Слайд 1УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО
Зарубин Юрий
6 «А»
Слайд 2УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его
друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе.
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
Слайд 3АВТОР
Распутин Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда
Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска
Валентин Григорьевич начал писать художественную прозу с 1961 и вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов.
В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Слайд 4Главные герои
Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка
Лидия Михайловна. Маленький мальчик приезжает в райцентр учиться и оказывается одиноким среди чужих людей. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”.
Слайд 5ПОДДЕРЖКА
С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно
заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя.
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока.
Слайд 6
Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики,
поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности. В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Слайд 7.
С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью
описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает. Язык повествования прост и в то же время выразителен.
Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.