Презентация, доклад по литературе СПО на тему: Роман-антиутопия Мы

Содержание

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благо-душные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным,

Слайд 1Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени

и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика.
Е. Замятин

Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам.

Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего

Слайд 2 «Настоящая литература может быть только там, где ее

делают не исполнительные и благо-душные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным, тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло.
Статья «Я боюсь».

Писательское кредо

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благо-душные чиновники,

Слайд 3 Современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество

будущего.
В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей.
«Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!
Опубликован в России роман был в 1988 году.

Судьба писателя и романа

Современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. В конце 20-х годов на

Слайд 4Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в

этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.

Замятин и задача его романа

Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический

Слайд 5В июне 1931 года писатель обращается к Сталину с письмом: «Я

прошу разрешить мне выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова».

Судьба писателя

В июне 1931 года писатель обращается к Сталину с письмом: «Я прошу разрешить мне выехать за границу

Слайд 6“Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути

реализации социалистических идей.
«Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы.

"Мы" - первый роман - утопия

“Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей.  «Утопия» Томаса

Слайд 7 «Утопия» (1516г.)Томаса Мора
Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где

ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт.
«Утопия» (1516г.)Томаса МораМор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность

Слайд 8«Город Солнца» (1623г.) Томмазо Кампанелла

«Города Солнца» Кампанеллы во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.
«Город Солнца» (1623г.)       Томмазо Кампанелла «Города Солнца» Кампанеллы во многом следует

Слайд 9Утопия (от др.-греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий

к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Характеризуется верой автора в безупречность модели.
«Утопия» — роман Томаса Мора, 1516 год. От него произошло название литературного жанра.

Утопия

Утопия (от др.-греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального,

Слайд 10"Мы – от бога, я - от дьявола?!"
«Самое страшное в утопиях

то, что они сбываются…»Н.А. Бердяев
«Своя воля лучше». Ф.М. Достоевский
«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари…» Е. И. Замятин

Слайд 11 Антиутопия (от греч. «anti» - против и

«utopos» - места, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техноген-ная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.

Антиутопия

Антиутопия (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) -

Слайд 12Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе) — направление в художественной литературе

и кино) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.
Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасности.



Антиутопия в литературе

Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе) — направление в художественной литературе и кино) — направление в художественной литературе

Слайд 13
Роман «Мы» написан в 1920г.

Произведение, вызвавшее живой интерес, распространялось в списках. Его узнали и за границей. В 1924г. Замятин принимает предложение о переводе романа на английский язык и его публикации в Нью-Йорке. Вскоре появились переводы на чешский и французский языки. русский текст опубликован в 1952году,но снова в США. И лишь в 1988году, почти 70лет спустя после его написания, роман вышел в России.

Появление романа

Роман «Мы» написан в 1920г. Произведение, вызвавшее живой интерес, распространялось в

Слайд 14Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность?

Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность?

Слайд 15О чем этот роман?
это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на

Земле,
это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,
это роман о бездуховном обществе,
это роман о любви и предательстве,
это роман о тоталитаризме,
это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

О чем этот роман? это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,это роман о счастье, каким

Слайд 16Мы — роман— роман-антиутопия— роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920 г.).

Действие разворачивается в двадцать девятом году.
Роман имеет некоторые особенности: описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами: мужчины – нечетные числа, согласные буквы(R-13), а женщины-четные, гласные(О-90, I-330), государство контролирует даже интимную жизнь).
Отклонение от обычной псевдоточночти (затерянный во времени и пространстве мир.) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Жанр романа

Мы — роман— роман-антиутопия— роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920 г.). Действие разворачивается в двадцать девятом году.

Слайд 17Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции.
В чем они

заключаются?
Повествование представляет собою конспектные записи строителя космического корабля .

Композиция романа

Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются? Повествование представляет собою конспектные записи

Слайд 18Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из

нескольких предложений.
«Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть».
«Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа».
«Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».
Что обозначают данные названия?
Первые предложения обозначают микротему главы, а последнее указывает на ее идею.


Композиция романа

Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. «Колокол. Зеркальное море. Мне

Слайд 19 Как заявлена тема «мы» в начале романа?
Главный герой говорит

о себе, что он только один из математиков Великого Государства.
«Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю — точнее, что мы думаем (именно так — мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей)».

Соотношение названия и темы романа

Как заявлена тема «мы» в начале романа? Главный герой говорит о себе, что он только один

Слайд 20Тоталитаризм (от итал. totalitario) —политический режим, характери-зующийся крайне широким (тотальным) контролем

госу-дарства над всеми сторонами жизни общества.
Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану.
При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными.

Что такое тоталитаризм?

Признаки тоталитарной системы:
Всеобщая государственная идеология.
Система насилия.
Отсутствие реальных прав и свобод человека.
Контроль над всеми сферами жизни общества.

Тоталитаризм (от итал. totalitario) —политический режим, характери-зующийся крайне широким (тотальным) контролем госу-дарства над всеми сторонами жизни общества.

Слайд 21Е.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена

долгожданная гармония общественного и личного. Но оказывается, что это модель тоталитар-ной системы. «Идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы.

Модель Единого Государства

Е.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного. Но

Слайд 22«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные

и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь» Е.Замятин).
Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.

Взгляд писателя

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники,

Слайд 23Взгляд писателя
Но не менее важным в жизни человека является

начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее “я”, личность, “субъективный мир человека”, — одним словом, индивидуальное. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ века. Писатель призывал современников к бдительности: растоптав индивидуальное начало человека (“я”), посредством чрезмерного развития социального начала (“мы”), технократически отделив себя от всей остальной Природы и Космоса, человек скорее деградирует, чем обретает истину существования.
Взгляд писателя  Но не менее важным в жизни человека является начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее

Слайд 24
Предметом изображения Е.

Замятиным в романе «Мы» является далекое будущее, XXVI век, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, «математически безошибочным счастьем», где живут нумера.


Предметом изображения Е. Замятиным в романе «Мы» является далекое

Слайд 25«Мы» - единое государство, две чаши весов: на одной - государство,

на другой - личность.
«Мы» - единое государство, две чаши весов: на одной - государство, на другой - личность.

Слайд 26«мы»
«я»
В этом государстве «мы» и «я» на разных чашах

весов, они противопоставлены друг другу.
«мы» «я» В этом государстве «мы» и «я» на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.

Слайд 27Модель Единого Государства.

Модель Единого Государства.

Слайд 28

Благодетель
Бюро Хранителей
Часовая Скрижаль

Глава государства

Полицейская система

Сердце и пульс
Единого Государства

Нумера
Низшая ступень
Единого Государства
Зелёная стена

- нерушимая граница Единого Государства

Музыкальный завод
(«Механический марш»)

Личное
время

Институт Государственных
Поэтов и Писателей

Государственная Газета

Единая Государственная
Наука

Наука и искусство

Дети
воспитываются
в Детском вос-
питательном
заводе

Устройство Единого Государства

БлагодетельБюро ХранителейЧасовая СкрижальГлава государстваПолицейская системаСердце и пульсЕдиного ГосударстваНумераНизшая ступеньЕдиного ГосударстваЗелёная стена - нерушимая граница Единого ГосударстваМузыкальный завод

Слайд 29Олицетворением миропорядка является Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который

позволяет удерживать власть Благодетеля.
Олицетворением миропорядка является Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.

Слайд 31Аппарат власти на страже тоталитарного механизма.

Аппарат власти на страже тоталитарного механизма.

Слайд 32Личность и свобода
Итак, всеобщее

счастье – не счастье каждого человека ,а его подавление, уравниловка, а то и физическое уничто-жение. У нумеров не может быть инди-видуальности, они лишены почти всего человеческого, кроме рассудка. В Едином Государстве все заменено:
Музыка - марш Музыкального заво-да, а литература – славословие режима и Благодетеля, здесь «приручена и оседла-на , когда-то дикая, стихия поэзии»
Воспитание детей подконтрольно Детско-воспитательному заводу, где внушают, что счастье – «идеальная несвобода». Таким образом, тоталитар-ная система – это послушание, предан-ность режиму человека, шаблонность мышления и т.д.

Личность и свобода       Итак, всеобщее счастье – не счастье каждого человека

Слайд 33Личность и свобода
«Подчинив себе Голод,

Единое Государство повело наступление против другого владыки мира — против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера.
Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь — это жестокость»).


Личность и свобода      «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого

Слайд 34Личность и свобода
Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель.

«Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья».
Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”.


Личность и свободаКаждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от

Слайд 35Состояние выбора. «МЭФИ».
В Едином Государстве находятся люди, несоглас-ные с

режимом.
Они называют себя «МЭФИ».
Это отважные, решитель-ные, волевые, сильные люди, способные на рево-люцию, ради собственной свободы. Одним из членов является I-330.
Состояние выбора. «МЭФИ».  В Едином Государстве находятся люди, несоглас-ные с режимом.  Они называют себя «МЭФИ».

Слайд 36Кто же не удовлетворен был таким всеобщим счастьем?
O-90 -постоянная партнерша Д-503


I-330 - член «Мефи», планирует захватить «Интеграл»
R-13 - поэт, член «Мефи»
доктор из Медицинского Бюро


Кто же не удовлетворен был таким всеобщим счастьем?O-90 -постоянная партнерша Д-503 I-330 - член «Мефи», планирует захватить

Слайд 37I-330 и Д-503.
I-330 ставит Д-503 перед выбором. Служить «мы»

или выбрать «дикую» свободу, как нравственную так и физическую.
I-330 и Д-503.  I-330 ставит Д-503 перед выбором. Служить «мы» или выбрать «дикую» свободу, как нравственную

Слайд 38 Эволюция Д-503.
Восхищение «мы»
Символический жизненный идеал – прямая линия. Рационализм,

логичность, четкость.


Любовь к I-330. Появление души

Герой сломлен тоталитарной системой

С приходом в жизнь Д-503 любви он освобождается от духовного, физического рабства, происходит переворот в сознании.

Герой теряет веру в любовь, не выносит нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «мы»

К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
С Е.Г.
И
С
А
М
И
М
С
О
Б
О
Й

Эволюция  Д-503.Восхищение «мы»Символический жизненный идеал – прямая линия. Рационализм, логичность, четкость.Любовь к I-330. Появление душиГерой

Слайд 39В Едином Государстве душа появляется не только у Д-503, не зря

врач из Медицинского бюро говорит об эпидемии души. Судьбы всех героев, пытающихся вырваться из рабства, трагичны.

Д-503 вырезает фантазию.
I-330 погибает под газовым колоколом.
R-13 погибает на Дне Единогласия.
О-90 уходит в неизведанный мир «дикой свободы»

Трагедия судеб

В Едином Государстве душа появляется не только у Д-503, не зря врач из Медицинского бюро говорит об

Слайд 40 Одна из главных мыслей Замятина: что будет

с человеком, если он, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказывается от свободы и ставит знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Когда индивидуальное сознание героев растворяется в «коллективном разуме» масс.

Главная мысль романа

несвобода = всеобщее счастье

ЛЮДИ

Придаток машины, винтики, послушное стадо

Одна из главных мыслей Замятина: что будет с человеком, если он, поклоняясь абстрактно-разумной

Слайд 41 Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними

стремлениями человеческого духа, проецируя её на евангельский сюжет. В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное.

Христианские мотивы

Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на

Слайд 42Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил

земного притяжения.
Сорок дней в истории Д - 503 - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все «нумера», которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными.
Введение библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности.

Христианские мотивы

Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения. Сорок дней в истории

Слайд 43 Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем

Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла», в момент, когда жителям фантастического города предстоит выйти за пределы своего пространства и «благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах».
Мотив стекла символизирует сочетание вынужденной «публичности» существования, жизни с разъединённостью людей, так как стекло не только открывает глазу жизнь другого, но и служит невидимой границей, преградой - кажущаяся доступность взгляду не означает родства, даже простого знакомства.

Единое Государство

Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства

Слайд 44

Единое Государство
Цель Единого Государства – постройка Интеграла, для покорения Вселенной
Граждане

Единого Государства

Гражданин – машина, в которой вымирают остатки чувств

Единое ГосударствоЦель Единого Государства – постройка Интеграла, для покорения ВселеннойГраждане Единого ГосударстваГражданин – машина, в которой

Слайд 45Хрупкость мотивирует мотивы упрощения: номер, вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве

одежды для всех, прогулки в шеренгах, любовь по розовым талонам - таково гротескное выражение идеи упрощения, на основе которого оказывается возможной организация, с помощью которой «стеклянный» - хрупкий, искусственный - мир защищает себя от гибели, подобно тому, как это делает, согласно версии русской литературы, «самый уменьшенный» город русской истории

Хрупкость и непрочность

Хрупкость мотивирует мотивы упрощения: номер, вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве одежды для всех, прогулки в шеренгах,

Слайд 46

Чем мельче жители, тем более великой им кажется империя


Символы

Чем мельче жители, тем более великой им кажется империя

Слайд 47Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и

произошло страшное — они стали... “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей.
И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или отдыхать.
Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное — они стали... “нумерами”.

Слайд 48 Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой

люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями. Там светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных запахов, земля пружинистая и неровная. Ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя. Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия.

Болезнь города


Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой люди следуют законам природы, живут, руководствуясь

Слайд 49 Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными

образами загородного мира являются деревья: “Как свечки, — в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зелёные фонтаны”. В мифах дерево выступает в двух формах — древо жизни и древо познания. Свеча, с которой Д-503 сравнивает дерево, означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, центром вращения которого является паук — потенциальный источник смерти.

Болезнь города

Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: “Как

Слайд 50 Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для

героя произведения это слово — знак болезни Города: “...томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтёт сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь...” Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на “Энциклопедию символов, знаков, эмблем”, мы выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово:
М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала;
Е — символ окна;
Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа;
И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу.

Болезнь города

Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак

Слайд 51Главный герой романа – Д-503
Знаменательно, что первый раз он ощутил себя

как «я», отделенное от «мы», от всех. Любовь делает человека индивидуальностью. Любить «как все» нельзя. «До сих пор мне все в жизни было ясно. А сегодня Не понимаю».
И далее последует череда поступков, которые Д-503 сам себе объяснить не может. Назовите их.

Главный герой романа – Д-503Знаменательно, что первый раз он ощутил себя как «я», отделенное от «мы», от

Слайд 52Череда поступков
Это первое посещение Древнего Дома. Насмешливый тон I-330. Обещание через

знакомого врача выдать удостоверение, что Д-503 был болен. Толкает на обман? Он обязан донести на нее, сделать заявление в Бюро Хранителей. Но не идет туда, сам себе удивляясь: «Неделю назад — я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь?.. Почему?»
Кстати, O-90 осмеливается говорить о Хранителях как о шпионах. И все-таки Д-503 подходит к Бюро, куда ходят люди, «чтобы совершить подвиг, чтобы предать на алтарь Единого Государства своих любимых, друзей — себя». Но что-то в последний момент останавливает его.


Череда поступковЭто первое посещение Древнего Дома. Насмешливый тон I-330. Обещание через знакомого врача выдать удостоверение, что Д-503

Слайд 53Как сам Д-503 ощущает двойственность своего сознания, восприятия действительности?

«Что со мной? Я потерял руль. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет, — и я не знаю, куда мчусь: вниз — и сейчас об земь, или вверх — и в солнце, в огонь?»
Происходит раздвоение «я». Причем, если одно «я» — то, которое часть «мы», ему знакомо, то второе — нет. «Если бы знать: кто — я, какой — я?»

Как сам Д-503 ощущает двойственность своего сознания, восприятия действительности?      «Что со мной?

Слайд 54 Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве».

В начале Д-503, один из многих нумеров, с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, розовыми билетами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с революционеркой I-330 его жизнь сильно меняется.

Главный герой

Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один из многих

Слайд 55Итак, надо сделать выбор. Какое решение примет Д-503, устав мучиться?
Он

идет в Медицинское Бюро. И узнает от врача, что у него, вероятно, «образовалась душа».
Ответ найден. В бездуховном обществе жить спокойно может, конечно, только тот, у кого нет души. «Это странное, древнее, давно забытое слово».

Итак, надо сделать выбор. Какое решение примет Д-503, устав мучиться? Он идет в Медицинское Бюро. И узнает

Слайд 56Какое событие романа вы назвали бы кульминационным?
Вершиной повествования становится запись о

событиях, произошедших в День ежегодных выборов Благодетеля. Это событие станет наиглавнейшим и в жизни Д-503.



Какое событие романа вы назвали бы кульминационным?Вершиной повествования становится запись о событиях, произошедших в День ежегодных выборов

Слайд 57Ангел-хранитель = шпион
Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть

мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш”
Помощники Благодетеля = инквизиция
Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник”
Любовь = жестокость
Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость”

Конспект героя

Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и

Слайд 58 Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и

высокая любовь – это жестокость”
Счастье = несвобода
Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного”
Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли”
Душа = холера
Запись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…”
Икона = Скрижаль
Бог = Благодетель

Конспект героя

Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье

Слайд 59 Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается

от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «тро-екратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фанта-зией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы.

"Мы" вместо "Я"

Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним

Слайд 60I-330 (I)

Героиня романа Е.И. Замятина «Мы», женский «нумер»,«демони-ческая» соблазнительница глав-ного героя.
Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо- гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, «острым углом вздернутые к вискам брови». Героиня вопло-щает «архаические», с точки зрения Единого Государства, представления о любви — страстной и мучительной.
I-330 (I)

Слайд 61О-90 (О)

Внешность героини ассоциируется с ее «именем»-инициалом: она небольшого роста, «круглая», розовая и синеглазая — напоминающая ребенка. С самого начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права по законам Единого Государства.

О

О

О

О-90 (О)             Внешность героини ассоциируется

Слайд 62 Становится и жертвой I- 330. Она попала в Газовый

Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера».
Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символи-зирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противосто-яние злу в эпоху крушения гуманизма - трагическое противостояние.
Становится и жертвой I- 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся

Слайд 63 Какова идея романа?
Замятин подводит нас к мысли о

том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Автор своим романом утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.
И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?

Какова идея романа? Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить,

Слайд 64 Автор уже в 1920 году сумел предсказать

глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?
В конце романа писатель оставляет нам надежду: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену. Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”.


Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос,

Слайд 65 Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой

личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.
Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”,

Слайд 66Роман « Мы» приобретает статус прогноза, «романа – предупреждения».

Он вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, и утверждает : тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.


Роман « Мы» приобретает статус прогноза, «романа – предупреждения».  Он вселяет надежду в читателя, что жизнь

Слайд 67 Главными в романе являются

темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.

Обращение к потомкам.

Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и

Слайд 68Как вы считаете, может ли эта фраза стать разгадкой к творчеству

и личности Е.Замятина?

«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».

Как вы считаете, может ли эта фраза стать разгадкой к творчеству и личности Е.Замятина? «Я знаю, что

Слайд 701. В каком году впервые был опубликован .роман «Мы», на каком

языке?
2. Какой «нумер» имел главный герой романа Е. Замятина «Мы»?
3. Какой производительностью обладал «недавно изобретенный музыкометр» (Конспект, запись 4-я)?
4. Кто такой Мефи?
5. Какое «медицинское средство» было использовано Единым Государством в борьбе с инакомыслием?
6. Назовите другую (не литературную) профессию Е. Замятина.
7. Кем был по профессии главный герой романа «Мы»?
8. Что такое «материнская» и «отцовская» нормы в Едином Государстве?
9. В течение какого времени «нумер» должен был явиться в Бюро Хранителей для дачи показаний в случае обнаружения чего-то незаконного?

Вопросы и задания

1. В каком году впервые был опубликован .роман «Мы», на каком языке? 2. Какой «нумер» имел главный

Слайд 7110. Опишите устройство и принцип работы Газового Колокола.
11. Какую болезнь обнаружил

доктор у главного героя в Медицинском Бюро?
12. Был ли, на ваш взгляд, образ главного героя романа «Мы» автобиографичным?
13. Какой материал используется при строительстве зданий в Едином Государстве и почему?
14. С каким праздником древних ассоциировался у «нумеров» Единого Государства День Единогласия?
15. Какую почетную обязанность исполнял Благодетель в день Праздника Правосудия?
16. Какую роль играла Скрижаль в жизни гражданина Единого Государства?
17. Кто такой R-13?
18. Можно ли сказать что роман «Мы» написан эзоповым языком?
19. Как называется книга воспоминаний и критических статей, изданная после смерти Е. Замятина его женой? Кто ее герои?

Вопросы и задания

10. Опишите устройство и принцип работы Газового Колокола.11. Какую болезнь обнаружил доктор у главного героя в Медицинском

Слайд 72Домашнее задание
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества.
Повесть «Котлован». История создания повести.
Тип

платоновского героя – мечтателя и правдоискателя в повести «Котлован».

Домашнее заданиеА.П.Платонов. Очерк жизни и творчества.Повесть «Котлован». История создания повести. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя

Слайд 73Использованные ресурсы
Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы,

стилевое своеобразие. М., 2003;
Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).Урок в формате А4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2 Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Роман Е. Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm
Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904
http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm


Использованные ресурсыЕвсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;Нянковский М.А. Антиутопия.

Слайд 74СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть