Слайд 1 Русский язык
5 класс
Павлова Елена Михайловна
МБОУ СОШ №
28 с УИОП города Воронежа
Имя числительное
Слайд 2
Поэтическая пауза
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2000000, 320, 17, 333.
Вообразите, что перед вами стихотворение
и прочитайте его с «поэтической интонацией»
Слайд 3Тема урока
Имя числительное
Полминутки для
шутки
Прочитайте зашифрованные слова
Сморо1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5,
100рона, пи100лет, 40а, 7я, 100рож, с3жка
Слайд 4Интересная история
В одной из русских рукописей XVII века читаем: «Знай
же то, что есть сто и что есть тысяща, и что есть тьма, и что есть легион, и что есть леодр…»; «…сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, а тьма есть десять тысящ, а легион есть десять тем, а леодр есть десять легионов…».
Вывод: в старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставился специальный знак ~ , «титло».
Слайд 8Глиняные таблички вавилонян
Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная чёрточка обозначала одну
единицу, а угол из двух лежачих чёрточек – десять. Эти чёрточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.
Слайд 9Мы и числительное
Для чего нам нужны числительные?
Где мы встречаемся с числительными?
На
какие вопросы отвечают числительные?
Для чего изучаем склонение числительных?
Цель урока???
Подсказка
В Мурманске, исходном пункте Северного морского пути, полярная ночь длится около сорок суток, полярный день – около пятьдесят восьми; на мысе Челюскина – самой северной точке материка – продолжительность полярной ночи около сто семь суток, полярного дня – около сто двадцати трёх.
Слайд 10Большая семейка
У числительных много «родственников» по морфологической линии. Так,
у числительного ОДИН (един) их около тридцати, причём различных частей речи: существительные (одиночка, одиночество, единство, единение), прилагательные (одинаковый, одинарный, единый, единственный) , глаголы (соединять, объединять, воссоединять), наречия (однажды, воедино) и даже союз (однако). А если учесть и «дальних родственников» - сложные слова, в состав которых входит числительное один (един), то получается внушительное семейство.
Слайд 11Физкультминутка
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем
выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
Слайд 12Заполните таблицу
Слова для справок:
Утроить, десятый, пятак, дважды, двойной, тройник, четыре,
двести, тройной, удесятерить, пятиклассник, трёхместный, двумя, вторым, сотый, раздваиваться, двойка, однажды, воедино , единство, объединять, единственный
Слайд 13Мудрено сотворено?
5 – 20 , 30
50 – 80
500
– 900
ь
ь
ь
ь
ь
ь
ь
Здесь спрятано очень важное правило!!!
Слайд 14Ь / Ь
1.За лето я прочитал пят(?)надцат(?) книг.
2.В нашей школе пят(?)сот(?)
учеников.
3.В питомнике было выращено восем(?)сот(?) новых сортов кустарников.
4.В продаже есть сем(?)надцат(?) видов обоев.
5.Объём бака – шест(?)десят(?) литров.
Выполните фонетический разбор числительного «пят(?)надцат(?)»!!!
Слайд 15Восстановим пословицы
… ум хорошо, а … лучше.
… раз отмерь –
… раз отрежь.
Не имей … рублей, а имей … друзей.
За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
Обещанного … года ждут.
Конь о … ногах и то спотыкается.
Объясните значение пословиц!!!
Слайд 16Простые, сложные и составные числительные
Разряды числительных по структуре
Простые
Сложные
Составные
Обозначаются одним
словом, в котором есть только один корень, например:
Два, пять, сто
Обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например:
Семьдесят, пятьсот,
стотысячный
Обозначаются несколькими словами, причём каждое из этих слов может быть и простым, и сложным, например:
Сто двадцать три, двести шестнадцать
1, 5, 100
70, 500
123 216
Слайд 17Закрепим тему
Запишите числительные словами в три столбика:
1) простые; 2) сложные; 3)
составные.
1738, 4, 12, 1, 8, 60, 2010, 120, 42,21, 80, 117, 208, 578, 40, 14,
69, 100, 4123, 55, 15, 5, 13, 513
Слайд 18Учились, учимся, будем учиться
Я уже знал…
Я учусь…
Мне предстоит узнать…
Сегодня я (какой???)…
А
Слайд 19Домашнее задание
1.Написать текст на тему (по выбору)
А. «В кондитерском магазине».
Б. «На
уроке математики».
2. Составить СИНКВЕЙН, посвящённый имени числительному.
3. Хорошо повторить материал урока!!!