Слайд 1Мастерская речи «Пёрышки»
«Письма – связь расставаний
через магию слов...»
(Е.Кабалин)
Учитель русского языка и
литературы
КОГОБУ ЦДОД
Лянгузова Оксана Михайловна
Пишем отзыв по книге в форме письма
литературному герою.
Слайд 2
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш очередной урок в мастерской речи «Пёрышки» !
Скажите,
что изучает наука РИТОРИКА ?
Каким русским по происхождению словом можно объяснить название этой науки?
Зачем нужно её изучать?
Чему бы вы хотели научиться на наших занятиях?
Слайд 3
Ну и книга!!! Не оторваться !!!
Ух ты! Ну что за фильм!
Ах,
этот сериал!
Ура!
Я знал, что всё будет хорошо...
Слайд 4
СЕРЁЖА : То, что произносят персонажи — это отзывы-отклики. Их можно
услышать при обмене впечатлениями о телепередаче, кинофильме, концерте, книге, спектакле.
РИТОРИК : Да, но отзыв может быть и письменным.
Отзыв — это речевой жанр, в котором говорится об увиденном, прочитанном, услышанном.
Главное в отзыве — выразить свой интерес к произведению, оценить его. При этом аргументация может быть минимальной, неразвёрнутой.
Слайд 5
СЕРЁЖА : А к каким текстам можно отнести письменный отзыв :
первичным или вторичным?
РИТОРИК: Конечно, вторичным, потому что он, как и устный отзыв, создаётся на основе авторского первичного текста.
По-моему, легко догадаться, что отзыв можно найти в письме к другу или автору произведения, в записях личного дневника. Отзывом можно назвать и заметку в школьной газете, заметку в книжном бюллетене-обзоре. В устной речи отзыв часто превращается в отклик, состоящий из одной-трёх реплик.
Слайд 6
Творческое задание
Ребята, давайте достойно подготовимся к встрече праздника Великой Победы!
Чтобы
больше узнать о героях тех тет, предлагаю прочитать книгу небольших рассказов о Великой Отечественной войне писателя
Анатолия Митяева «Подвиг солдата».
Вы встретитесь там с молодым безусым солдатом Борисом Михайловым, пишущим письмо матери с фронта (рассказ «Треугольное письмо»),
с бронебойщиком Глебом Ермолаевым, совершившим подвиг в рассказе «Длинное ружьё»,
а также с другими героями, приближавшими
День Победы
https://e-libra.ru/read/477570-podvig-soldata-rasskazy.html — ссылка на книгу Анатолия Митяева «Подвиг солдата»
Слайд 7Семнадцатилетним мальчишкой Анатолий Митяев летом 1942 года ушел на фронт добровольцем. Служил
орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском миномётном дивизионе. На третий день пребывания в армии был в бою. Подробности четвёртого дня можно узнать из рассказа «Треугольное письмо». Война на всю жизнь определила его отношение к делу и людям, с фронта он вернулся взрослым человеком, грудь украшали боевые награды. О себе он всегда говорил очень скромно, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.
Кому, как не ему, было дано испытать и тяготы войны, и радость побед!
Анатолий Васильевич Митяев
(12 мая 1924— 22 апреля 2008 г.)
Слайд 12Книга «Подвиг солдата» содержит рассказы:
«Треугольное письмо»
«Длинное ружьё»
«Серьги для ослика»
«Отпуск на 4
часа»
«Опасный суп»
«Кто брал Берлин»
Анатолий Митяев
Слайд 13
Треугольники-птицы,
оригами войны.
Горьких судеб страницы
и страшны, и нежны.
Далеки расстояния
от фронтов до тылов.
Письма
– связь расставаний
через магию слов.
Евгений Кабалин
Слайд 14 Дивизион тяжёлых гвардейских миномётов до нового приказа
остановился в дубовом лесочке. (…)
Кончили работу поздно вечером. Было ещё видно, и солдат Борис Михайлов взялся за письмо. Он старался писать почаще, знал: мама тревожится о нём каждый день и каждый час.
Анатолий Митяев
ТРЕУГОЛЬНОЕ ПИСЬМО
Слайд 15«Милая мамочка! — писал Борис. — Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода
тёплая. Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю и крепко-крепко целую. Твой Боря».
Конверта у Бориса не было. В войну многого не хватало. Хлеба, например, соли. И такой простой вещи, как конверты. Без них-то научились обходиться… Борис согнул бумажный лист по верхнему углу — получился косой парус, парус согнул — получился домик с крышей; нижние углы домика тоже согнул и заправил под крышу — получился треугольник, письмо и конверт вместе…
Слайд 16Впереди была линия фронта. Оттуда, из-за этой линии, прилетел снаряд.
...Овраг был
широкий, глубокий, с крутыми стенами. По нему, как по безопасному туннелю, шли к передовой солдаты, ехали автомобили — с пушками, со снарядами, с кухнями и хлебом. В обратную сторону тягач тащил танк со сбитой башней. Лошадь, запряжённая в двуколку, везла двух раненых, они лежали неподвижно, их головы были укутаны бинтами.
Слайд 17Остановились в низине, поросшей кустами.
От низины начинался подъём на широкий бугор.
Скат бугра был жёлтым пшеничным полем. С вершины слышалась частая стрельба, гулкие взрывы. Там шёл бой.
Слайд 18…солдат Михайлов побежал, огибая кусты, перепрыгивая кочки. Он влетел в пшеницу,
запутался в ней сапогами. Но скоро приноровился, раздвигал её, как купальщик воду. В эти минуты он забыл обо всём. Знал только, что надо бежать и бежать вперёд. И не было у него страха ни перед чем.
Слайд 19 Борис Михайлов никогда ещё не перевязывал раненых
и удивился ловкости, с которой разрезал гимнастёрку и обнажил повреждённое плечо. Он быстро разорвал индивидуальный пакет и прибинтовал марлевую подушечку к плечу солдата.
Слайд 20
Как приехали на место, Борис пошёл в штабную землянку к писарю
— отдать письмо. Перед землянкой он остановился, развернул треугольничек, перечитал его:
«Милая мамочка! Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода тёплая. Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю и крепко-крепко целую. Твой Боря».
Вопрос: Как вы думаете, следовало ли Борису переписать письмо заново? Как бы вы поступили?
Слайд 21
- Что в дни войны связывало родных людей, которые были друг
от друга за сотни и тысячи километров?
- Почему родные очень ждали писем с фронта?
- Как вы думаете, сегодня стоит ли хранить старые военные письма, почему?
- Почему Борис отправляет свои письма без конвертов?
- Почему Борис Михайлов не стал переписывать письмо, не стал описывать бой и встречу с раненым?
Вопросы для обсуждения:
Слайд 22 Наверное, нет в мире человека,
которому не
приходилось бы писать писем. Сколько их — деловые, официальные, письма родственникам, друзьям, любовные письма.... В них мы выражаем свои чувства — тревогу, надежду, радость. Сообщаем о чём-то. В любом случае, герои наших писем — мы сами, люди, близкие нам.
Мы прочли книгу. Она произвела на нас впечатление, заставила задуматься, представить себя на месте героев произведения : а что сделал бы я в такой ситуации? Как я поступил бы на месте героя или героини?
Часто случается так, что с героем прочитанной книги хочется встретиться, подружиться, поговорить или поспорить, а может, просто написать ему письмо?
Слайд 23
Письмо, его характеристика
(основная)
Адресант : официальный — неофициальный.
Адресат: официальное лицо —
неофициальное; знакомый — малознакомый — незнакомый; близкий — родной.
Информация : деловая — неделовая, личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача : сообщить (оповестить); поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить и т. д.
Слайд 24
В разных письмах есть одинаковые части. Как правило, выделяются:
Приветствие и (или
) обращение — название того, кому предназначено письмо.
Вступление — извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть — изложение информации, интересующей адресата.
Заключение — выражение уважения, любви,
преданности, почтения, прощания и т. д
Подпись. Дата.
Композиция текста письма
Слайд 25 Кировская областная библиотека для детей и юношества
им. А.С. Грина в 2015 году провела акцию : областной марафон «Книги памяти», посвящённый
70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Свыше тысячи мальчишек и девчонок рассказали о своих любимых книгах, написали письма героям этих книг, тем, кто сражался за Родину.
Итогом областного марафона стал сборник «Война осталась на страницах книг...»
Всего представлены произведения 45 писателей, рекомендуемых для прочтения.
Слайд 26Ушаков Владислав, 1 кл.
м. Опытное Поле, Яранский район
Николай Богданов
«ФЮНФКИНДЕР»
https://www.litmir.me/br/?b=548407&p=1
Здравствуй, мой
лучший друг Лёнька!
Прочитал твоё письмо и сразу же пишу ответ. Спасибо за фотографию. Высылаю свою.
Ты партизанский разведчик. Я гожусь тобой!
А случай тот с немцем, прозванным Фюнфкиндером, я расскажу друзьям. Немец прикрылся фотографией, а ты сохранил ему жизнь, сообщив командиру,что у него пятеро детей. Правда,
что он потом спас тебя, когда ваш лагерь разгромили немцы?
Слайд 27 Я читаю о войне книги и
смотрю кинофильмы. Теперь я знаю, как отважно бьются партизаны с врагами. А ребята, твои друзья, молодцы: сообразительные, смелые, готовые прийти на помощь в любой момент. Знаешь, Лёня, с такими ребятами хочется подружиться.
О себе я напишу немного. 23 февраля мне исполнилось 8 лет. Я учусь в 1 классе, люблю свою родину и обязательно пойду служить в армию, когда вырасту.
9 мая 2015 года мы будем отмечать 70-летие Великой Победы. Ты знаешь, заросли окопы, исчезли разрушенные и сожжённые города, да и у нас, современных детей, всё изменилось.
Лёня, а ты знаешь, что в годы войны
в армию и на флот, родным и близким ежегодно доставлялись миллионы писем.
Слайд 28А у нас сейчас красивые марки и конверты прямоугольные. Но мы
мало пишем писем. С друзьями и родственниками я общаюсь, в основном, по телефону или скайпу. Это удобно!
А письма я пишу только Деду Морозу в Великий Устюг. И каждый год получаю подарки.
Но я хочу сказать, твоё солдатское письмо, сложенное треугольничком, волнует и трогает меня до слёз. И может быть, самая лучшая память тех лет — это наша с тобой переписка. Как бесценную реликвию храню я награды прадедушки передам моим детям.
Передавай привет друзьям и поблагодари за то, что победили фашистов. И обязательно ответь мне, побывал ли ты в гостях у фюнфкиндера в Германии?
Твой друг Влад Ушаков.
Слайд 29 Глеб Ермолаев пошёл на войну добровольцем
и очень хотел попасть в разведку. Однако ему сказали, что будет он бронебойщиком, и выдали бронетанковое длинное ружьё.
Готовясь к бою, Глеб вырыл свой первый окоп. На рассвете фашисты начали обстреливать позицию взвода. Глеб спешно зарядил ружьё, пригнулся в своём окопе, затем высунул голову, чтобы оценить обстановку. По лугу прямо на окоп Глеба катился танк, а за ним бежали фашистские автоматчики. Когда Глеб Ермолаев готовился к бою, то думал, что придётся стрелять в борт фашистского танка, где броня тонкая, а теперь приходилось стрелять в лобовую броню, которую
не каждый снаряд возьмёт.
Сжатый пересказ рассказа А.Митяева «ДЛИННОЕ РУЖЬЁ»
Слайд 31 Танк приближался, покачиваясь, будто кланяясь. Ермолаев втиснул
приклад ружья в плечо, прицелился... И тут сзади, с наших позиций, длинной очередью вдруг застрочил пулемёт. Пули пронеслись рядом с Глебом. Не успев ни о чём подумать, он выпустил ружьё из рук и присел в окопе. Он испугался, что пулемётчик зацепит его. А когда Глеб сообразил, что пулемётчик и стрелки взвода бьют по фашистским автоматчикам, чтобы не подпустить их к Глебову окопу, стрелять по танку было уже поздно. Танк наехал на окоп. Как из глубокой воды, Глеб рванулся из своего засыпанного окопа. То, что он спасён, солдат понял, вдохнув воздух. Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам. Его ружьё лежало полузасыпанное, прикладом к Глебу, стволом в сторону танка. В эти тяжкие минуты и стал Глеб Ермолаев настоящим солдатом. Он рванул к себе ружьё, прицелился, выстрелил, искупая вину перед
взводом, и подбил танк.
Слайд 33 Минуло ещё несколько тревожных дней
с бомбёжками и обстрелами, а потом всё стихло. Наступление фашистам не удалось. В эти дни Глеба Ермолаева вызвали в штаб полка, где собрали бойцов, отличившихся в недавних боях. Бойцы по очереди выходили и получали награды. Очередь дошла и до Глеба Ермолаева. Полковник, удивившись его молодости, спросил, было ли ему страшно.
Глеб ответил : «Струсил я. Я танк случайно подбил!» На это полковник воскликнул : «Вот молодец! Как же не бояться, когда на тебя одного танк лезет! Но насчёт случайности ты, сынок, ошибаешься. Подбил ты его закономерно. Ты в себе страх переборол. За подвиг
тебе полагается орден Красной Звезды».
Глеб Ермолаев был в смущении
от похвалы командира.
(По А.В. Митяеву).
Слайд 34Давайте напишем письмо солдату , герою рассказа Анатолия Митяева «Длинное ружьё»
Глебу Ермолаеву
Здравствуй, Глеб!
Пишет тебе …... из …....... .
Я узнал о тебе из рассказа …...
Ты мне очень понравился! ( чем?)
Я много слышала о страшных танковых атаках, а ты пережил её. Ты совершил настоящий подвиг! Глеб, тебе было очень страшно, когда танк засыпал твой окопчик? Я слышала, что солдаты от пережитого страха седели за один день!
Мы живём в 21 веке, у нас есть ….. , …..... , …..... . Я очень люблю смотреть фильмы и читать книги о подвиге советских людей …
А ещё мне бы хотелось хоть на минуточку попасть в ваше время, чтобы …..... .
Спасибо тебе, простой русский солдат, за то, что …..
Надеюсь, твоя мама дождалась тебя с фронта, и ты прожил долгую счастливую жизнь.
С благодарностью за твой подвиг, ученик(ца) … класса, (имя).
Творческое задание
Слайд 35Использованные ресурсы
1. Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы.
В 2ч. Ч.2 / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Ювента; Баллас, 2013
2. Война осталась на страницах книг... : Книга памяти / Сост.: Панагушина О.И., Рылова Н.Г. - Киров, Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Грина, 2015.
3. Митяев А.В. Подвиг солдата. Рассказы — М: «Малыш», 1985