Слайд 1Местоимение как часть речи
МАОУ «Свободненская СОШ»
Кобзова Надежда Борисовна,
учитель русского
языка и литературы
2018 год
Слайд 2Цели урока:
дать понятие местоимения как части речи;
познакомить с морфологическими признаками местоимения;
-
научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определить их роль в тексте
Слайд 3Тест.
1.Какое слово числительное?
а)три; б)трехзначный; в)тройка; г)утроить.
2.В каком слове
нет двойных согласных?
а)один?дцать; б)две?надцать; в)стекля?ный; г)мас?а
3. В каком слове два мягких знака?
а)восем..надцат..; б)пят..юдесят..ю; в)пят..десят..; г)об..являт..
Слайд 4 4. Найти ошибку:
а)семеро котят; б)с девяноста рублями;
в) к трехстам
шестидесяти пяти;
г) выдать ста ученикам.
5.Найдите ошибки в морфологическом разборе:
а) пять тонн – числ. простое, колич., целое.
б) на три пятых тонны – числ., простое, колич., целое, И.п.
в) во второй день - числ., простое, поряд., В.п. , ед. ч, м.р.
Слайд 6 Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я
заменяю имена.
Слайд 8 Скворец летел к себе домой.
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много
лет
Её по множеству примет.
Скворец ---- ОН
Дорогой ----- ЕЁ
Слайд 10МЕСТОИМЕНИЕ — часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество,
но не называет их.
Я, ты, он,она,оно,мы,вы,они.
Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?
Слайд 11Задание 1. Просклоняйте местоимение ОН ( скворец)
Задание 2. Определить
род и число местоимения её (дорога)
ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, родам и числам.
Слайд 121. Личные местоимения — Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО,
ОНИ
2. Возвратное местоимение — СЕБЯ
3. Вопросительные местоимения — КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КАКОВ?
4. Относительные местоимения — КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО
5. Неопределенные местоимения — НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, ЧТО-ТО, КТО-ЛИБО
6. Отрицательные местоимения — НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО
7. Притяжательные местоимения — МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ
8. Указательные местоимения — ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, СТОЛЬКО
9. Определительные местоимения — ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ
Слайд 13 Любой скворец летит к себе домой.
ВЫВОД: местоимения в предложении чаще
всего являются подлежащим, дополнением, определением.
Слайд 14 Задание № 1.
Заменить существительные местоимениями
В субботу бабушка и внук отправились
по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.
Слайд 15 Задание № 2.
Заменить существительные местоимениями
Я выхожу на поляну. За
поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.
Слайд 16Задание № 3.
Найти и выписать местоимения, обозначить род, число, падеж.
На
рассвете около меня зашуршали листья. Это мимо пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Ёж! Он проскользнул под низкий кустик, но вскоре вернулся. Я увидел на его колючках яблоко.
Слайд 17 Задание № 4.
Подобрать к глаголам местоимения 1-го и 3-го лица
Подошёл (к кому?)
Вспомнил (кого?)
Возвратился (с кем?)
Спросил (у кого?)
Слайд 18Вопрос 1.
Каково общее грамматическое значение местоимений?
а) обозначают предмет и его признак;
б)
указывают на предметы, признаки или количества, но не называет их;
в) обозначают количество и порядок при счете.
Слайд 19Вопрос 2.
На какие вопросы отвечают местоимения?
а) Кто? Что?
б) Какой? Чей?
в)
Сколько?
г) на все перечисленные
Слайд 20Вопрос 3.
Как могут изменяться местоимения?
а) по числам и родам;
б) по числам
и падежам;
в) по числам, родам и падежам.
Слайд 21Вопрос 4.
Каким членом предложения может быть местоимение?
а) только подлежащим и дополнением;
б)
только подлежащим;
в) подлежащим, дополнением и определением.
Слайд 22Вопрос 5.
На сколько разрядов делятся все местоимения?
а) 8
б) 9
в) 10
Слайд 23Проверьте себя!
1. б
2. г
3. в
4. в
5. б