Слайд 1Деловые бумаги в школе
Цветкова О.А., учитель русского языка и литературы МАОУ
лицей №3, г. Екатеринбурга
Слайд 2Цель:
Создание методического пособия по написанию деловых бумаг в школе.
Слайд 3Введение
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях.
Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Слайд 4Введение
Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли
паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.
Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.
Слайд 5Причины недостаточной сформированности навыков составления деловых бумаг:
В программе по русскому языку
выделяется ограниченное количество часов на работу с деловыми бумагами и нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг, а также нехватка пособий, удобных для ежедневного использования.
Слайд 6Результаты исследования
Проведенный среди учащихся 7-9 классов опрос показал, что 69 %
из 100 не смогут написать доверенность, 67 % не знают, что такое протокол, 52 % не знают, что такое резюме, 57 % не умеют писать объяснительную записку, 56 % не смогут написать заявление, 61 % не знают, как написать телеграмму. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.
Слайд 7. Функциональные стили речи
Русский язык – это и художественная литература, и
научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой, и разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни.
Итак, русский литературный язык составляют функциональные стили: художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.
Слайд 8Разговорный стиль – в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые
придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства.
Научный стиль – в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов – слов с точно определённым значением (слова употребляются в прямом значении).
Публицистический стиль – используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.
Художественный стиль – в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов (много слов с переносным значением).
Стили речи
Слайд 9Официально – деловой стиль
Термином «официально – деловой стиль» принято обозначать
особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т.д.), а также дипломатических документов.
Официально – деловой стиль характеризуется: регламентированностью речи, официальностью и безличностью.
Слайд 10Особенности официально – делового стиля речи
- точность, не допускающая иного толкования
(отсутствие изобразительно-выразительных средств языка);
- краткость, ясность излагаемого материала;
- юридическая обоснованность;
- неличный характер;
- стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке);
- стандартность расположения частей текста или частей;
- предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнить.., заключать.., рассчитываться и т.д.);
- отсутствие эмоциональности;
- единая внешняя форма.
Слайд 11Основные признаки официально – делового стиля речи
- назначение;
- обстановка использования;
-
виды и жанры;
- особенности лексики;
- характер формулировок;
- требования к оформлению.
Слайд 12Виды деловых бумаг
Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственно документами.
Это заявления, объявления, расписки, протоколы, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие.
Слайд 13Доверенность
Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение дела, получение денег или ценных
предметов, оборудования и т. п., то на имя этого лица выдается доверенность.
Доверенность - документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.
Слайд 14Расписка
документ с подписью, удостоверяющий получение чего-либо.
Эта деловая
бумага оформляется при получении денег, ценных вещей и документов
Расписка состоит из следующих структурных элементов:
Наименование документа.
Фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку.
Наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо.
Наименование полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках – прописью).
На основании чего (документ, распоряжение, просьба и т. д.) получены ценности.
Подпись получателя.
Дата составления расписки.
Расписка.
Я, Иванова Анна Васильевна, ученица 9 класса «А», получила от учителя физкультуры 5 (пять) волейбольных мячей, 3 (три) теннисных мячика, 6 (шесть) скакалок для проведения игры «Весёлые старты». Обязуюсь всё вернуть после завершения игры.
12 марта 2013 г. Иванова
Слайд 16Объявление
В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме,
купле, продаже, обмене чего-либо. Это вид письменного сообщения; извещение о чём-либо; напечатанное или вывешенное где-нибудь с целью привлечения внимания потенциального читателя.
Объявление.
Уважаемые жильцы!
28января 2017 года с 10.00 по 15.00 будет отключена горячая вода в связи с ремонтными работами.
ЖЭК
Слайд 18Объявление
Самыми распространёнными являются объявления о тех или иных мероприятиях: об
открытии выставки, проведении какого-нибудь вечера, о занятиях секции и кружков и т.д. В объявлениях такого рода указываются:
1.Время (когда)
2.Место (где)
3.Наименование мероприятия (что)
4.Ответственный за проведение мероприятия (кто)
Объявления пишутся по-разному: есть сугубо официальный язык, который не отличается от языка других деловых документов (объявления на вокзалах, на телеграфе и т.п.).
Но часто встречаются объявления рекламного характера: в магазинах, в парках
Слайд 19Объяснительная записка
Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит
разъяснение каких-либо поступков или действий.
Логическая схема объяснительной записки:
наименование должностного лица и учреждения, которому направляется записка (пишется в дательном падеже);
наименование документа;
дата составления;
заголовок документа (о чем?), если текст большой по объему;
содержание (текст) записки;
наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.
Директору МОУ СОШ № 3
г. Екатеринбурга
Петрову И.В.
объяснительная записка.
25 января 2017 года
В связи с тем, что моя мама после операции нуждалась в особом уходе в больнице, 22 и 23 января я не смогла принять участие в районных соревнованиях.
Ученица 10 класса школы № 3 _________ Н. Русланова
(ПОДПИСЬ)
г. Екатеринбург
Слайд 21Заявление
Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.
Заявление
включает:
1. Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица или с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).
2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в Род. п. (кто? чего?) без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).
3.Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявления» ставится точка.
4.Текст просьбы пишется с маленькой строки.
5.Подпись заявителя (пишется внизу справа).
6.Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Директору МОУ «СОШ № 3»
г. Екатеринбурга Петровой В.С.
ученицы 9 класса «А»
Ивановой Ольги
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по шахматам на первенство города.
04.02. 13 Иванова
Слайд 23Протокол
Протокол - это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было
сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.
Слайд 24Договор
Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти
отношения.
Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.
Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.
Слайд 25Резюме
Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:
Фамилия, имя,
отчество, год рождения, контактные телефоны.
Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).
Образование.
Опыт работы.
Дополнительное образование.
Дополнительные навыки.
Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов).
Слайд 26Автобиография
Автобиография - это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют
основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.
Слайд 27Схема автобиографии
Заголовок (Автобиография.)
После заголовка в виде связного текста пишутся следующие данные:
ФИО
(Я, Иванова Юлия Сергеевна,…)
Дата рождения;
Родители (их полное имя, чем занимаются);
Образование;
Начало трудовой деятельности( место работы, должность, последующие перемещения);
Указать (если имеются) поощрения, награждения;
Дата (слева);
Подпись (справа).
Слайд 28Список используемой литературы
1. Акиишна, А. Этикет русского
письма / А. Акишина, Ы. Формановская. — М.: Русский язык, 1991. 2. Бондарева, Т. Н. Секретарское дело / Т. Н. Бондарева. -М: Высшая школа, 1998.
Голодяевская, А. М. Деловая речь / А. М. Голодяевская. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.
Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н; Кожина. -М.: Просвещение, 1993.
Ладыженская, Т. А. Риторика. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы / Т. А. Ладыженская. - М.: Баласс, С-инфо, 2002.
Ладыженская, Т. А. Риторика. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы 7 Т. А. Ладыженская. - М.: Баласс, С-инфо, 2002.
Ладыженская, Т. А. Риторика. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы. - М.: Баласс: С-инфо, 2002.
Никитина, Е. Н. Русская речь / Е. Н. Никитина. - М: Просвещение, 1995. • '
Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1988.
Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М.'Ю. Рогожин. - СПб., 2007.
Щепина, К. 77..Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина. - М: Просвещение, 1990.