Слайд 1Тема 3. Характеристика современных технологий обучения в профессиональном обучении.
1.Технологии проектирования педагогических
систем.
2.Технологии проектирования педагогического процесса и педагогических ситуаций.
Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими.
1. К малым системам относятся отдельные системы воспитания обучающихся (в СПО есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности обучающихся, профессиональной ориентации, гражданско-патриотического, правового воспитания и т.д.)
2. К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с обучающимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.
3. К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.
4. Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республик в целом.
Слайд 2Педагогические системы – это особые образования. Каждой из них присущи свои
специфические признаки:
– они всегда имеют цель – развитие обучающихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
– ведущим звеном в этих системах всегда является обучающийся (воспитанник);
– любая из них строится и действует как система открытая, т.е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
Педагогический процесс и педагогические ситуации.
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.
Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию обучающихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него – в рамках определенной подсистемы.
Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. => Проектирование педагогических ситуаций входит в проектирование самого процесса.
Слайд 3
Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной, по сути,
она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему.
Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс «подгонки» педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.
Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций.
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.
Этапы педагогического проектирования
1. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
3. Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Слайд 4Формы и принципы педагогического проектирования.
Формы педагогического проектирования – это документы, в
которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Концепция – это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов.
Особая форма проектирования – мечта. Образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта – это и инструмент познания. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего.
План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения.
Принципы педагогического проектирования.
1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций – является главным.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Слайд 5Проектирование педагогического объекта.
1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что
именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?
2. Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.
3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. (лучше в нескольких вариантах – учебно-технологическую карту (план занятия).
4. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.
5. Материально-техническое обеспечение предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию. Можно выделить пять эпох развития педагогической деятельности:
I – эпоха «индивидуального педагога», работающего «вручную»;
II – эпоха учебной книги;
III – эпоха аудиовизуальных средств;
IV – эпоха простых средств автоматизации управления обучением;
V – эпоха адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ.
Слайд 66. Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их
учет при разработке деятельности обучающихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.
7. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Системообразующий компонент – это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство.
8. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.
9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.
10. Мысленное экспериментирование применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка.
11. Экспериментальная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.
12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки.
13. Принятие решения об использовании проекта – завершающее действие проектирования.
Слайд 8
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
практико-ориентированная деятельность, целью которой
является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
процесс создания и реализации педагогического проекта;
специфический способ развития личности;
технология обучения.
Слайд 9Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества.
Оно предполагает наличие у педагога
совокупности
творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность,
глубокое внимание и наблюдательность,
искусство нестандартно мыслить,
богатое воображение и интуиция,
исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач,
самостоятельность суждений и выводов.
Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются:
высокая общая культура,
гуманистическая направленность,
профессиональные знания и умения,
творчество и педагогические способности,
технологическая компетентность.
Педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
Слайд 10Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени
научности);
формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
создание образа результата;
поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
комплексная экспертиза результатов реализации проекта
Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности.
Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Слайд 11Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования.
Технология проектирования педагогического
исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:
1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;
2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
3. Определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5. Определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
6. Формируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9. Определение направления и этапов исследовательской работы, сроки.
10. Определяем участников исследования (обучающихся, педагогический коллектив или группа преподавателей и т.д.).
Слайд 13Значение технологии проектирования.
1.исследовательский и практический характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных
мотивов деятельности;
2.осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3.в процессе выполнения проекта формируется социальный опыт, умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4.расширяются социальные контакты, развивается умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5.технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения.
Слайд 14
«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно
вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после занятий Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.
— Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем занятии?
На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всей группы, поднял руку и, ответив на вопрос преподавателя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:
— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.
2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?
3. Можно ли оценить действия преподавателя как антипедагогические?