Презентация, доклад по русскому языку

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте стихотворение.Как-то Много лет назадПосадили странный сад.Не был он фруктовым,Был он только словом.Это слово, Слово-корень,Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло – Стало много новых слов.(Е. Измайлов)О чём это стихотворение?Почему поэт называет

Слайд 1Чередование согласных звуков в корне слова
Редактирование урока учителем русского языка и

литературы.
Мижирицкая Л.С.
Чередование согласных звуков в корне словаРедактирование урока учителем русского языка и литературы.Мижирицкая Л.С.

Слайд 2 Вспоминаем то, что знаем
Прочитайте стихотворение.
Как-то
Много лет назад
Посадили странный сад.
Не был

он фруктовым,
Был он только словом.
Это слово,
Слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

(Е. Измайлов)

О чём это стихотворение?
Почему поэт называет сад странным?
Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Что обозначает каждое слово?

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте стихотворение.Как-то Много лет назадПосадили странный сад.Не был он фруктовым,Был он только

Слайд 3
Вспоминаем то, что знаем
Сад, посадили, садовник, садовод, садик, рассада…..
Выделите корень

в словах, которые вы выписали.
Продолжите этот ряд. Выделите корень в словах.
Как называются эти слова? Почему?
Вспомните, что такое корень слова.
Вспоминаем то, что знаемСад, посадили, садовник, садовод, садик, рассада….. Выделите корень в словах, которые вы выписали.

Слайд 4Вспоминаем то, что знаем
Однокоренные слова – это слова, которые близки по

смыслу и имеют общую часть – корень.

В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов.
Вспоминаем то, что знаемОднокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть –

Слайд 5 Определяем основной вопрос урока
Работа в группе. Прочитайте слова.
Свет, свеча,

освещение

Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?

Эти слова однокоренные?
Выделите корень.
В какой части слова находятся буквы т, ч, щ?
Какой вопрос возникает?

Определяем основной вопрос  урока  Работа в группе. Прочитайте слова. Свет, свеча, освещениеПочему написаны

Слайд 6Решаем проблему, открываем новые знания
Работа в паре. Выберите одну группу слов.

Выполните задания.

Снежок,
снежинка,
снеговик,
снежный

Дружок,
подруга,
дружный,
дружить

Однокоренные ли это слова? Почему?
Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне.

Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания.Снежок, снежинка, снеговик, снежныйДружок,

Слайд 7
Решаем проблему, открываем новые знания
Снежок, снежинка, снеговик, снежный
Попробуйте произнести все

эти слова с корнем снег
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья
Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг

Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?
Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его.
Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился?
Какой вывод можно сделать на основе наблюдений?

Решаем проблему, открываем новые знанияСнежок, снежинка, снеговик, снежный Попробуйте произнести все эти слова с

Слайд 8
Сравниваем свой вывод с авторским
Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных

слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. Записывается оно так:
берега – бережок [г/ж]

ухо – уши [х/ш]

Какие новые чередования вы узнали из определения?
Какое чередование наблюдали в корнях свет, свеча освещение?
Сколько согласных звуков могут чередоваться в корне?

Сравниваем свой вывод с авторскимТы наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный

Слайд 9 Применяем новые знания. Развиваем умения
Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это

слова? Почему?
Допишите однокоренные слова в последнюю группу.
Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки.

Книга, книжечка, книжный[г/ж]
Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка. [г/ж]
Круги, кругом, кружок, кружились [г/ж]
Пух, пуховый, пушок, пушинка, пуховик [х/ш]

Применяем новые знания. Развиваем умения Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему?Допишите однокоренные слова

Слайд 10 Итог урока
Запишите ключевое слово сегодняшнего урока.

чередование
Подберите к каждому слову однокоренные слова с чередующимися согласными звуками.

Итог урока Запишите ключевое слово сегодняшнего урока.

Слайд 11Спасибо за

работу!
Спасибо    за         работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть