Слайд 1
Урок в 1 классе
«Звуки [м ] и [мיּ], буквы М,
м»
Слайд 2Тип урока:
изучение нового материала в традиционной форме;
Слайд 3Цели
- обучающие: формирование знаний о звуках м, м', умений выделять звуки
м, м‘ в словах, различать их в звуковом потоке;
- развивающие: развитие фонематического слуха, мыслительных операций, речи учащихся, внимания, слуховой памяти, формирование навыка осознанного выразительного чтения;
- воспитательные: воспитание смелости и находчивости через сказку «Миша и медведь», любознательности и любви к животным;
Слайд 4Методы обучения
словесные,
наглядные,
практические;
объяснительно -иллюстративный, репродуктивный;
Слайд 5Приёмы обучения:
беседа,
знакомство с произведением с использованием мультимедийной презентации,
работа с
карточками,
работа со схемами,
работа с учебником;
Слайд 6Форма организации познавательной деятельности:
фронтальная.
Слайд 7Средства обучения:
карточки со словами,
компьютер,
магнитная доска,
медиапроектор,
экран;
Слайд 8
Источники информации:
1) Большая книга животных. – М.: Белый город, 2007;
2) Русская
народная сказка в пересказе М.А.Булатова, - М.: «Оникс», 2008;
3) В.Г.Горецкий и др.. «Русская азбука», - М.: Просвещение, 2009;
4) Предметно-содержательный журнал «Современный урок: Начальная школа», - М.: Педагогический поиск, 2010.
Слайд 9Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке к нам пришли гости. А
также нам предстоит встретиться с любимыми сказочными героями. Давайте покажем всем, чему мы научились и как можем хорошо работать на уроке.
Слайд 10Актуализация знаний
Учитель:
- Какой звук и букву мы изучили на прошлом уроке?
-
Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие ещё бывают звуки и буквы?
- Чем отличается звук от буквы?
- Для чего нам нужны звуки и буквы?
Слайд 11Основная часть
Учитель: Сейчас мы познакомимся с русской народной сказкой «Маша и
медведь» ( учитель рассказывает сказку, показывая следующие слайды)
Слайд 12Жили, были дед да баба и была у них внучка Машенька…
Слайд 13Пошла Машенька с подружками в лес…
Слайд 19
Вопросы к учащимся после показа сказки
Понравилась ли вам сказка?
Кто её
главные герои?
Какой персонаж вам понравился больше?
Почему?
Что вы можете сказать о Маше?
Чему у неё можно поучиться?
Каким оказался Медведь?
Чем закончилась сказка?
Слайд 20Элемент интеграции с предметом «Окружающий мир»
Учитель: Ребята, а что вы знаете
о медведях?
Далее заранее подготовленные дети делают сообщения о медведях из «Большой книги о животных» (одновременно идёт показ слайдов).
Слайд 21Медведь - самый крупный хищник, который живёт в лесу.
Медведь- это
хозяин леса. Живут медведи и в жарких странах, но в русских лесах живёт бурый медведь.
Слайд 22Бурый медведь очень любит мёд и всё сладкое, например, он очень
любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется он от вкусных желудей и грибов.
Слайд 23Мишка ловко лазит по деревьям и ныряет в воду, чтобы поймать
рыбку.
Слайд 24На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище-
берлогу, в которой он лежит до весны.
Слайд 25Постановка темы урока
Учитель: Ребята, что больше всего любит медведь? Давайте составим
предложение.
Дети: Медведь ест мёд.
Учитель: Ребята, с какого звука начинаются слова «медведь» и «мёд»?
Дети: со звука [м’]
Учитель: сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, с помощью которой он обозначается.
Слайд 26
Знакомство с новыми звуками и буквой
(На доске печатный и письменный варианты
буквы «м»)
Учитель: отгадайте загадки.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
Слайд 28
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост
не нужен,
Нужен только красный нос
Слайд 30Грызунишка и добряк,
Прячет в щёки всё подряд
Слайд 32Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше,
Вот дорос до
небес – и исчез
Слайд 34Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Слайд 36На доске появляются слова: МЕЛ, ХОМЯК, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ.
Учитель: В какой
части слова встречается звук [м’]?
Дети: в начале и в середине слова.
Учитель: составьте, пожалуйста, графические схемы слов.
(Ученики работают за столами, двое - у доски)
Учитель: Что вы можете сказать о звуке [м’]?
Дети: Он согласный, звонкий, непарный, мягкий, может быть твёрдым.
Слайд 37Машенька предлагает нам почитать слоги - сначала с помощью дыхательных упражнений,
а затем с помощью изменения интонации
МА МА МА МА
МИ МИ МИ МИ
МО МО МО МО
МУ МУ МУ МУ
МЕ МЕ МЕ МЕ МЕ МЕ МЕ
МИ МИ МИ МИ МИ МИ МИ
Слайд 38Работа по учебнику (с.88-89)
Работа по иллюстрации. Беседа о Москве.
Чтение пословиц.
Чтение текста «буксиром»
Чтение слов
Слайд 39Физкультминутка
(Ученики повторяют движения за учителем)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы
руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
Учитель: А сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение. Вы должны запомнить и назвать слова, в которых встречаются звуки [м], [м’ ].
Слайд 40Работа по развитию речи.
Учитель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл!
Дети: Мишка-медведь.
Учитель:
Миша принёс угощение, которое получит каждый, кто назовёт слово, в котором есть звук [м].
Дети перечисляют слова.
Слайд 41Затейница Машенька предлагает нам поиграть.
(Игра «Слоговой аукцион»)
Ма…(-шина, - лина, -кароны)
Мет…(-ка,
-ро, -ла)
Мо…(-локо, -лоток, -ре)
Му…(-ха, -ка, -равей)
Слайд 42
Игра «Кто? Что?»
Мишка никогда не ходил в школу и совсем запутался
с заданием. Давайте ему поможем.)
Кто? Смех, медведь, машина, хомяк.
Что? Мама, молоток.
Слайд 43
Итог урока и рефлексия
Учитель:
- С какими звуками и буквами мы
сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте звуки [ м], [ м’];
- Что нового вы узнали?
- Ребята, если вы считает, что хорошо потрудились, и вам было интересно на уроке, поднимите улыбающееся солнышко.
- Если считаете, что вам было неинтересно на уроке, поднимите грустное лицо.
- Молодцы! Спасибо за урок.