Учитель русского языка и литературы
МАОУ лицея №14 г. Тамбова
Веденеева Елена Леонидовна
Слайд 2Словосочетание
Сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных по и грамматически.
Словосочетания
Сочинительные
Подчинительные
Слайд 3Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь устанавливается по вопросам от главного слова
к зависимому.
Ветер (какой?) осенний
Грамматическая связь слов выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
Рабочее слово
Участвовать в экспедиции
Слайд 4Сочинительные словосочетания
Объединены равноправные слова.
Нет главных и зависимых слов.
Состоят из слов одной
части речи.
Входят в состав подчинительных словосочетаний как одна часть (главная или зависимая).
День и ночь; Осенний, но теплый;
Однообразно и уныло
Слайд 5Подчинительные словосочетания
Состоят из главного и зависимого слов.
какой?
Осенний ветер
что?
Срывает листья
откуда?
Срывает с берез и осин
Слайд 6Строение словосочетаний
Определяется по главному слову
Глагольные
глагол дееприч.
выполнить долг, улыбаясь смущенно
Именные
существит. прилаг.
кабинет директора, белый от снега
Наречные
наречие
очень хорошо
Слайд 7Глагольные
Главное слово выражено
глаголом, причастием, деепричастием.
глагол
Прыгать с трамплина
причастие
Потемневший от загара
дееприч.
Улыбаясь смущенно
Слайд 8Именное
Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением.
существ. прилаг.
Кабинет директора; Белый от снега
числит. местоимение
Пятый справа; Что-нибудь интересное
Слайд 9Наречные
Главное слово выражено наречием.
наречие
Совершенно секретно
нареч.
Весьма важно
нареч.
Вдали от дороги
Слайд 10Способы подчинительной связи
Согласование
Управление
Примыкание
Слайд 11Согласование
Тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в
тех же формах, что и главное.
Стройная береза (ед.ч., ж.р., им.п.)
Стройной березы (ед.ч., ж.р., р.п.)
Слайд 12 Зависимые слова при согласовании
Имя прилагательное (голубое небо)
Порядковое числительное (в
пятом ряду)
Количественные числительные в косвенных падежах (четырех карандашей, пятью тетрадями)
Причастие (улыбающаяся мама)
Местоимения, заменяющие прилагательные
(другому пути)
Слайд 13Управление
Тип подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в
определенном падеже
что?
Посеять пшеницу (в.п.)
чего?
Освоение космоса (р.п.)
Слайд 14Зависимые слова при управлении
Имя существительное (пошел к другу)
Местоимения, заменяющие существительные
(улыбается ему)
Количественные числительные (кроме один) в им.п., управляют существительными
(четыре карандаша, пять тетрадей)
Слайд 15Примыкание
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным
по смыслу, интонацией и порядком слов
Настойчиво учиться
Разговаривал улыбаясь
Слайд 16Зависимые слова при примыкании
Наречие (настойчиво учиться)
Инфинитив (уехал учиться)
Деепричастие (разговаривал улыбаясь)
Слайд 17Цельные словосочетания
Словосочетания, которые в предложении выступают как один член предложения.
Слайд 18Типы цельных словосочетаний
Словосочетания с главным словом числительным (три пальмы, много песен)
Словосочетания
с главным словом существительным, образованным от числительного (сотни дорог)
Словосочетания (любой из нас) с предлогом ИЗ со значением избирательности
Словосочетания с предлогом С со значением совместности (мы с тобой)
Словосочетания со словами: С ГЛАЗАМИ, С НОСОМ, С ЛИЦОМ, РОСТА и др. (с веселыми лицами)
Слайд 19Синонимичные словосочетания
Прилагательное+существительное =
Существительное+существительное
Бронзовая статуя – статуя из бронзы
Зрительный зал –
зал для зрителей
Слайд 20Порядок разбора словосочетания
1. Тип по строению (подчинительное, сочинительное, особая связь)
2. С
сочинительной связью (части речи и средства связи: сочинительный союз, интонация перечисления)
Тихие и грустные4 – сочинительное, средство связи-сочинительный союз
3. С особой связью (грамматическая основа)
Звуки раздались4 – особая связь, сущ.+глаг., соглас. во множ. числе.
Слайд 21Разбор подчинительного словосочетания
1.Определить главное слово, указать часть речи
2.От главного слова задать
вопрос к зависимому, указать часть речи
3.По главному слову определить строение словосочетания (именное, глагольное, наречное)
4.По зависимому слову определить способ связи (согласование в роде,числе,падеже;управление косвенным падежом;примыкание)
5.По грамматическому значению частей речи указать грамматическое значение словосочетания
Слайд 22Грамматические значения
1.Предмет и его признак
2.Действие и предмет, на который оно направлено
3.Действие
и его признак
4. Признак признака
Слайд 23Образец разбора подчинительного словосочетания
Звуки шарманки4 – подчинение, именное
х
(сущ.+сущ.), управление род.п., предмет и его признак
Грустные звуки4 – подчинение, именное
х
(прил.+сущ.), согласование в имен.п., множ.ч., предмет и его признак
Слайд 24Определи тип связи слов в словосочетаниях
Премьера оперы, иллюминация на карнавале, в
течение недели, разноцветные фонарики, интересный фильм, артист Малого театра, участвовать в дискуссии, музыкальный альбом, опоздать на поезд, парусная лодка, команда КВН, классический пример, акватория Черного моря, служить в театре, работать на заводе, необдуманная авантюра, поступить неожиданно, овсяная каша, коренные перемены, половина круга, приветственное рукопожатие, крик петуха, крайне рискованно.
Слайд 25Осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы, листья осени, сумка
папы, платье из шёлка, песня Коли.
Замените словосочетания со связью согласование на синонимичные со связью управление
Слайд 26В каком ряду все словосочетания являются именными?
1. Дрожали звезды, низкие звезды,
каждый из нас.
2. Ручей из коры, тихо разговаривали, иной способ.
3. Похожие на сказку, морской шум, небывалая радуга.
4. Одинокий человек, бледный от услышанного, десятый по счету.
Слайд 27В каком ряду все словосочетания являются глагольными?
1.Ни о чем не думая,
увидеть цель, промелькнувший мимо.
2.Бросил камень, стали расспрашивать, в расплавленном серебре.
3.Разросшийся палисадник, распугивая птиц, возвратишься усталым.
4.Лежали листья, грести к берегу, бросили удить.
Слайд 28В каком ряду все словосочетания являются наречными?
1.Вовсе не далеко, совсем неинтересно,
по-особому пряно.
2.Страшно неловко, очень грустно, наедине с сестрой.
3.Слегка набекрень, совсем недавно, немного вправо.
4. Слишком глубоко, откуда-то издалека, необыкновенно высоко.
Слайд 29Выпишите из предложения все словосочетания, определите способ связи
Долго живут на нашей
Земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.
Слайд 30Выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ
1.Никто не знал, откуда появился этот
человек.
2. Вечером разразилась гроза.
3.Я люблю читать публицистику.
4.Оля шла, не глядя под ноги.
Слайд 31Выпишите подчинительные словосочетания со связью управлеНИЕ.
1.На заре ты ее не буди.
2.О
чем мечтает этот человек?
3.Поздний цветок расцвел на клумбе.
4.Что тебе снится, крейсер «Аврора»?
Слайд 32Выпишите подчинительные словосочетания со связью согласоваНИЕ
1.Никто не знал, откуда появился этот
человек.
2. Я заметил улыбающегося человека.
3.Еще ты дремлешь, друг прелестный.
4.Все обратили внимание на это очаровательное создание.
Слайд 33Разбери словосочетания.
Так решительно, некоторые из слушателей, ваш ученик, услышать от него,
увлеченные охотой, окружало нас, трогая силой.
Слайд 34Литература
1.В.В.Бабайцева,Л.Д.Чеснокова. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2010.
2.М.Т.Баранов, Т.А.Костяева,
А.В.Прудникова. Русский язык: Справочник для учащихся. - М.: Просвещение,1984.
3.М.М.Баронова. Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Синтаксис».-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
4.http://www.traktat.com/language/book/synt/slovosoch/sposob%20_p.php