Презентация, доклад по литературе Урок-аналитическая беседа Кто виноват в судьбе Матрёны? (по рассказу Солженицынв Матрёнин двор)

АннотацияПрезентация «Урок – аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»(по рассказу А.Солженицына «Матренин двор») выполнена учителем русского языка и литературы Мельшиан Н.Э. МОУ – СОШ №17.В данной работе представлены основные фрагменты урока, предназначенные для ввода на

Слайд 1Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына

«Матренин двор»)

Мельшиан Наталия Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ № 17 г.Тулы

Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»  (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)Мельшиан Наталия Эдуардовна,учитель

Слайд 2Аннотация
Презентация «Урок – аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»(по рассказу

А.Солженицына «Матренин двор») выполнена учителем русского языка и литературы Мельшиан Н.Э. МОУ – СОШ №17.
В данной работе представлены основные фрагменты урока, предназначенные для ввода на монитор каждого учащегося.
При создании этой работы использовались данные из Интернета, сканирование, обработка материала, программа Microsoft PowerPoint.
Материал предназначен для 9 класса по литературе. Данная работа может использоваться на уроках с целью изучения нового материала.
Объем работы 12 листов,12,5КБ.
АннотацияПрезентация «Урок – аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»(по рассказу А.Солженицына «Матренин двор») выполнена учителем русского

Слайд 3Цели и задачи:
пробудить интерес к личности и творчеству писателя;
познакомить с

историей создания рассказа,
помочь понять и оценить поведение героев,
проследить «вслед за автором» за судьбой русской женщины;
раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека;
подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.
Цели и задачи: пробудить интерес к личности и творчеству писателя;познакомить с историей создания рассказа, помочь понять и

Слайд 4Эпиграф
Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они

скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая …

А.И.Солженицын
Эпиграф Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи

Слайд 5Жизнь и творчество писателя (основные даты)
1918 г. - родился в Кисловодске


1941 г. - мобилизован на фронт простым солдатом, за проявленное мужество награжден орденом Отечественной войны 2 степени
Арест и 8 «кругов тюремного ада»
Освобождение, Рязанская область - работа учителем
1959 г. – рассказ «Матренин двор»
1962 г. – повесть «Один день Ивана Денисовича»
1970г. – Нобелевская премия в области литературы
1974г.- жизнь за границей, «Красное колесо»
1994г.- возвращение на родину
Жизнь и творчество писателя (основные даты)1918 г. - родился в Кисловодске 1941 г. - мобилизован на фронт

Слайд 6Словарная работа
Тоталитарный режим – политический строй, при котором государственная власть сосредоточена

в руках какой-либо группы , политической партии, уничтожившей в стране демократические свободы.
Праведник - 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
Словарная работа Тоталитарный режим – политический строй, при котором государственная власть сосредоточена в руках какой-либо группы ,

Слайд 7План рассказа
Повествование о Матрене Васильевне (в восприятии рассказчика Игнатича).
Суровые испытания, выпавшие

на долю героини (рассказ Матрены о себе).
Кто виноват в гибели Матрены?
План рассказа Повествование о Матрене Васильевне (в восприятии рассказчика Игнатича).Суровые испытания, выпавшие на долю героини (рассказ Матрены

Слайд 8Аналитическая беседа
Матрена Васильевна Григорьева – жительница села Тальново. Расскажите, что узнал

Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?
Что заставило такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?
В чем смысл жизни героини?
Автор глубоко и выразительно «прорисовывает»образ Матрены. В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?
Аналитическая беседа Матрена Васильевна Григорьева – жительница села Тальново. Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у

Слайд 9Задание
Проанализируйте 2 и 3 части рассказа. О чем поведала Матрена? Как

характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?
Прокомментируйте конец 2 части рассказа. Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?


ЗаданиеПроанализируйте 2 и 3 части рассказа. О чем поведала Матрена? Как характеризует героиню ее манера рассказывать о

Слайд 10
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть

она тот самый праведник, без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын).
Совершенное бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен, природная неспособность попенять на судьбу, на людей, незлобивость – это и есть характер праведника, как его понимает автор, русский характер.
Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.

Вывод

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого…

Слайд 11Домашнее задание
Темы сочинения по выбору:
1. Сочинение – размышление над прочитанным произведением

А. Солженицына «Матренин двор».
2. Кто виноват в судьбе Матрены? Она, власть или люди?
3. Что общего у Матрены и ее квартиранта?
Домашнее заданиеТемы сочинения по выбору:1. Сочинение – размышление над прочитанным произведением  А. Солженицына «Матренин двор».2. Кто

Слайд 12Литература
А.И. Солженицын. Рассказы. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1990
Русская литература. Очерки, портреты, эссе: Учебное

пособие для учащихся 11 кл. // Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М.: «Просвещение», 1996
В. Чалмаев. А.Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994
ЛитератураА.И. Солженицын. Рассказы. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1990Русская литература. Очерки, портреты, эссе: Учебное пособие для учащихся 11 кл. //

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть