Презентация, доклад по русскому языку для подготовки к ОГЭ по русскому языку Отрабатываем задания №12,13,14 ОГЭ по русскому языку

Содержание

Справочный материал для №12Сочинительная связь: да, и, а, но, зато, однако, или, либоПодчинительная связь: что, чтобы, когда, если, так как, потому что, хотя, несмотря на то, что, который и т. д.Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Слайд 1Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по теме «Сложное предложение»
Отрабатываем задания

ОГЭ №12, 13, 14

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по теме «Сложное предложение»Отрабатываем задания ОГЭ №12, 13, 14Учитель МОУ

Слайд 2Справочный материал для №12
Сочинительная связь: да, и, а, но, зато, однако,

или, либо

Подчинительная связь: что, чтобы, когда, если, так как, потому что, хотя, несмотря на то, что, который и т. д.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Справочный материал для №12Сочинительная связь: да, и, а, но, зато, однако, или, либоПодчинительная связь: что, чтобы, когда,

Слайд 3В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


Сделав последнее усилие,(1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы быстро оставляют его,(4) и он падает в обморок.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного

Слайд 4В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.  

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного

Слайд 5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 
Положив трубку,(1) я извлёк из гитары квакающий звук. Взвыл Кит. На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек,(2) а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. Он знал,(3) как поднять мой ослабевший дух. А я вспомнил,(4) до чего был жуткий мороз,(5) когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного

Слайд 6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 
Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник. Я взглянул и замер.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые  между частями

Слайд 7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.


Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

Слайд 8В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 
Надо было хорошенько обдумать,(1) как сказать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда,(5) не поедет с ним кататься.


Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

Слайд 9В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 
Наиля посмотрела на меня пристально,(1) покачала головой. Она не могла понять,(2) а я не мог объяснить ей,(3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного

Слайд 10Справочный материал к №13
Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Справочный материал к №13Учитель МОУ

Слайд 11Среди предложений 55–61 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
(55)И

тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле. (61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 55–61 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:–

Слайд 12Среди предложений 21—26 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных
(21)Оказывается,

собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 21—26 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных (21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с

Слайд 13Среди предложений 2—9 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных
(2)То

ли от ветра – мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3)А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.
(4)Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5)А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6)А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино.
(7)Он ждал этого кино целую неделю. (8)И фильм-то был старый – «Золушка», и он понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. (9)Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 2—9 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных (2)То ли от ветра – мать его

Слайд 14Среди предложений 37–44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
(37)И вдруг

слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю – никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 37–44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.(37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно

Слайд 15Среди предложений 50–56 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.


(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик. (51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 50–56 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. (50)Когда мальчик с матерью стояли в

Слайд 16Среди предложений 28–38 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением

придаточных.

– (28)А-а! – протянул я. (29)И впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)Под рыжим чубом у него было выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
«(31)Этот долетит, – подумал я, – этот долетит!» (32)Я вспомнил, как во время войны прыгал с парашютом и как это страшно, когда прыгаешь в пустоту. «(33)А ведь тем, кто полетит в космос, будет ещё страшней. (34)Но этот всё равно полетит».
– (35)Тогда я не возражаю, раз такое дело, – сказал я.
(36)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (37)А потом вдруг перестал ходить. (38)И на уроках он был рассеянным и даже похудел.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 28–38 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. – (28)А-а! – протянул я.

Слайд 17Справочный материал к №14
Алгоритм работы при решении задания
Найди предложение, в

котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.
Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Справочный материал к №14Алгоритм работы при решении задания Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.Установи тип

Слайд 18Сочинительная + подчинительная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная,

так и подчинительная связь.
Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[… , ( в котором …) , … ] , а [ ].

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Сочинительная + подчинительная связь Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.Например: Ближний

Слайд 19Сочинительная + бессоюзная связь
Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь,

но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
[ ], [ ] , но [ ] : [ ].

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Сочинительная + бессоюзная связь Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев

Слайд 20Подчинительная + бессоюзная связь
Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель,

которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая … ) .

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Подчинительная + бессоюзная связь Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.[  ]

Слайд 21Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
Например: Хороша наша природа зимой: всё

вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ], ( который…) , и [ ].

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится

Слайд 22Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной

связью между частями

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями (44)Горечь и не

Слайд 23Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между

частями.

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.
(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. 

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.   (6)Этих реплик хватило

Слайд 24Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
(33)Толя

сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. (33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну,

Слайд 25Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
29)Отец и

мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.


Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что

Слайд 26Среди предложений 1–7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями
(1)В

первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться. (5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся:(6) «Ну, думаю, дело плохо: будет сын рубакой и пьяницей!» (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось.

Учитель МОУ "СОШ №5 х.Восточный" Ж.А.Базыльская

Среди предложений 1–7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями     (1)В первый год моей жизни, в день

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть