Презентация, доклад по русскому языку

Содержание

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 г. и отмечается 21 февраля с 2000 года «с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию». Генеральная Ассамблея ООН поддержала это решение и

Слайд 1К Международному дню
родного языка
Подготовила учитель русского языка Лопатина С.Н
«Гармония
звучащего

слова»
К Международному дню родного языкаПодготовила учитель русского языка Лопатина С.Н«Гармония звучащего слова»

Слайд 2Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре

1999 г. и отмечается 21 февраля
с 2000 года «с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию». Генеральная Ассамблея ООН поддержала это решение и призвала государства-членов ООН и Секретариат ООН способствовать защите и сохранению всех языков народов мира.
Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 г. и отмечается 21 февраля

Слайд 3Сегодня все наречия планеты Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру

милой речи, И уникальность среди равных масс. Родной язык богатое наследство, Пришедшее из глубины веков. Ты отражаешь мысли человека, Ты помогаешь выразить любовь. Ты создаешь из букв стихотворенья. Храня в запасах сотни тысяч слов. Спустившееся к нам благословенье Родной язык, проникший в нашу кровь.
Сегодня все наречия планеты Идут единой поступью под марш, Неся в себе культуру милой речи, И уникальность

Слайд 4Язык - одно из самых великих творений человечества.
Это важнейшее средство общения,

тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется человеческая речь.
Язык важнейший фактор, объединяющий культуру, цивилизацию, государство.
Язык - одно из самых великих творений человечества.Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью

Слайд 5Современное человечество говорит на около 3000 языках и около 3000 диалектах.
Самые

распространённые языки
по количеству говорящих:
Китайский Количество говорящих: 1, 213 миллиардов
Английский язык Количество говорящих: 508 миллионов
Хиндустани Количество говорящих: 497 миллионов
Испанский язык Количество говорящих: 450 миллионов Русский язык Количество говорящих: 260 миллионов
Арабский язык Количество говорящих: 246 миллионов
Бенгали Количество говорящих: 211 миллионов
Португальский язык Количество говорящих: 191 миллион
Индонезийский Количество говорящих: 159 миллионов
Французский язык Количество говорящих: 129 миллионов
Современное человечество говорит на около 3000 языках и около 3000 диалектах.Самые распространённые языки по количеству говорящих:Китайский

Слайд 6Народ великий,
по великому пространству обитающий, невзирая на сильное расстояние,
говорит

повсюду вразумительным друг другу
языком в городах и селах.

М. Ломоносов

Народ великий, по великому пространству обитающий, невзирая на сильное расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в

Слайд 7национальный язык русского народа, официальный язык
Российской Федерации.
Он является восьмым языком

в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по численности говорящих.

Русский язык -

национальный язык русского народа, официальный язык Российской Федерации.Он является восьмым языком в мире по численности владеющих им

Слайд 8Высшей формой русского языка
является литературный язык:
Это язык науки и школы,

публицистики, документов,
художественной литературы, театра, радио, телевидения,
язык повседневного общения культурных людей.
Высшей формой русского языка является литературный язык:Это язык науки и школы, публицистики, документов, художественной литературы, театра, радио,

Слайд 9Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,

— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя —
как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

И. С Тургенев

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и

Слайд 10М.В. Ломоносов находил
в русском языке
«великолепие испанского, живопись французского, крепость

немецкого, нежность итальянского,
сверх того, богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языка»
М.В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство

Слайд 11Язык свободный,
Мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили,
Крылов и Пушкин,
Чехов и

Толстой
Его в своих твореньях сохранили
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен
Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за высокую культуру речи.
Язык свободный,Мудрый и простойНам поколения в наследство подарили,Крылов и Пушкин,Чехов и ТолстойЕго в своих твореньях сохранилиЯзык писателей

Слайд 12Они внесли огромный вклад в становление русского языка.
Кирилл и Мефодий являются

основателями и распространителями славянской письменности.

Кирилл и Мефодий.

Они внесли огромный вклад в становление русского языка.Кирилл и Мефодий являются основателями и распространителями славянской письменности.Кирилл и

Слайд 1324 мая 863 года Кирилл и Мефодий
объявили о создании азбуки

24 мая 863 года Кирилл и Мефодий объявили о создании азбуки

Слайд 14Ученики Кирилла Мефодия в Болгарии создали новую азбуку – кириллицу на

основе глаголицы и греческого алфавита
Ученики Кирилла Мефодия в Болгарии создали новую азбуку – кириллицу на основе глаголицы и греческого алфавита

Слайд 15г. Мурманск
г. Нижний Новгород
г. Саратов
г. Москва
г. Киев.
Памятники Кириллу и Мефодию

г. Мурманскг. Нижний Новгородг. Саратовг. Москваг. Киев. Памятники Кириллу и Мефодию

Слайд 16Древнейшие рукописные памятники глаголицы
Киевские листки. X век
Башчанская (Бошканская) плита. XI в

Древнейшие рукописные памятники глаголицыКиевские листки. X векБашчанская (Бошканская) плита. XI в

Слайд 17Аллея глаголицы на Истрие в Хорватии

Аллея глаголицы на Истрие в Хорватии

Слайд 18Значимый вклад в развитие русского языка внес Перт I: был введен

гражданский шрифт , который заменил кирилловский полуустав.
При его правление появилось много новых заимствованных слов,
стали возводится типографии, где печаталось художественная и политическая литература.

Перт I

Значимый вклад в развитие русского языка внес Перт I: был введен гражданский шрифт , который заменил кирилловский

Слайд 19Большой вклад в развитие русского языка в XVIII веке внес
М.

В Ломоносов. Он был реформатором который ввел новые размеры стихов, значения нормы. Он написал и издал книги «Российская грамматика», «Письмо о правилах российского стихотворчества». К грамматике Ломоносов создает строгие научные правила , многие из которых используются до сих пор.
М. Ломоносов положил начало русскому литературному языку.

«Без грамматике невозможно познать родной язык
и другие науки»

Ломоносов М. В

Большой вклад в развитие русского языка в XVIII веке внес М. В Ломоносов. Он был реформатором который

Слайд 20В становление русского языка большой вклад внес А. С Пушкин.
Именно

он обогатил и разнообразил нашу речь. Благодаря его произведениям, многие сотни тысяч простых людей того времени стали интересоваться грамотой.

А. С Пушкин.

В становление русского языка большой вклад внес А. С Пушкин. Именно он обогатил и разнообразил нашу речь.

Слайд 21В начале XX века алфавит поздней глаголицы сократился с 40 до

30знаков. В 1918 году была проведена реформа по упрощению алфавита и правописания. Упразднили буквы ять, фита, ижица, ерь и ер на конце слова.
В алфавите стало 33 знака. Этой азбукой мы пользуемся и сейчас.
В начале XX века алфавит поздней глаголицы сократился с 40 до 30знаков. В 1918 году была проведена

Слайд 22Родной язык – духовное богатство каждого, в нем нравственности начало и

совесть народа.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык –
это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Ф. Достоевский.

И. С. Тургенев.

А. Куприн.

Родной язык – духовное богатство каждого, в нем нравственности начало и совесть народа.Берегите наш язык, наш прекрасный

Слайд 23РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО ЛАСКОВОЕ,
КАК МАМИНЫ ГЛАЗА.

РОДНОЙ

ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО ОЗОРНОЕ,
КАК СМЕХ СЕСТРЁНКИ.

РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО НАДЁЖНОЕ,
КАК ПАПИНЫ РУКИ.

РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО НЕОБЫЧНОЕ И ВОЛШЕБНОЕ.

РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО
КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ
РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО ЛАСКОВОЕ, КАК МАМИНЫ ГЛАЗА. РОДНОЙ ЯЗЫК – ЭТО ЧТО -ТО ОЗОРНОЕ,

Слайд 24Бессмертие народа – в его языке.
С раннего детства и до глубокой

старости жизнь человека связана с языком.
Младенец слышит ласковый голос матери, подросток через слово узнает о том, что не видели его глаза.
Благодаря языку человек познает мысли, появившиеся за тысячелетия до его рождения, и может обращаться к правнукам, которые будут жить после него.

Ч. Айтматов

Бессмертие народа – в его языке.С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком.

Слайд 25« ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА О ЯЗЫКЕ?
( ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ)
2. КАКОВО

ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА?
(СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ)
3. НАЗОВИТЕ ЯЗЫК НА КОТОРОМ ГОВОРИТ САМОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НАРОДА?
( КИТАЙСКИЙ, 700 МЛН. ЧЕЛОВЕК)
4. СКОЛЬКО В МИРЕ ЯЗЫКОВ?
(3000языков и 3000 ДИАЛЕКТОВ)
5. КАКОЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ?
( АНГЛИЙСКИЙ)
6. КАКИЕ ЯЗЫКИ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В МИРЕ?
( АНГЛИЙСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, КИТАЙСКИЙ, АРАБСКИЙ, ИСПАНСКИЙ)
« ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА О ЯЗЫКЕ?( ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ)2. КАКОВО ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА? (СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, СРЕДСТВО

Слайд 26Бобер –
Осел –
Оса –
Стрекоза –
Лев –
Медведь –
Повар –
Портной –
Учитель –
Упражнение

«Измените род»

Бобриха

Ослица

Оса

Стрекоза

Львица

Медведица

Повариха

Портниха

Учительница

Бобер –Осел –Оса –Стрекоза –Лев –Медведь –Повар –Портной –Учитель – Упражнение «Измените род»БобрихаОслицаОсаСтрекозаЛьвицаМедведицаПоварихаПортнихаУчительница

Слайд 27Добро –
Бедность –
Небо -
Сильный –
Веселый –
Вверх –
Вперед –
Плакать –


Упражнение « Кое- что об антонимах». Перекрестный блиц - турнир

Зло

Богатство

Земля

Слабый

Грустный

Вниз

Назад

Смеяться

Добро –Бедность – Небо - Сильный –Веселый –Вверх –Вперед –Плакать – Упражнение « Кое- что об антонимах».

Слайд 28Упражнение « Пословица недаром молвится»
Повторение -мать учения
Каков разум, таковы и речи
Ученье-

свет ,а не ученье тьма
Знай больше , а говори меньше
Красна птица перьем, а человек – ученьем
Не пером пишут, а умом
По платью встречают, а по уму провожают
В умной беседе -ума набираться,
в глупой – свой потерять
Говорит, как шелком шьет
Ласковое слово, что солнышко в ненастье
Упражнение « Пословица недаром молвится»Повторение -мать ученияКаков разум, таковы и речиУченье- свет ,а не ученье тьмаЗнай больше

Слайд 29Забыл -
Небрежно -
Быстро –
Обманывать –
Дремать –
Медленно –


Вылетело из головы

Спустя рукава

Во весь дух

Пускать пыль в глаза

Клевать носом

Час по чайной ложке

Упражнение « Подберите к предложенным словам фразеологизмы»

Забыл -Небрежно -  Быстро –Обманывать –Дремать –Медленно –   Вылетело из головыСпустя рукаваВо весь духПускать

Слайд 30Мастер на все руки –
Себе на уме –
Кожа да кости –
Вставлять

палки в колеса –
Прикусить язык –
Повесить нос –
Шевелить мозгами -

Упражнение « Скажите одним словом»

Умелец

Хитрый

Худой

Мешать

Замолчать

Грустить

Соображать

Мастер на все руки –Себе на уме –Кожа да кости –Вставлять палки в колеса –Прикусить язык –Повесить

Слайд 311. ДУША В ДУШУ –
В ПОЛНОМ СОГЛАСИИ.
2. ИГОЛКУ НЕГДЕ ВОТКНУТЬ –


О БОЛЬШОМ СКОПЛЕНИИ ЛЮДЕЙ.
3. В ЧЕМ ТОЛЬКО ДУША ДЕРЖИТСЯ –
ХИЛЫЙ, СЛАБЫЙ.
4. КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ –
ПРИТВОРНОЕ СОЖАЛЕНИЕ.
5. КАК НА ДУХУ –
ЧИСТОСЕРДЕЧНО, ОТКРОВЕННО.
6. КРАЕМ УХА –
НЕВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ.

Упражнение ОБЪЯСНИТЕ ЭТИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

1. ДУША В ДУШУ –В ПОЛНОМ СОГЛАСИИ.2. ИГОЛКУ НЕГДЕ ВОТКНУТЬ – О БОЛЬШОМ СКОПЛЕНИИ ЛЮДЕЙ.3. В ЧЕМ

Слайд 32Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах

всего двадцать.

Упражнение « Расставьте знаки препинания, чтобы не было ни какой нелепицы»

,

,

,

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.Упражнение « Расставьте знаки препинания,

Слайд 33Кукушка кукушонку сшила капюшон


Три сороки тараторки – тараторили на горке
Упражнение «

Учимся скороговорить»
Кукушка кукушонку сшила капюшонТри сороки тараторки – тараторили на горкеУпражнение « Учимся скороговорить»

Слайд 34КАТАЛОГ
ФЕНОМЕН
КВАРТАЛ
ТУФЛЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ
НАЧАЛ
НАЧАЛА
ЗВОНИТ
СРЕДСТВА
СТОЛЯР
НАЧАЛСЯ
ДОГОВОР
ПРАВИЛЬНО

ЛИ МЫ ГОВОРИМ? ПОСТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ:

КАТАЛОГ
ФЕНОМЕН
КВАРТАЛ
ТУФЛЯ
ПРЕДЛОЖИТЬ
НАЧАЛ
НАЧАЛА
ЗВОНИТ
СРЕДСТВА
СТОЛЯР
НАЧАЛСЯ
ДОГОВОР

КАТАЛОГ          ФЕНОМЕНКВАРТАЛТУФЛЯПРЕДЛОЖИТЬНАЧАЛНАЧАЛАЗВОНИТСРЕДСТВАСТОЛЯРНАЧАЛСЯДОГОВОРПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ? ПОСТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО

Слайд 35Типы иноязычных слов
1. Интернационализмы - слова или выражения, вошедшие во многие

языки. Например: «спорт», «культура», «философия», «цивилизация», «религия», «Библия», «архитектура»,

2. Варваризмы - это перенесенные на русскую почву иностранные слова, употребление которых носит индивидуальный характер. Вы скоро заметите: громадное большинство их создано не за письменными столами писателей, не вдохновением поэтов или ученых-языковедов..
И вот эти-то неученые слова действительно прочно вошли в язык, стали широко известны многим, живут в нем сейчас, то есть стали настоящими живыми словами — живой русской речью.
Типы иноязычных слов1. Интернационализмы - слова или выражения, вошедшие во многие языки. Например: «спорт», «культура», «философия», «цивилизация»,

Слайд 36Класс – слово от латинского происхождения
Школа – греческое слово
Портфель –

французское слово
Ранец – немецкое слово
карандаш – тюрское слово
конфета – итальянское слово
чай - китайское слово
шоколад – ацтеское слово
сахар – хинди
Сироп – персидское
Карате - японское

Иноязычные слова в повседневной речи

Класс – слово от латинского происхожденияШкола – греческое слово Портфель – французское словоРанец – немецкое слово карандаш

Слайд 37КАК ГОВОРИМ - ТАК И ЖИВЕМ…

НЕ ЗНАЮ Я, КУДА МНЕ «БЕЧЬ»,
МЫ

ЗАСОРИЛИ НАШУ РЕЧЬ.
ЖИВЕМ ТО « КЛЕВО», ТО В «ПРИКИДЕ»,
НО В ОСНОВНОМ НА ЖИЗНЬ В ОБИДЕ.
«БЛИНЫ» ВИСЯТ НА ЯЗЫКЕ,
И ГРУБЫЕ СЛОВА.
И БЕЗ КОНЦА ИЗ УСТ ЛЕТИТ ,
ХУЛА, ХУЛА, ХУЛА.
И ЧТОБЫ ЖИЗНЬ НАМ ИЗМЕНИТЬ,
НАМ НАУЧИТЬСЯ НАДО ГОВОРИТЬ.
ОЧИСТИТЬ НАШУ РЕЧЬ ОТ СКВЕРНЫ,
ЭТО ПОМОЖЕТ ДУШЕ И НЕРВАМ.
РОДНАЯ РЕЧЬ – ЭТО НАШЕ СОСТОЯНИЕ,
ОГРОМНОГО ТРЕБУЕТ РЕЧЬ ВНИМАНИЯ.
А КОЛЬ НАЧНЕМ ЗА ЯЗЫКОМ СЛЕДИТЬ,
БОГАТСТВО МИРА СМОЖЕМ СОХРАНИТЬ.
КАК ГОВОРИМ - ТАК И ЖИВЕМ…НЕ ЗНАЮ Я, КУДА МНЕ «БЕЧЬ»,МЫ ЗАСОРИЛИ НАШУ РЕЧЬ.ЖИВЕМ ТО « КЛЕВО»,

Слайд 38Чтобы в жизни состояться ,
матом лучше не ругаться!
Наше условие – долой

сквернословие!
Мат - уродует ребят.
Мат – это ядов концентрат.
Мат ,ребята ,не забава,
а словесная отрава.
Хочешь успеха в жизни добиться,
книги читай, прекращай материться
Сколько будешь материться ,
столько будешь и лечиться!
Чтобы в жизни состояться ,матом лучше не ругаться!Наше условие – долой сквернословие!Мат - уродует ребят.Мат – это

Слайд 39Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Было время, когда им занимались

одиночки-энтузиасты на свой страх и риск. Знаменитый наш лексикограф Владимир Даль посвятил почти всю свою сознательную жизнь составлению большого словаря народной речи. Начал он его юношей, окончил старцем. Вот что рассказывает он: «С той поры, как составитель этого словаря себя помнит... жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты... записывал он их без всякой иной цели и намерения, как для памяти, для изучения языка, потому что они ему нравились... Прошло много лет, и записи эти выросли до такого объема, что при бродячей жизни стали угрожать требованием для себя особой подводы...
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.Было время, когда им занимались одиночки-энтузиасты на свой страх и риск.

Слайд 40Словари – наши добрые помощники

Словари – наши добрые помощники

Слайд 41Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы

пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.

С. Я. Маршак.

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого

Слайд 42Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней

тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Слово

И. Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,—  Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат

Слайд 43Истинная любовь
к своей стране не мыслима без любви к своему

языку.

К. Паустовский

Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.К. Паустовский

Слайд 44Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть