Слайд 1 Использование метода проекта при изучении русского языка
Инёшина Людмила Геннадиевна,
преподаватель русского языка и литературы
ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»
Слайд 2Предмет исследования –
структурные и содержательно-технологические основы обучения и воспитания студентов
в условиях наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса
Слайд 3Объект исследования -
процесс формирования личных способностей студентов
Слайд 4 Цель:
создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, используя технологию
проектной деятельности
Слайд 5 Актуальность
разрабатываемой технологии обусловлена гипотезой
о том, что
эта гибкая модель организации учебного
процесса будет воспитывать у обучающихся
исследовательские компетенции, позволяющие
лучше адаптироваться к стремительно меняющимся
социально-экономическим условиям.
Проектный метод ориентирован на творческую
самореализацию развивающейся личности, развитие
воли, находчивости и целеустремленности.
Слайд 6 Задачи
-обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель,
описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать;
- умение составлять письменный отчет (должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Слайд 7 Методологическая основа исследования:
Методологическая основа исследования: вопросы, связанные с
проблемами технологией проектной деятельности, были определены учёными, работавшими в контексте следующих направлений:
– специфика педагогических систем и особенности разработки педагогических технологий – Ю. Бабанский,
Н.Е. Щуркова, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатриком, Паркхарст;
– структура учебной деятельности - С.Т. Шацкий,
В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;
– проблемы проектирования педагогической деятельности- В.В. Гузеев, Е.С. Полат,Т.Ф. Левина; Шкуран Р.А;
– психодиагностика и индивидуальный контроль-
М.К. Акимова, Д.Жак, Л.М. Фридман.
Слайд 8Методы исследования:
теоретические:
экспертно-аналитический метод, оценки качества организации различных типов обучения, методы
моделирования в процессе разработки
дидактической модели проектной деятельности;
-экспериментальные:
включённое наблюдение, интервьюирование, организационно-деятельностные игры,
методы диагностики
Слайд 9Основные этапы исследования
На первом этапе (2012-2013 г.г)
осуществлялось накопление эмпирического опыта, формировался понятийный аппарат, анализировался опыт отечественных и зарубежных исследователей.
На втором этапе (2013-2014 г.г) систематизировался и обобщался теоретический и накопленный эмпирический материал по проблеме исследования, в частности, был разработан обобщённый алгоритм создания и разработки технологии проекта в учебной деятельности, началась экспериментальная апробация основных положений авторского подхода.
На третьем этапе (2014-2015 г.г.) разрабатывались методы диагностики потенциала учебного занятия по проектной методике, проводилась разработка теоретических положений и их экспериментальная проверка и обработка данных о целесообразности разрабатываемого подхода.
Слайд 10Достоверность исследования
подтверждается положительными результатами, полученными в результате апробации в ГАП
ОУ «Якутский автодорожный техникум»
Слайд 11Научная новизна и теоретическая значимость исследования
1.Уточнено содержание понятий метод «проектов»
и педагогическая технология. Сущность и оригинальность данного метода состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение, быть логичными и последовательными
2.Разработана и научно обоснована типология основных педагогических систем в отечественной и зарубежной дидактике с точки зрения проработанности в них личностной компоненты обучения
3.Предложен обобщённый алгоритм разработки авторской педагогической технологии. Ориентировочной основой реализации этапов данного алгоритма выступает схема предметно-методической презентации учебной дисциплины- «Русский язык и культура речи»
Слайд 12Практическая значимость
настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов в
практике преподавания проектного метода в обучении различных предметов как в учебном процессе, так и для включения разработанной технологии в преподавание различных курсов.
Слайд 13Апробация
Теоретические положения и результаты исследования заслушивались, обсуждались и получили одобрение
на: -заседаниях методических комиссий;
-педагогических советах; -научно-практических конференциях
Слайд 14Типологические признаки проектов:
1.Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная,
ознакомительно-ориентированная и др.
2.Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.
3.Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4.Характер контактов (среди участников одного вуза, группы, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6.Продолжительность выполнения.
Слайд 15
Основные этапы работы
работы над
проектом:
1. организационно-установочный;
2. выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. обсуждение методических аспектов и организация работы обучаемых;
4. структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп студентов, подбор необходимых материалов;
5. работа над проектом;
6. подведение итогов, оформление результатов;
7. презентация проекта.
Слайд 16
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых
материалов.
Приёмы могут быть следующими: придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро) Всё это завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.
Слайд 17Организационно-установочный
Самый сложный момент при введении учебных проектов - организация этой
деятельности, а особенно - подготовительный этап. На этом этапе следует учесть сложившуюся типологию проектов по следующим типологическим признакам:
1.Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),
ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одного техникума, группы города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Слайд 18Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта
Необходимо обсудить
следующие вопросы:
• Для чего создается данный проект?
• Чем вызвана необходимость его создания?
• Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
• Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
• Найдет ли он своих потребителей?
Слайд 19 Задачи проектов:
•
поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;
• анализ проблемы, с которой связан проект;
• материально-техническое обеспечение выполнения проекта;
• поиск источников финансирования
Слайд 20
Обсуждение методических аспектов и организация работы обучающихся:
После того как сформулированы
идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:
• Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?
• Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?
• Как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?
Слайд 21Овладение проектным методом деятельности
Этот процесс нужно организовывать, моделировать так, чтобы обучающие
научились:
• намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
• искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
• осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
• корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
• объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Слайд 22
Работа над проектом
На этом этапе ведется
работа по воплощению в
жизнь поставленных задач, которая требует от всех
участников предельной исполнительности,
слаженности в действиях, а также значительных
усилий от руководителя проекта по координации
деятельности участников проекта и постоянного
контроля за ходом и сроками производимых работ.
Слайд 23
Подведение итогов, оформление результатов
На
данном этапе осуществляется анализ
результатов деятельности исполнителей
проекта, выявляются недоработки, намечаются пути
устранения выявленных недостатков, готовится
необходимая документация по проекту и его
презентация.
Главная задача научного руководителя на этом этапе - организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация.
Слайд 24Презентация проекта
Презентация проекта – это публичная защита проекта,
которая может происходить в форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании.
Преподаватель должен заранее выяснить регламент выступления по проекту и доступные технические средства сопровождения выступления.
В соответствии с этим презентация готовится, в основном, всегда в электронном виде
Слайд 27Заключение
Метод проекта должен включаться в
учебный процесс как дополнительное средство, повышающее качество учебного процесса и способствующее развитию личностных качеств обучающихся, так как при изучении формируется:
• осмысленное усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и
практической деятельности;
• развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей
обучающихся;
• формирование научного мировоззрения на основе самостоятельно проверенной доказательности научных понятий и положений.
Метод проектов активизирует все стороны личности и влияет на развитие таких качеств характера, как
целеустремленность, настойчивость, ответственность, креативность,
коммуникативность, адаптивность.