Слайд 1Алгоритм выполнения задания №8
ЕГЭ
ЕГЭ
Задание 8
Для успешного выполнения задания
№8 необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды грамматических ошибок:
1. Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Жара, установившаяся месяц назад и которая высушила неглубокие пруды, отступила только в конце августа.
1.1Соединение в одном предложении при помощи союза И причастного оборота и придаточного определительного предложения, начинающегося со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ,КОТОРЫЕ, недопустимо.
Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.
Правильный вариант:
Жара, установившаяся месяц назад и высушившая неглубокие пруды, отступила только в конце августа.
Или:
Жара, которая установилась месяц назад и которая высушила неглубокие пруды, отступила только в конце августа.
Слайд 4 Найдите ошибку и исправьте её.
Русские поэты
19 века, знавшие народную символику и которые собирали ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.
вариант:
Русские поэты 19 века, знавшие народную символику и собиравшие ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.
Русские поэты 19 века, которые знали народную символику и собирали ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.
Слайд 61.2 Нельзя в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение,
выраженное СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение.
Ученые предупреждают о глобальном потеплении и что климат на Земле скоро кардинально изменится.
Союз должен соединять либо два дополнения, либо два придаточных предложения.
Правильный вариант:
Ученые предупреждают о глобальном потеплении и о кардинальном изменении климата на Земле.
Или:
Ученые предупреждают о том, что наступило глобальное потепление и что климат на Земле скоро кардинально изменится.
Слайд 7 Найдите ошибку, исправьте ее.
Мы любим рассуждать о
счастье и что такое любовь.
Слайд 8 Правильный вариант:
Мы любим рассуждать о счастье и о любви.
Мы любим рассуждать о том, что такое счастье и что такое любовь.
Слайд 91.3 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как
однородные члены имя существительное и инфинитив.
Я люблю природу и ухаживать за ней.
Сочетаться могут либо два имени существительных, либо два инфинитива.
Правильный вариант:
Я люблю природу и уход за ней.
Я люблю любоваться природой и ухаживать за ней
Слайд 10 Найдите ошибку и исправьте её.
Я люблю музыку и кататься на коньках.
Слайд 11
Правильный вариант:
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Я
люблю музыку и катание на коньках.
Слайд 121.4 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два
сказуемых ,если идущее за ними существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.
Правильный вариант:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней.
Или:
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света.
Слайд 131.5 Недопустимо, чтобы части двойных союзов
не только... но и ...;
как..., так и... связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной и той же части речи.
Это событие было не только значимым для учеников, но и для всех учителей.
(Это событие было значимым не только для учеников, но и для учителей.)
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
( Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой)
Слайд 141.6 Недопустимо заменять слова в постоянных союзах: не только..., но и;
как..., так и.., они должны использоваться именно в таких сочетаниях, которые перечислены выше.
Они посетили не только музеи, а также и театры.
(Они посетили не только музеи, но и театры.)
Информацию о проведении мероприятия население получило как с экранов телевизоров, а также из печатных изданий.
(Информацию о проведении мероприятия население получило как с экранов телевизоров, так и из печатных изданий.)
Слайд 151.7 Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли не
в том падеже, что и обобщающее слово.
Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
(Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.)
Слайд 161.8 Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.
Нужно помнить, что каждому слову подходит свой предлог.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
(Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах .)
Слайд 172. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
2.1 Нельзя помещать определяемое
слово внутрь причастного оборота. Он должен находиться или до, или после причастного оборота.
Летевший самолет на небольшой высоте подавал сигналы бедствия.
Правильный вариант:
Самолет, летевший на небольшой высоте, подавал сигналы бедствия
Или:
Летевший на небольшой высоте самолет подавал сигналы бедствия.
Слайд 182.2 Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном
роде, числе, падеже.
Море, переливающимися всеми оттенками радуги, спокойно ожидало наступления ночи.
Правильный вариант:
Море, переливающееся всеми цветами радуги, спокойно ожидало наступления ночи.
Слайд 192.3 Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после существительного, которое не
является определяемым словом для этого причастного оборота.
Озеро тянется с запада на восток, привлекающее туристов.
Правильный вариант:
Озеро, привлекающее туристов, тянется с запада на восток.
Слайд 203. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
3.1 Важно, чтобы действие,
выраженное глаг.-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершались одним лицом.
Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
Правильный вариант:
Возвращаясь домой, я попал под дождь.
Слайд 214.Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением.
4.1 Название, заключенное в кавычки
и данное вместе с родовым словом («повесть», «роман», «поэма», «рассказ», «телепередача», «картина», «книга» и т. д.), является несогласованным приложением и должно стоять в Им.п.
В журнале «Современнике» напечатана статья о новом романе.
Правильный вариант:
В журнале «Современник» напечатана статья о новом романе.
Или:
В «Современнике» напечатана статья о новом романе.
Слайд 225.Ошибки,связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени существительного с предлогом.
5.1 После
предлогов БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО,ВОПРЕКИ,ПОДОБНО,НАПЕРЕКОР,НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО падежа.
Поступить в институт благодаря (чему?) знаниям;
поступить согласно (чему?) правилам;
вернуться вопреки (чему?) желанию;
петь подобно (кому?)соловью;
выжить наперекор(чему?) всему;
броситься наперерез(кому?) врагу.
Слайд 235.2 После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется
в форме ПРЕДЛОЖНОГО падежа.
По прибытии в город;
по возвращении из командировки;
по истечении срока;
по окончании института;
по завершении работы;
по приезде домой;
по прилёте в Москву;
Слайд 246.Ошибки,связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
В СПП,
построенных по схеме «Те, кто...», «Все, кто...»,при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, при подлежащих ТЕ,ВСЕ глаголы-сказуемые ставятся во множественном числе.
Все, кто бывал на море, знает, что такое «тягуны».
Правильный вариант:
Все, кто бывал на море, знают, что такое «тягуны».
Слайд 257.Ошибки в построении предложений с косвенной речью.
7.1 недопустимо смешивать в одном
предложении прямую и косвенную речь.
Друг поинтересовался у меня, когда ты придещь в школу.
Правильный вариант:
Друг поинтересовался у меня, когда я приду в школу.
Учитель спросил, что кто сегодня отсутствует на уроке.
Правильный вариант:
Учитель спросил, кто сегодня отсутствует на уроке.
Слайд 267.2 Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части
употреблять личное местоимение
«Я» (местоимения и глаголы 1 лица нужно заменять местоимениями и глаголами 3 лица).
В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Правильный вариант:
В своих воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность»
Слайд 278.Ошибки,связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
В каждом
из окон горел огонь под оранжевым абажуром, из всех дверей вырывается хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин».
Правильный вариант:
В каждом из окон горел огонь под оранжевым абажуром, из всех дверей вырывался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин»
Слайд 28
9. Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения.
Чаще всего грамматическая ошибка возникает из-за неправильного употребления союзов и союзных слов, употребление одного союза вместо другого, употребление лишнего слова.
Размышляя о творчестве Пушкина, понимаешь, что насколько оно благотворно повлияло на мировоззрение читателей нескольких поколений.
Правильный вариант:
Размышляя о творчестве Пушкина, понимаешь, что оно благотворно повлияло на мировоззрение читателей нескольких поколений.