Презентация, доклад по методике преподавания Формирование речевых компетенций

Содержание

Основные задачи Актуальность: системный подход к решению вопросов формирования речевых компетенций, открывает возможности экономного и рационального использования учебного и внеучебного времени Цель: выработка речевых компетенций, связанных

Слайд 1Формирование речевых компетенций – важное условие развития мыслительной и коммуникативной деятельности

обучающихся
Формирование речевых компетенций – важное условие развития мыслительной и коммуникативной деятельности обучающихся

Слайд 2Основные задачи
Актуальность: системный подход к

решению вопросов формирования речевых компетенций, открывает возможности экономного и рационального использования учебного и внеучебного времени
Цель: выработка речевых компетенций, связанных с развитием и обогащением речевой культуры как необходимого условия подготовки обучающихся к полноценной трудовой и общественной жизни
Методы: исследовательский. теоретический анализ и систематизация
Основные задачи      Актуальность: системный подход к решению вопросов формирования речевых компетенций, открывает

Слайд 3Научные основы методики развития речевых компетенций
Естественно - научная
Методологическая
Лингвистическая
Психологическая


Языковая
Коммуникативная

Научные основы методики  развития речевых компетенцийЕстественно - научная Методологическая Лингвистическая Психологическая Языковая Коммуникативная

Слайд 4Естественно - научная основа
Естественнонаучную основу методики

составляет учение о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи.
Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются

Естественно - научная основа      Естественнонаучную основу методики составляет учение о двух сигнальных системах

Слайд 5Методологическая основа
Методологической основой формирования речевых компетенций являются

положения о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.
Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык - это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура.
Язык и речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека
Методологическая основа     Методологической основой формирования речевых компетенций являются положения о языке как продукте общественно-исторического

Слайд 6Лингвистическая основа
Лингвистическую основу методики составляет

учение о языке как знаковой системе. Процесс обучения основывается на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.
Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей

Лингвистическая основа       Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе.

Слайд 7Психологическая основа
Психологическую основу  составляет

теория речи и речевой деятельности. Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений. в речи.
Слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения. Процесс развития речи – это не только процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, а процесс качественных изменений


Психологическая основа       Психологическую основу  составляет теория речи и речевой деятельности. Речевая

Слайд 8Языковая основа
Языковая способность  -

отражение системы языка в сознании говорящего. Языковая способность - это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навык  - это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление - произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее оформление — выбор падежа, рода, числа).
Речевое умение - особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.
Различают четыре вида речевых умений:
1)умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме
2) умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении
3) умение излагать свои мысли в письменной речи,
4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изображении

Языковая основа       Языковая способность  - отражение системы языка в сознании говорящего.

Слайд 9Коммуникативная основа

Методологически значимой характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности.
Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие.
Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи. Особое внимание обращается на роль социальной среды, общения с окружающими людьми, речевой атмосферы

Коммуникативная основа

Слайд 10 Активные формы и методы , обеспечивающие развитие речевых навыков
Устный (краткий и

развернутый) ответ
Монологическая и диалогическая речь
Устное и письменное рецензирование
Сообщения, доклады (мини-доклады)
Лекция преподавателя (обучение логике рассуждения, доказательности, точности, яркости, выразительности речи, использованию научных терминов, планированию высказываний)

Активные формы и методы , обеспечивающие развитие речевых навыков Устный (краткий и развернутый) ответМонологическая и диалогическая

Слайд 11Типология упражнений при обучении связной речи
1. По цели

работы: обучающие(подготовительные) и проверочные(контрольные)
2. По форме выполнения: классные и домашние
3. По мыслительным операциям:
аналитические, аналитико-синтетические, синтетические
Типология упражнений при обучении связной речи   1. По цели работы: обучающие(подготовительные) и проверочные(контрольные)

Слайд 12Особенности упражнений при обучении связной речи
1. Построение на дидактическом материале, представляющем

собой текст
2. Опора заданий на обобщение предписанных действий
3. Отсутствие образцов выполнения заданий
4. Требование при выполнении задания различных действий репродуктивного типа
Особенности упражнений при обучении связной речи1. Построение на дидактическом материале, представляющем собой текст2. Опора заданий на обобщение

Слайд 13 Характеристика упражнений
1. По содержательной задаче:
(упражнения, направленные на овладение умением

раскрыть тему высказывания, строить рассуждение, делать выводы)
2. По учебным действиям:
(усвоение определенных знаний и способ деятельности)
Характеристика упражнений 1. По содержательной задаче:  (упражнения, направленные на овладение умением раскрыть тему высказывания, строить

Слайд 14 Работа с текстом
Упражнения аналитического характера:
определить(найти) основную

мысль высказывания, сформулированную автором
составить композиционную схему текста
- озаглавить отрывок словами текста
проследить зависимость употребления определенных языковых средств от задачи высказывания
найти (определить) в тексте лишнее, неудачно введенные цитаты, части, которые необходимо расширить
Работа с текстом      Упражнения аналитического характера:определить(найти) основную мысль высказывания, сформулированную авторомсоставить

Слайд 15Задания по переработке текста
ввести в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения
исключить

из текста повторения
придать тексту в соответствии с замыслом автора публицистический характер
устранить непоследовательность в изложении материала (редакция текста)
Задания по переработке текставвести в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором сужденияисключить из текста повторенияпридать тексту в соответствии

Слайд 16Задания по созданию нового текста на основе данного (готового) текста
1. Составить

план текста, тезисы к нему
2. Произвести перестройку текста так, чтобы он начинался с интересного момента
3. Изложить подробно или сжато весь текст
4. Ответить на вопрос, поставленный в тексте


Задания по созданию нового текста на основе данного (готового) текста1. Составить план текста, тезисы к нему2. Произвести

Слайд 17Задания, требующие при анализе сравнение текстов
Сопоставить планы и тезисы текстов
Сопоставить

сюжетные схемы текстов
Указать общее в данных текстах
Сравнить отзывы на тексты
Задания, требующие при анализе сравнение текстов Сопоставить планы и тезисы текстовСопоставить сюжетные схемы текстовУказать общее в данных

Слайд 18Предпосылки комплексного развития речевых компетенций
Научить правильно, бегло и выразительно читать любые

тексты
Давать для заучивания наизусть стихотворения
Научить пересказу художественного текста
Научить рассказу по иллюстрациям, видеофильмам и кинофильмам
Предпосылки комплексного развития речевых компетенцийНаучить правильно, бегло и выразительно читать любые текстыДавать для заучивания наизусть стихотворенияНаучить пересказу

Слайд 19Примерная схема последовательности анализа литературного произведения
1. История создания
2. Тематика
3.

Проблематика
4. Идейная направленность и пафос произведения
5. Жанровое своеобразие
6. Основные художественные образы
7. Характеристика центральных персонажей
8. Сюжетика и особенности строения конфликта
9. Роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов, персонажей, интерьера
и обстановки действия
10. Речевой строй произведения, описание, повествование, рассуждение, отступление, обрамление
11. Общая характеристика произведения
12. Место произведения в творчестве писателя
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы
Примерная схема последовательности анализа литературного произведения1.  История создания2.  Тематика3.  Проблематика4.  Идейная направленность и

Слайд 20Примерная схема анализа эпизода художественного произведения
1. Определение темы эпизода
2. Место эпизода

в идейном замысле писателя
3. Определение границ эпизода
4. Выяснение читательского впечатления
5. Наиболее значимые художественные детали(пейзаж, речь, интерьер)
6. Раскрытие героя в данном эпизоде (его мысли, чувства, переживания)
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор)
Примерная схема анализа эпизода художественного произведения1. Определение темы эпизода2. Место эпизода в идейном замысле писателя3. Определение границ

Слайд 21План разбора лирического стихотворения
1. Дата написания

2. Реально-биографический и фактический комментарий
3. Жанровое своеобразие
4. Идейное содержание
- ведущая тема
- основная мысль
- эмоциональная окраска чувств
- внешнее впечатление и внутренняя реакция на него
5. Структура стихотворения:
- основные образы
- основные изобразительные средства
- речевые особенности
- стихотворный размер
- рифма
- звукопись
- строфика

План разбора лирического стихотворения    1. Дата написания    2. Реально-биографический и фактический

Слайд 22Знание основных литературоведческих понятий
1. Завязка
2. Идея
3. Композиция
4. Конфликт
5. Кульминация
6. Лирический герой
7.

Лирическое отступление
8. Образ автора
9. Образ повествователя
10. Образ рассказчика
11. Подтекст
12. Развязка
13. Сюжет
14. Трагическое
15. Фабула
16. Эпиграф
Знание основных  литературоведческих понятий1. Завязка2. Идея3. Композиция4. Конфликт5. Кульминация6. Лирический герой7. Лирическое отступление8. Образ автора9. Образ

Слайд 23Памятка для цитирования
Выписывание цитат способствует увеличению запаса образных

выражений, обогащает культуру речи:

1. Читая книгу, делайте необходимые пометки, отмечайте высказывания, наиболее полно отражающие суть явлений
2. Помните: цитата не должна быть громоздкой
3. Приводите цитату для подтверждения высказываемых мыслей
4. Знайте, что цитаты должны быть уместными
Памятка для цитирования   Выписывание цитат способствует увеличению запаса образных выражений, обогащает культуру речи:1. Читая книгу,

Слайд 24Речевая характеристика героев
В речевой характеристике

действующего лица драмы или героя эпического произведения писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности героя к определенной социальной среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный и психологический мир.
Речевая характеристика героя включает в себя:
Монолог — речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи особенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых — монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова).
Диалог — речевое общение между действующими лицами, которое служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета.
Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристики чиновников в гоголевском «Ревизоре»).
В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, записок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».
Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям

Речевая характеристика героев      В речевой характеристике действующего лица драмы или героя эпического

Слайд 25Внутренний монолог – разговор с самим собой

Классическим приемом создания характера в литературе является внутренний монолог, то есть изображение мыслей героя. Литература до XVIII века изображала героя в действии, в речевом поведении, но не в мышлении. Относительным исключением можно считать лирику и отчасти драматургию, где герой часто произносил «мысли вслух» – монолог, обращенный к зрителю или вообще не имеющий ясного адресата.
Знаменитое «Быть или не быть?» Гамлета. Это относительное исключение, потому что речь идет скорее о разговоре с самим собой, чем о процессе мышления как таковом

Внутренний монолог – разговор с самим собой       Классическим приемом создания характера

Слайд 26Речевой портрет
Речевой портрет – это подбор особых для каждого действующего лица

литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис, а также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной)

Речевой портретРечевой портрет – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как

Слайд 27Речевое поведение
Поведение –

сложная категория, учитывающая не только физические действия, но и характер речи, то, что и как герой говорит. В этом случае мы говорим о речевом поведении.
Речевое поведение может объяснять систему поступков, а может противоречить им. Примером последнего может стать образ Базарова («Отцы и дети»). В речевом поведении Базарова места любви не находилось, что не помешало герою испытать любовь-страсть к Анне Одинцовой.
С другой стороны, речевое поведение Платона Каратаева («Война и мир») абсолютно органично его поступкам и жизненной позиции. Платон Каратаев убежден, что человек должен принять любые обстоятельства с добротой и смирением. Позиция по-своему мудрая, но грозящая безликостью, абсолютным слиянием с народом, с природой, с историей, растворением в них. Речь Каратаева лишена индивидуальных черт, она «растворена» в народной мудрости.

Речевое поведение        Поведение – сложная категория, учитывающая не только физические

Слайд 28Способы описания поведения героя
Вербальное поведение в художественном тексте

связано с:
1) речью персонажа;
2) манерой говорить
Невербальное поведение выражается путем описания или характеристики:
1) мимики, жестов и движений;
2) взгляда человека;
3) эмоционального состояния человека
Способы описания поведения героя   Вербальное поведение в художественном тексте связано с:

Слайд 29Способы передачи поведения героев
Различают два способа

передачи речевого и речежестового поведения персонажей:
1) репродуктивная речь, переданная вербально и отчасти в виде невербального поведения персонажа, произносящего в тексте свое высказывание;
2) описательная речь, передающая наряду с вербальной речью и неречевым поведением обстоятельства речевого действия персонажа

Способы передачи поведения героев     Различают два способа передачи речевого и речежестового поведения персонажей:

Слайд 30Речевое поведение и текстовая структура

Описание речевого поведения включается в текстовую структуру, передавая состояние и настроение персонажа:

- отчаяние: дрожащим голосом объявила она (Пушкин);

- удивление: Да что ж они тебе? – сказала старуха, выпучив на него глаза (Гоголь);

- гнев: Мстительный сын турецкого подданного пнул его ногой (Ильф и Петров);

- растерянность: Здесь Чичиков закусил губу и не нашёлся что ответить (Гоголь);

- восхищение: Говорил языком истинной страсти (Пушкин).

Психологическое состояние персонажа передаётся посредством художественных деталей, уточняющих манеру произнесения слов, передающих особенности жестикуляции или мимики, обращающих внимание читателя на действия персонажа
Речевое поведение  и текстовая структура       Описание речевого поведения включается в

Слайд 31Система контроля речевой деятельности обучающихся

Активные формы и методы:
1. Устный ответ на вопрос
2. Письменный ответ на вопрос
3. Мини-сочинение
4. Сочинение
5. Составление рецензий
6. Составление коллективного плана
7. Домашнее задание

Система контроля речевой деятельности обучающихся       Активные формы и методы:1. Устный ответ

Слайд 32ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ
Формой организации обучения

являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов, которые представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ   Формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов, которые

Слайд 33ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Слайд 34Самостоятельная поисковая работа обучающихся
Памятки различного рода
Требования к устным ответам
Планы рецензирования
План

работы над сочинением
План работы над изложением
Самостоятельная поисковая работа обучающихсяПамятки различного родаТребования к устным ответамПланы рецензирования План работы над сочинениемПлан работы над изложением

Слайд 35ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
принцип интерактивности (необходимость сотрудничества с преподавателем и

с другими студентами);
принцип индивидуализации обучения (учет индивидуальных психологических особенностей); 
-  принцип идентификации (необходимость контроля при использовании технических средств); 
-  принцип регламентации (выбор стратегии и планирования организации самостоятельной работы);
принцип опоры на базовые знания и умения (рациональное использование времени для самостоятельной работы); 
- принцип опережающего обучения (направленность самостоятельной работы на активизацию мыслительной деятельности, формирование прогнозирования,  выбора и решения задач); 
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпринцип интерактивности (необходимость сотрудничества с преподавателем и с другими студентами);принцип индивидуализации обучения (учет

Слайд 36САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Слайд 37ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Слайд 38Выработка речевых компетенций
Единство подхода к выработке

речевых компетенций на уроках русского языка и литературы и при самостоятельной работе обучающихся, опора на приобретенные знания и умения, широкое использование литературных текстов на уроках русского языка, единая система письменных работ – все это создает предпосылки для комплексного развития речевых компетенций
Выработка речевых компетенций     Единство подхода к выработке речевых компетенций на уроках русского языка

Слайд 39Результаты освоения речевых компетенций
Русский язык
 сформированность понятий о нормах русского

литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике;
 сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
 сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Результаты освоения речевых компетенций Русский язык сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о

Слайд 40 Литература

 сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
 владение

навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
 знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Литература  сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений. владение навыками самоанализа и самооценки на основе

Слайд 41Умение общения

Умение общения

Слайд 42Вывод
Применение вышеуказанных методов и приемов формирования речевых компетенций обеспечивает активность мыслительной

и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и компетенциями
ВыводПрименение вышеуказанных методов и приемов формирования речевых компетенций обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех

Слайд 43Исследование подготовила преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК КМСК Рудакова Ирина

Николаевна 2017 год
Исследование подготовила преподаватель русского языка и литературы  ГБПОУ КК КМСК  Рудакова Ирина Николаевна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть