Презентация, доклад по русскому языку Двойная роль Е, Ё, Ю, Я (5 класс)

Содержание

Прием: «Толстые и тонкие вопросы»1.Сочетания букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЧ, РЩ пишутся…2.-Ь- пишется в середине слов и на конце для обозначения …3.Мягкость звука Л перед согласным обозначается…без ЬмягкостиЬ

Слайд 1Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 2Прием: «Толстые и тонкие вопросы»
1.Сочетания букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН,

РЧ, РЩ пишутся…
2.-Ь- пишется в середине слов и на конце для обозначения …

3.Мягкость звука Л перед согласным обозначается…

без Ь

мягкости

Ь

Прием: «Толстые и тонкие вопросы»1.Сочетания букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЧ, РЩ пишутся…2.-Ь- пишется в середине

Слайд 3Упражнение 304.

Упражнение 304.

Слайд 4«Мозговой штурм».
Укажите слова с парными звонкими и глухими согласными в

середине слова: 1. клубки 2. вечерний 3. булавка 4. садовник 5. пробка 6. холодный

1,3,5

«Мозговой штурм». Укажите слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова: 1. клубки 2. вечерний

Слайд 5«Помогалка» для «запоминалки» - волшебные предложения:
1)Ты слышал "волшебную фразу" Фока, хочешь

поесть щец? Почему она "волшебная"? Зачеркни в ней все буквы гласный звуков и мягкий знак. Какие буквы останутся? Что ты можешь сказать о звуках, которые обозначают эти буквы? 2) Из слов друг, мы, не, же, забывали состав правильную фразу. Буквы каких согласных звуков она содержит?

«Помогалка» для «запоминалки» - волшебные предложения:1)Ты слышал

Слайд 6«Помогалка» для «запоминалки» - волшебные предложения:
1. Все глухие – в одном

предложении:

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

2. Все звонкие – в одном предложении:

МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЕМ ДРУГА.


«Помогалка» для «запоминалки» - волшебные предложения:1. Все глухие – в одном предложении:ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?2. Все звонкие

Слайд 7ПОНАБЛЮДАЕМ
Представьте, что вы зовёте своих друзей в лесу. Имена их вы

произносите громко, растягивая гласные звуки: «Яша! Юля!»

ПОНАБЛЮДАЕМПредставьте, что вы зовёте своих друзей в лесу. Имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: «Яша!

Слайд 8ПОНАБЛЮДАЕМ
Какие звуки вы слышите в начале этих имён?

[й’а]
[й’у]

Какими буквами обозначаются?
Я
Ю
Буквы Е

и Ё тоже могут обозначать 2 звука.


ПОНАБЛЮДАЕМКакие звуки вы слышите в начале этих имён?[й’а][й’у]Какими буквами обозначаются?ЯЮБуквы Е и Ё тоже могут обозначать 2

Слайд 9Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Тема урока

Двойная роль букв  Е, Ё, Ю, Я.Тема урока

Слайд 10Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Цели:
узнать, какие две роли выполняют буквы е, ё, ю, я,
2) научиться различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я


Двойная роль букв  Е, Ё, Ю, Я.    Цели: узнать, какие две роли выполняют

Слайд 11
мята -[м’ата]
люк -[л’ук]
нёс - [н’ос]
тема -

[т’эма]




1 звук
















Яша - [й’аша]
уют - [уй’ут]
жуёт - [жуй’от]
поезд - [пой’эст]

2 звука
Вывод: у букв
Е,Ё,Ю, Я две роли.



мята -[м’ата] люк -[л’ук] нёс -  [н’ос]тема - [т’эма]

Слайд 12Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:

Белка
Боксёр
Рюкзак
Мясо

[э]
[о]
[у]
[а]

Е, Ё,

Ю, Я стоят после согласной, смягчают её и обозначают один звук

Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:БелкаБоксёрРюкзак Мясо[э][о][у][а]  Е, Ё, Ю, Я стоят после согласной, смягчают

Слайд 13 Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Смягчают
предыдущий
согласный

Первая роль букв  Е, Ё, Ю, Я. Смягчают предыдущий согласный

Слайд 14Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:

Еда -
Ёж-
Юла -
Яма-

[й`э]
[й`о ]
[й`у ]
[й`а]



если
буквыЕ,Ё,Ю,Я стоят в начале слова обозначают 2 звука

Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:        Еда -

Слайд 15Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:

Поезд-
Поём-
Дают-
Баян-


[й`э ]
[й`о]
[й`у ]
[й`а ]

если
буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.



Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:        Поезд-

Слайд 16Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:

Подъезд-
Льёт -
Вьюн -

Бурьян -


[й`э ]
[й`о ]
[ й`у]
[й`а ]

если
буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:Подъезд-Льёт  -Вьюн  - Бурьян -[й`э ] [й`о ] [

Слайд 17Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Обозначают
сразу два звука!

Вторая роль букв  Е, Ё, Ю, Я.Обозначаютсразу два звука!

Слайд 18 Звуковая роль букв Е,Ё,Ю,Я

1звук


2 звука

В начале слова - яма

После согласного

После гласного - баян

После разделительных
Ь и Ъ - съел



Звуковая роль букв  Е,Ё,Ю,Я        1звук

Слайд 19л[э]в


Лев
После согласной

л[э]в             ЛевПосле согласной

Слайд 20



ёлка

в начале слова

[й`о ] лка


Слайд 21
Заяц


после гласного
за[й`а ] ка

Заяц    после гласногоза[й`а ] ка

Слайд 22Юбка
Свинья


после ь знака
свин[й`а ]
[й`у ]бка

Юбка Свиньяпосле ь знакасвин[й`а ] [й`у ]бка

Слайд 23Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 25Игра: «Кто прав?»

белый -
съёмка -
печать -
подъезд -
тюль -
ем -
ёрш -
заехать -
мёд -
юмор -



1звук
2 звука
1звук
2звука
1звук
2 звука
2 звука
2 звук
1 звук
2 звука


Игра: «Кто прав?»            белый -

Слайд 26 Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения

мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной, 2) обозначают 2 звука е, ё, ю, я

День, аукает, январь, жюри, рев, подъезд , поет, нёс, маяк, , белка, басня, крылья.



Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной,

Слайд 27 Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения

мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной, 2) обозначают 2 звука е, ё, ю, я

обозначает мягкость согласной: день, рев, нёс, белка, басня
2) обозначают 2 звука е, ё, ю, я:
аукает, январь,, поет, маяк, крылья.



Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной,

Слайд 28Придумайте задание

Придумайте задание

Слайд 29.


-Что мы изучали на уроке?
(Двойную роль букв е, ё, ю, я).

-Что было трудным?
( Обозначение. 1 или 2 звука.)
-Что было легким? Что понравилось?
-Что мы сделали для решения проблемы?
(Мы изучили правило)
-Чему мы научились?
(Мы научились определять роль букв е,ё,ю,я, сколько они обозначают звуков -1 или 2 звука)
-Как мы можем определить количество звуков?
(количество звуков мы можем определить по позиции букв е, ё, ю, я в слове.)
.-Что мы изучали на уроке?(Двойную роль букв е, ё, ю, я). -Что было трудным?( Обозначение. 1 или

Слайд 30Домашнее задание
На выбор:

упр. 312
Нарисовать 5 маленьких рисунков, иллюстрирующих тему урока, определить

сколько звуков обозначают в словах Е, Ё, Ю, Я.
Образец:

обезья [й`а ]на (2 звука)

Домашнее заданиеНа выбор:упр. 312Нарисовать 5 маленьких рисунков, иллюстрирующих тему урока, определить сколько звуков обозначают в словах Е,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть