Слайд 1Максим Горький
«Детство».
Тяжелые картины детства.
7 класс
Слайд 2«Свинцовые мерзости
русской жизни»
Повесть «Детство» (1913 г)
Нередко я плакал, читая, -
так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
М.Горький
Портрет Горького работы В.Серова 1905г.
Слайд 3Встреча с писателем Портреты художников
Бродский И.И. 1937
Борис Григорьев
П.Д.Корин 1932
Любите книгу, она
облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький
Слайд 4
Как вы понимаете слово Детство?
Слайд 5
Повесть – это повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в
романе, и обычно меньшее по объему. В отличие от рассказа сюжет повести состоит из нескольких цепей событий.
Автобиографический характер повести.
Что такое повесть?
Слайд 6Особенность этой повести в том, что она автобиографическая. Писатель рассказывает о
своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий.
Повесть написана от первого лица, авторское «я» - это Алеша Пешков, он и автор, и повествователь.
Слайд 7Место действия повести М.Горького «Детство»
Дом деда Каширина
Автобиографический характер повести:
Нижний Новгород
Василий Каширин
Акулина
Ивановна
Варвара Васильевна
Максим Савватиевич Пешков
Слайд 8Повесть «Детство» автобиографическая. Но почему же мы считаем создание автора не
просто автобиографией, а именно художественным произведением?
Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни, написанное, как правило, в публицистическом стиле, тогда как в повести есть много доказательств художественности текста: эпитеты, метафоры, сравнения, описания внешности героев, лирические отступления, размышления героев, диалоги и т.д. Задачей Горького было не только рассказать о своем детстве, но и обобщить все негативные стороны жизни целого социального слоя. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху
Слайд 9Герои повести
Алёша
Дед Каширин
Бабушка Акулина Ивановна
Мастер Григорий Иванович
Дядья Михаил и Яков
Подмастерье Ваня
Цыганок
Нахлебник Хорошее Дело
Слайд 10
- смерть отца
- отчаяние матери
- рождение и смерть маленького братика Максима
Какой
отклик находят эти события в душе Алеши?
Основные события 1-ой главы
Слайд 11Знакомство с бабушкой
- какой представляется бабушка Алеши?
Слайд 12
Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая
и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом». Жизнь у нее действительно «темная»: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата».
Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту,
Слайд 13Образ матери
- Что вспоминает Алеша о своей матери? Почему матери не
хотелось возвращаться в дом отца? Как мы можем описать ее настроение и состояние, опираясь на текст?
Мать редко выходила на палубу, молчала. «Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…». Мать считала Алешу виноватым в смерти ее мужа, отца мальчика, поэтому была так молчалива и грустна. К тому же в семье Кашириных были разногласия из-за раздела наследства.
Слайд 14
Для матери Алеши дорога – это путь назад , в тяжелое
прошлое , а чем является для бабушки путь по Волге?
Она была привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего».
Слайд 15Для Алеши эта дорога – путь к какой-то иной, новой, незнакомой
жизни, к будущему, дорога надежды.
- оправдались ли эти надежды?
- какой увидел семью Кашириных Алеша?
- почему бабушка называет свою семью «неумным племенем»?
А для Алеши дорога была…
Слайд 16- Какое первое впечатление производят на Алешу родственники?
«Дед с матерью шли
впереди всех. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась».
Слайд 17Каким Алеша увидел дом, двор деда Каширина?
Двор был тоже неприятный: весь
завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою…».
Вывод: Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, как-то сразу почувствовал холод, одиночество, неприязнь. Ему не понравились все его родственники и только бабушка оставалась единственной надеждой на спасение в это мрачном мире.
Слайд 18
Тяжелые картины детства
«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех
со всеми,
она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие…»
М.Горький «Детство». 2 глава
Кадры из к/ф «Детство Горького»
Слайд 19Дед Каширин и его сыновья
- внешность
Есть ли развернутый портрет деда?
Слайд 20- Какое возникло у Алеши к нему отношение?
(Неприязнь. Стр.26) –
Когда неприязнь ощутилась особенно остро?
После наказания.
Слайд 21Глава II:
«Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо
странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью темная жизнь „неумного племени“...»)
Слайд 22-история с праздничной скатертью
- наказание детей
Слайд 23
Озаглавьте эту сцену
В центре – на скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка
мальчика, а над ним неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим.
Слайд 24- Какое чувство появилось у Алеши после наказания?
Алеша повзрослел и стал
особенно чуток ко всякой боли и обиде
Слайд 25
какое влияние на формирование характера Алеши оказали Цыганок и постоялец Хорошее
Дело?
Слайд 26
Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир
науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие.
Слайд 27Выводы
- какие важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем”
и уличными ребятами?
- как автор объясняет, почему надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”?
Слайд 28Выводы.
Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся
понимать людей, а, главное, себя. И необходимость оставаться человеком во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.
Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами:
- научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение.
М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять
Чем заканчивается повесть “Детство”?
Слайд 29Рефлексия
- прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?
- что
в его характере для этого есть?
В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.
Слайд 30Рефлексия
-Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?- В каких
произведениях о детстве решается та же проблема?
Слайд 31
уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно.
Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых. Именно благодаря мудрости бабушки, герой из рассказа В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” усвоил жизненные уроки:
- поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;
- очень трудно признаться в содеянном;
- душевное раскаяние мучительно и невыносимо;
- раскаяние приносит облегчение.
Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.
Слайд 32Домашнее задание
Составить синквейн «Детство»
Читать стр.85-89