквариум, обезьянник – “скамейка в милиции для задержанных”, голяк – полное отсутствие чего – либо, гасить – бить, улетать - чувствовать себя превосходно.
В метафорике часто присутствует юмористическая трактовка означаемого:
лохматый – лысый, баскетболист – человек маленького роста, мерседес педальный – велосипед.
Второе место после суффиксации занимает такой способ как усечение. С его помощью легко порождаются наименования разного рода,

Слайд 16Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление интернета позволило современной молодежи

«зависать» в чатах (от английского слова chat - болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.
Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от английского слова

Слайд 17Подготовил
Попов
Рафаэль
Спасибо за внимание

ПодготовилПоповРафаэльСпасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть