Слайд 1
Литературное чтение
Тема:
«Басенное творчество И.А. Крылова. Идейно-тематическое богатство, аллегорический характер, сюжетная
острота, народность басен Крылова. Отбор текстов для чтения детям.»
Выполнил: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 7 ( СП №»)
Афонина Ирина Васильевна
Слайд 2Иван Андреевич Крылов
(1769 – 1844)
«Ни один из поэтов не умел
сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино…»
Н.В.Гоголь
Слайд 3Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769
г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста.
Слайд 4В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу
мелким чиновником в Казенной палате. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777—1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 1809 —1843 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.
Слайд 5 БАСНЯ
– это короткий комический рассказ в стихах
или прозе с
прямым моральным выводом,
придающим рассказу аллегорический смысл.
Главные герои: животные, растения, люди.
Мораль басни - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом
Слайд 6 Первые басни Крылова, без подписи, появились еще в ХVШ веке: "Стыдливый
игрок", "Недовольный гостями стихотворец", "Павлин и Соловей". Но в них крыловского еще ничего не было.
Слайд 7 Подлинные басни, сделавшие имя Крылова всенародно любимым, он начал писать с
1805 года. Первый сборник басен вышел в 1809 году, среди них были шедевры: «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Петух и Жемчужное зерно». Всего написано более 200 басен. Басенное наследие Крылова - это, по выражению Гоголя, «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа».
Слайд 8Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.
Басни на общественно-политические темы
(«Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Сатира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).
Слайд 9Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Любопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают,
что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под дубом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).
Слайд 10Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и
Петух»). Они, как и эпиграммы, направлены на осмеяние литературных противников, например, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).
Слайд 11 Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают типичные жизненные ситуации и
выводят практические законы человеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки.
праздность («Стрекоза и Муравей»)
лесть («Ворона и Лисица»)
невежество («Мартышка и Очки»)
неблагодарность
(«Волк и Журавль»)
тщеславие («Гуси»)
Слайд 12Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на
псарне»). Они представляют собой в аллегорической форме отклик на различные события в жизни страны.
Слайд 13В развитии басенного творчества Крылова большое значение имели события Отечественной войны
1812 года. Они прочно связали дух и стиль басен с русской жизнью.
Слайд 14Война отразилась в ряде басен: "Раздел", "Ворона и курица", "Волк на
псарне", "Обоз", "Щука и кот".
В них воплощено глубокое патриотическое чувство писателя и народный взгляд на великие события: гнев на Наполеона, как грабителя, хищника, понимание спасительной роли Кутузова.
Слайд 15Басни Крылова, по свидетельству
К.Н. Батюшкова, читали в действующей армии.
Рассказывают, что, читая присланную ему баснописцем басню "Волк на псарне", Кутузов при словах: "Ты сер, а я, приятель, сед" - снимал фуражку и показывал свою седую голову.
Слайд 16Так же в баснях Крылова сильно проявляется сатирическая направленность и народность,
особенно, когда героями произведения являются мужики, купцы, дворяне. Крестьянин описывается с большим сочувствием, в его горе, бедноте и наготе, каким был он в условиях крепостного права.
Слайд 17 В басне "Огородник и философ" показано, как торжествует практический разум крестьянина
над фальшивой наукой, помешавшейся на нововведениях, без знания основ земледелия. И получается, что Философ оказался без огурцов, хотя бахвалился перед Огородником своими знаниями.
Едва ли не самой замечательной басней, в которой выставлено на показ неприглядное положение крестьянства крепостной Руси, является "Крестьянин и смерть". В ней нарисована безотрадная картина народного житья-бытья, когда само существование становится невмоготу.
Слайд 18Что касается социальной сущности крестьянина, то он в баснях Крылова выступает
главным образом как человек, обделенный всеми благами жизни.
Крестьянский быт, одежда, пища, условия существования - все крайне скудно. На обувь он дерет себе липку и плетет лапти ("Булат"). Городская культура в деревню не проникает.
Слайд 19 Широко используемые Крыловым образы животных с разными характерами указывают на реалистическую
основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.
Слайд 20 Все, что происходит в баснях Крылова,- происходит под нашим небом, в
наших родных местах.
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела", и сразу стало ясно, где происходит действие: это - Русь-матушка, это наша земля и стрекоза - наша, русская: она ведь "попрыгунья". И весь ее характер мгновенно очертился этим простым русским словом, которое само по себе означает картину.
Слайд 21После Востокова и вплоть до самого Пушкина никто не рисовал такими
живыми чертами природу, особенно, русскую зиму, как это сделал в басне "Мот и ласточка" Крылов.
..опять отколь взялись морозы,
По снегу хрупкому скрипят обозы,
Из труб столбами дым, в оконницах стекло Узорами заволокло.
Слайд 22Для басни характерны такие составные части: зачин, мораль, часто встречающиеся повторы.
Среди выразительно-изобразительных приемов – аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.
Слайд 23Аллегория
Аллегория - (греч. allegoria - иносказание) -изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от
многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность).
Слайд 24 Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования
этого приема разными литературными жанрами в одно целое.
Муравей — олицетворение трудолюбия ("Стрекоза и муравей")
Свинья — невежества ("Свинья под дубом")
Слайд 25Ягненок — кротости, как "Агнец Божий" ("Волк и ягненок").
Лиса-хитрости, лести («Ворона
и лисица»)
Слайд 26 Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их
осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.
Слайд 27Басни Крылова врезаются в память и всплывают в течение жизни при
встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.
Слайд 28
• Мартышка и очки • Ворона и лисица
• Музыканты
• Ларчик
• Волк и ягненок • Стрекоза и муравей
• Волк на псарне • Лисица и сурок
• Лжец • Щука и кот
• Петух и жемчужное зерно • Обоз
• Воронёнок • Осел и соловей
• Слон и моська • Крестьянин и лисица
• Гуси • Лебедь, щука и рак
• Любопытный • Зеркало и обезьяна
•Лисица и виноград •Трудолюбивый медведь
• Свинья под дубом •Мартышка и очки и т.д.
Басни И.А.Крылова для детей
Слайд 30Что такое басня?
Басня – это короткий иносказательный рассказ с нравоучением
Слайд 31Что такое мораль басни?
Мораль – начальные или заключительные строки басни с
нравоучительным выводом
Слайд 32Дайте определение аллегории
Аллегория (иносказание) – иносказательное изображение предмета, явления с целью
наиболее наглядно показать его существенные черты
Слайд 33 конкурс: Объяснялки
(ответьте: из какой басни фраза?)
«Лебедь, Щука
и Рак»
Слайд 40«Ты всё пела? Это дело...»
«Так
поди же попляши!»
Слайд 42О чём басни?
Стрекоза и Муравей
лесть
Мышь и Крыса хваставство
Кукушка и Петух невежество
Квартет легкомыслие
Синица трусость
трудные слова
Слайд 43Найди лишнего героя.
(вспомни басню)
Щука, Ворона, Рак, Лебедь
Осёл, Мартышка, Лисица,
Козёл, Мишка
Слайд 44Каким героям Крылова принадлежат эти предметы? Назовите эти басни.
Мартышка «Мартышка и
очки»
Ворона «Ворона и лисица»
Обезьяна «Зеркало и обезьяна»
Слайд 45Каким героям Крылова принадлежат эти предметы? Назовите эти басни.
Свинья «Свинья под
дубом»
Лиса «Лиса и виноград»
Лебедь, рак, щука
«Лебедь, рак и щука»