Слайд 1К Международному дню
родного языка
Подготовила учитель русского языка Лопатина С.Н
«Гармония
звучащего
слова»
Слайд 2Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре
1999 г. и отмечается 21 февраля
с 2000 года «с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию». Генеральная Ассамблея ООН поддержала это решение и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира.
Слайд 3Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру
милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Слайд 4Язык - одно из самых великих творений человечества.
Это важнейшее средство общения,
тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется человеческая речь.
Язык важнейший фактор, объединяющий культуру, цивилизацию, государство.
Слайд 5Современное человечество говорит на около 3000 языках и около 3000 диалектах.
Самые
распространённые языки
по количеству говорящих:
Китайский Количество говорящих: 1, 213 миллиардов
Английский язык Количество говорящих: 508 миллионов
Хиндустани Количество говорящих: 497 миллионов
Испанский язык Количество говорящих: 450 миллионов Русский язык Количество говорящих: 260 миллионов
Арабский язык Количество говорящих: 246 миллионов
Бенгали Количество говорящих: 211 миллионов
Португальский язык Количество говорящих: 191 миллион
Индонезийский Количество говорящих: 159 миллионов
Французский язык Количество говорящих: 129 миллионов
Слайд 6Народ великий,
по великому пространству обитающий, невзирая на сильное расстояние,
говорит
повсюду вразумительным друг другу
языком в городах и селах.
М. Ломоносов
Слайд 7национальный язык русского народа, официальный язык
Российской Федерации.
Он является восьмым языком
в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по численности говорящих.
Русский язык -
Слайд 8Высшей формой русского языка
является литературный язык:
Это язык науки и школы,
публицистики, документов,
художественной литературы, театра, радио, телевидения,
язык повседневного общения культурных людей.
Слайд 9Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя —
как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Русский язык.
И. С Тургенев
Слайд 10М.В. Ломоносов находил
в русском языке
«великолепие испанского, живопись французского, крепость
немецкого, нежность итальянского,
сверх того, богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языка»
Слайд 11Язык свободный,
Мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили,
Крылов и Пушкин,
Чехов и
Толстой
Его в своих твореньях сохранили
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен
Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за высокую культуру речи.
Слайд 12Они внесли огромный вклад в становление русского языка.
Кирилл и Мефодий являются
основателями и распространителями славянской письменности.
Кирилл и Мефодий.
Слайд 1324 мая 863 года Кирилл и Мефодий
объявили о создании азбуки
Слайд 14Ученики Кирилла Мефодия в Болгарии создали новую азбуку – кириллицу на
основе глаголицы и греческого алфавита
Слайд 15г. Мурманск
г. Нижний Новгород
г. Саратов
г. Москва
г. Киев.
Памятники Кириллу и Мефодию
Слайд 16Древнейшие рукописные памятники глаголицы
Киевские листки. X век
Башчанская (Бошканская) плита. XI в
Слайд 17Аллея глаголицы на Истрие в Хорватии
Слайд 18Значимый вклад в развитие русского языка внес Перт I: был введен
гражданский шрифт , который заменил кирилловский полуустав.
При его правление появилось много новых заимствованных слов,
стали возводится типографии, где печаталось художественная и политическая литература.
Перт I
Слайд 19Большой вклад в развитие русского языка в XVIII веке внес
М.
В Ломоносов. Он был реформатором который ввел новые размеры стихов, значения нормы. Он написал и издал книги «Российская грамматика», «Письмо о правилах российского стихотворчества». К грамматике Ломоносов создает строгие научные правила , многие из которых используются до сих пор.
М. Ломоносов положил начало русскому литературному языку.
«Без грамматике невозможно познать родной язык
и другие науки»
Ломоносов М. В
Слайд 20В становление русского языка большой вклад внес А. С Пушкин.
Именно
он обогатил и разнообразил нашу речь. Благодаря его произведениям, многие сотни тысяч простых людей того времени стали интересоваться грамотой.
А. С Пушкин.
Слайд 21В начале XX века алфавит поздней глаголицы сократился с 40 до
30знаков. В 1918 году была проведена реформа по упрощению алфавита и правописания. Упразднили буквы ять, фита, ижица, ерь и ер на конце слова.
В алфавите стало 33 знака. Этой азбукой мы пользуемся и сейчас.
Слайд 22Родной язык – духовное богатство каждого, в нем нравственности начало и
совесть народа.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык –
это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Ф. Достоевский.
И. С. Тургенев.
А. Куприн.
Слайд 23РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО ЛАСКОВОЕ,
КАК МАМИНЫ ГЛАЗА.
РОДНОЙ
ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО ОЗОРНОЕ,
КАК СМЕХ СЕСТРЁНКИ.
РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО НАДЁЖНОЕ,
КАК ПАПИНЫ РУКИ.
РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО НЕОБЫЧНОЕ И ВОЛШЕБНОЕ.
РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО
КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Слайд 24Бессмертие народа – в его языке.
С раннего детства и до глубокой
старости жизнь человека связана с языком.
Младенец слышит ласковый голос матери, подросток через слово узнает о том, что не видели его глаза.
Благодаря языку человек познает мысли, появившиеся за тысячелетия до его рождения, и может обращаться к правнукам, которые будут жить после него.
Ч. Айтматов
Слайд 25« ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА О ЯЗЫКЕ?
( ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ)
2. КАКОВО
ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА?
(СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ)
3. НАЗОВИТЕ ЯЗЫК НА КОТОРОМ ГОВОРИТ САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НАРОДА?
( КИТАЙСКИЙ, 700 МЛН. ЧЕЛОВЕК)
4. СКОЛЬКО В МИРЕ ЯЗЫКОВ?
(3000языков и 3000 ДИАЛЕКТОВ)
5. КАКОЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ?
( АНГЛИЙСКИЙ)
6. КАКИЕ ЯЗЫКИ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В МИРЕ?
( АНГЛИЙСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, КИТАЙСКИЙ, АРАБСКИЙ, ИСПАНСКИЙ)
Слайд 26Бобер –
Осел –
Оса –
Стрекоза –
Лев –
Медведь –
Повар –
Портной –
Учитель –
Упражнение
«Измените род»
Бобриха
Ослица
Оса
Стрекоза
Львица
Медведица
Повариха
Портниха
Учительница
Слайд 27Добро –
Бедность –
Небо -
Сильный –
Веселый –
Вверх –
Вперед –
Плакать –
Упражнение « Кое- что об антонимах». Перекрестный блиц - турнир
Зло
Богатство
Земля
Слабый
Грустный
Вниз
Назад
Смеяться
Слайд 28Упражнение « Пословица недаром молвится»
Повторение -мать учения
Каков разум, таковы и речи
Ученье-
свет ,а не ученье тьма
Знай больше , а говори меньше
Красна птица перьем, а человек – ученьем
Не пером пишут, а умом
По платью встречают, а по уму провожают
В умной беседе -ума набираться,
в глупой – свой потерять
Говорит, как шелком шьет
Ласковое слово, что солнышко в ненастье
Слайд 29Забыл -
Небрежно -
Быстро –
Обманывать –
Дремать –
Медленно –
Вылетело из головы
Спустя рукава
Во весь дух
Пускать пыль в глаза
Клевать носом
Час по чайной ложке
Упражнение « Подберите к предложенным словам фразеологизмы»
Слайд 30Мастер на все руки –
Себе на уме –
Кожа да кости –
Вставлять
палки в колеса –
Прикусить язык –
Повесить нос –
Шевелить мозгами -
Упражнение « Скажите одним словом»
Умелец
Хитрый
Худой
Мешать
Замолчать
Грустить
Соображать
Слайд 311. ДУША В ДУШУ –
В ПОЛНОМ СОГЛАСИИ.
2. ИГОЛКУ НЕГДЕ ВОТКНУТЬ –
О БОЛЬШОМ СКОПЛЕНИИ ЛЮДЕЙ.
3. В ЧЕМ ТОЛЬКО ДУША ДЕРЖИТСЯ –
ХИЛЫЙ, СЛАБЫЙ.
4. КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ –
ПРИТВОРНОЕ СОЖАЛЕНИЕ.
5. КАК НА ДУХУ –
ЧИСТОСЕРДЕЧНО, ОТКРОВЕННО.
6. КРАЕМ УХА –
НЕВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ.
Упражнение ОБЪЯСНИТЕ ЭТИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ
Слайд 32Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах
всего двадцать.
Упражнение « Расставьте знаки препинания, чтобы не было ни какой нелепицы»
,
,
,
Слайд 33Кукушка кукушонку сшила капюшон
Три сороки тараторки – тараторили на горке
Упражнение «
Учимся скороговорить»
Слайд 34КАТАЛОГ
ФЕНОМЕН
КВАРТАЛ
ТУФЛЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ
НАЧАЛ
НАЧАЛА
ЗВОНИТ
СРЕДСТВА
СТОЛЯР
НАЧАЛСЯ
ДОГОВОР
ПРАВИЛЬНО
ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
ПОСТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ:
КАТАЛОГ
ФЕНОМЕН
КВАРТАЛ
ТУФЛЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ
НАЧАЛ
НАЧАЛА
ЗВОНИТ
СРЕДСТВА
СТОЛЯР
НАЧАЛСЯ
ДОГОВОР
Слайд 35Типы иноязычных слов
1. Интернационализмы - слова или выражения, вошедшие во многие
языки. Например: «спорт», «культура», «философия», «цивилизация», «религия», «Библия», «архитектура»,
2. Варваризмы - это перенесенные на русскую почву иностранные слова, употребление которых носит индивидуальный характер. Вы скоро заметите: громадное большинство их создано не за письменными столами писателей, не вдохновением поэтов или ученых-языковедов..
И вот эти-то неученые слова действительно прочно вошли в язык, стали широко известны многим, живут в нем сейчас, то есть стали настоящими живыми словами — живой русской речью.
Слайд 36Класс – слово от латинского происхождения
Школа – греческое слово
Портфель –
французское слово
Ранец – немецкое слово
карандаш – тюрское слово
конфета – итальянское слово
чай - китайское слово
шоколад – ацтеское слово
сахар – хинди
Сироп – персидское
Карате - японское
Иноязычные слова в повседневной речи
Слайд 37КАК ГОВОРИМ - ТАК И ЖИВЕМ…
НЕ ЗНАЮ Я, КУДА МНЕ «БЕЧЬ»,
МЫ
ЗАСОРИЛИ НАШУ РЕЧЬ.
ЖИВЕМ ТО « КЛЕВО», ТО В «ПРИКИДЕ»,
НО В ОСНОВНОМ НА ЖИЗНЬ В ОБИДЕ.
«БЛИНЫ» ВИСЯТ НА ЯЗЫКЕ,
И ГРУБЫЕ СЛОВА.
И БЕЗ КОНЦА ИЗ УСТ ЛЕТИТ ,
ХУЛА, ХУЛА, ХУЛА.
И ЧТОБЫ ЖИЗНЬ НАМ ИЗМЕНИТЬ,
НАМ НАУЧИТЬСЯ НАДО ГОВОРИТЬ.
ОЧИСТИТЬ НАШУ РЕЧЬ ОТ СКВЕРНЫ,
ЭТО ПОМОЖЕТ ДУШЕ И НЕРВАМ.
РОДНАЯ РЕЧЬ – ЭТО НАШЕ СОСТОЯНИЕ,
ОГРОМНОГО ТРЕБУЕТ РЕЧЬ ВНИМАНИЯ.
А КОЛЬ НАЧНЕМ ЗА ЯЗЫКОМ СЛЕДИТЬ,
БОГАТСТВО МИРА СМОЖЕМ СОХРАНИТЬ.
Слайд 38Чтобы в жизни состояться ,
матом лучше не ругаться!
Наше условие – долой
сквернословие!
Мат - уродует ребят.
Мат – это ядов концентрат.
Мат ,ребята ,не забава,
а словесная отрава.
Хочешь успеха в жизни добиться,
книги читай, прекращай материться
Сколько будешь материться ,
столько будешь и лечиться!
Слайд 39Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Было время, когда им занимались
одиночки-энтузиасты на свой страх и риск. Знаменитый наш лексикограф Владимир Даль посвятил почти всю свою сознательную жизнь составлению большого словаря народной речи. Начал он его юношей, окончил старцем. Вот что рассказывает он: «С той поры, как составитель этого словаря себя помнит... жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты... записывал он их без всякой иной цели и намерения, как для памяти, для изучения языка, потому что они ему нравились... Прошло много лет, и записи эти выросли до такого объема, что при бродячей жизни стали угрожать требованием для себя особой подводы...
Слайд 41Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы
пользуемся сейчас, -
с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения
ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых,
не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык.
В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.
С. Я. Маршак.
Слайд 42Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней
тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Слово
И. Бунин
Слайд 43Истинная любовь
к своей стране не мыслима без любви к своему