Презентация, доклад по литературе Создание творческой среды на уроках литературы

Содержание

пассивным исполнителем. Многие десятилетия школа и научно-педагогическая мысль занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого обучающегося, который почувствовал бы себя

Слайд 1 Создание творческой среды на уроках литературы. Из опыта работы учителя русского языка

и литературы МБОУ «Пуксинская школа» Лобачевой Ольги Александровны
Создание творческой среды  на уроках литературы.  Из опыта работы учителя русского языка и

Слайд 2пассивным исполнителем.

Многие десятилетия школа и научно-педагогическая мысль занимаются поиском путей повышения

эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого обучающегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.
пассивным исполнителем. Многие десятилетия школа и научно-педагогическая мысль занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на

Слайд 3. Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их
к образцам отечественной

и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей.
. Воспитать потребность в чтении, интерес к литературе.
. Научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру.

Задачи учителя

. Ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной   культуры,

Слайд 4Очень важно создать на уроке ситуацию успеха, чтобы каждый ученик поверил

в свои силы. Эмоциональный комфорт и творческая раскованность на уроке возможны только при соблюдении методических требований:

- доброжелательность, неагрессивность обращений;
- возможность свободного проявления чувств.
(Это очень важное требование. Установлено, что если ограничивать ребенка в проявлении чувств, требовать, чтобы не так бурно спорил, потише смеялся, не так громко хлопал в ладоши, умерил удивление, радость, восторг, и использовать другие ограничения, подавляющие истинные чувства, то очень скоро ребенок почувствует неуверенность в себе, а это может снизить или уничтожить творческие способности).
- установление эмпатийных отношений, т.е. умении чувствовать ближнего, сопереживать ему, сочувствовать.

- использование способов ненасильственного общения: свобода выбора, снятие запретов, позитивное подкрепление ответов, авансирование похвалы, допущение ошибок при формировании нового;

- восприятие ситуации (ответов, предложений) не как хорошей или плохой, а как требующей размышления, рассуждения, разрешения.

 
 


Очень важно создать на уроке ситуацию успеха, чтобы каждый ученик поверил в свои силы. Эмоциональный комфорт и

Слайд 5Важно не только объяснять новый материал, но и дать возможность ученику

самому «открыть» новое, то есть учить удивляться. В этом первоочередную роль играет создание на уроке творческой среды.
Что же такое творчество? Р. Мэй  пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». По мнению Д. В. Винникотта, «творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека». Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы».
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.
Важно не только объяснять новый материал, но и дать возможность ученику самому «открыть» новое, то есть учить

Слайд 6В.А.Ясвин и В.И.Панов отмечают, что творческая среда создает благоприятные условия

для саморазвития свободной и активной личности, которой свойственна инициативность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.
В.А.Ясвин и В.И.Панов отмечают, что  творческая среда создает благоприятные условия для саморазвития свободной и активной личности,

Слайд 7Каковы же основные задачи педагога?


Это создание условий для самостоятельной работы,

вооружение учащихся методами и приёмами творческой работы, обеспечение школьникам основных условий для творческой деятельности, предоставление учащимся времени для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).
Каковы же основные задачи педагога? Это создание условий для самостоятельной работы, вооружение учащихся методами и приёмами творческой

Слайд 8Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по

особой формуле: вызов, осмысление и размышление.
Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.
Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.
Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.
Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.
На стадии осмысления работают такие приемы как "Чтение с остановками", "Кубик Блума", "Толстые и тонике вопросы", таблица "ЗХУ".
Для стадии размышления подходят "Шесть шляп", "Синквейн", "Ромашка вопросов", "Эссе".
Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.Вызов

Слайд 9Прием инсерт
Прием Инсерт лучше всего подходит для

уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений .

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного.
Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.



Прием инсерт    Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока

Слайд 10В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети

привыкли к обилию значков.

-Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

-Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым.

-Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.


В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.-Также в начале

Слайд 11Прием Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать

наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа прошу ребят написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Затем вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Прием Кластер   Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят

Слайд 12 В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие

правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:  1. Не бояться записывать

Слайд 13 
Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Стадия реализации смысла

 Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»Стадия реализации смысла

Слайд 14- Каким словом или словами мы можем объединить все события в

первом кластере? (война, офицерская служба)
- Каким словом или словами мы можем объединить события во втором кластере? (любовь, дом, семья, счастье близких, т.е. общечеловеческие ценности)
Вывод: мы уже сказали, что повесть – это завещание поэта о подлинных ценностях в жизни человека. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам, которые помогают окружающим людям, спасают их. Семейное здесь существеннее исторического.
- Каким словом или словами мы можем объединить все события в первом кластере? (война, офицерская служба)- Каким

Слайд 15 Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны

в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); эпитеты
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме)— крылатое выражение, смысловая фраза
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

 Синквейн

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:1) инструмента для синтезирования сложной

Слайд 16Прием проблемного обучения
- Создавать проблемные ситуации.

- Учить решать

нестандартные задачи.

- Поднимать уровень мыслительной деятельности учащихся.
Прием проблемного обучения -  Создавать проблемные ситуации. -  Учить решать нестандартные задачи.-  Поднимать уровень

Слайд 17Эвристическая беседа
Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелой их формулировке заставляют

школьников в поисках ответов активно оперировать учебным материалом, анализировать его, осмысливать, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.
Эвристическая беседаСтимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелой их формулировке заставляют школьников в поисках ответов активно оперировать

Слайд 18
Лекция и слово учителя на уроках литературы.

Лекция, семинар, беседа,

комментированное чтение, диспут не определяют активность или пассивность занятия. Все зависит от того, способен ли вид урока будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность сама по себе не возникает. Она создается творческим трудом учителя и учащихся, поэтому невозможно дать рецепт, как нужно читать лекцию или проводить семинар. Главное- нужно учить ребят воспринимать лекцию.

В средних классах это еще не лекция, а слово учителя, поэтому для активного восприятия слова учителя учениками необходимо научить их не только слушать, но и выделять главную мысль.
Лекция и слово учителя на уроках литературы.  Лекция, семинар, беседа, комментированное чтение, диспут не определяют активность

Слайд 19Проблема образного мышления.


Природа образного мышления едина как для писателя, так и

для читателя. Урок должен строиться как художественное произведение. Учитель должен быть искренен и правдив. Только в таком случае можно надеяться на успех.
Проблема образного мышления.Природа образного мышления едина как для писателя, так и для читателя. Урок должен строиться как

Слайд 20Самостоятельная учебная работа.

. Разноуровневые задания

. Школьник выступает

в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста

. Одновременно осуществляется и контроль и обучение

. Задействован весь класс
Самостоятельная учебная работа.  . Разноуровневые задания  . Школьник выступает в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста

Слайд 21
Прием сравнения как метод творческой деятельности учащихся

Чем содержательнее деятельность учащихся, связанная

с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Активность школьников, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической.
Прием сравнения как метод творческой деятельности учащихсяЧем содержательнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет

Слайд 22
Урок-диспут



Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный

спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
Урок-диспутДиспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме

Слайд 23
Использование разнообразных творческих занятий.




Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого

ребенка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться ,а не формировать заранее заданные свойства.

Выполнение подобных заданий создает творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
Использование разнообразных творческих занятий.Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности  каждого ребенка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика,

Слайд 24

Комментированное чтение



Комментированное чтение помогает учащимся правильно понять трудные места текста,

уяснить смысл непонятных слов и выражений, отсутствующих в современном литературном языке, а также научить выразительно читать текст, показать учащимся, какую огромную роль играет слово в обрисовке характера литературного героя.
Комментированное чтение Комментированное чтение помогает учащимся правильно понять трудные места текста, уяснить смысл непонятных слов и выражений,

Слайд 25Прием осуществления обратной связи


В течение урока все умственные

действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, потому что есть один проводник- учитель, ведущий класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока.
Но каждый урок предполагает осуществление обратной связи с учеником: он должен уметь самостоятельно воспроизводить, оценивать, анализировать художественное произведение.
Прием осуществления обратной связи   В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в

Слайд 26Приемы эти разнообразны:

- сочинение – главная форма обратной связи;
- викторины, тесты;
-

составление словарей на предложенную тему;
- тематических сборников;заочные экскурсии;
- литературные салоны;
размышления вслед за писателем.
Приемы эти разнообразны:- сочинение – главная форма обратной связи;- викторины, тесты;- составление словарей на предложенную тему;- тематических

Слайд 27«Хорошие и разные стихи».
Использую на уроках литературы поэтические

пятиминутки. Поэтические пятиминутки - пять минут поэзии два раза в неделю на уроках литературы. Они представляют большую ценность, так как дают возможность каждому ученику пережить минуты успеха, удачи, веры в собственные силы и способности, расширяют рамки школьной программы, повышают общую и читательскую культуру учащихся, формируют эстетический вкус, культуру речи. Ввожу «Поэтические пятиминутки» с 5 класса. Начинаем со стихов русских поэтов о природе. Ученику следует обязательно объяснить свой выбор стихотворения, чем оно понравилось, какой след оставило в душе. В классе звучат стихи К.Бальмонта, И. Северянина. А. Блока, А.Фета, С.Есенина, Н.Рубцова и многих других поэтов. По своему желанию ученик может подобрать музыкальное сопровождение, подготовить иллюстрацию или рисунок. Все это усиливает эмоциональное восприятие поэзии.
Помогают мне стихи и тогда, когда нужно воссоздать личность писателя в связи с эпохой.
«Хорошие и разные стихи».   Использую на уроках литературы поэтические пятиминутки. Поэтические пятиминутки - пять минут поэзии

Слайд 28Нетрадиционные уроки
усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию

предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению

Слайд 29Уроки- концерты, уроки- конкурсы чтецов позволяют вместе с детьми проанализировать чтение,

отметить успехи в достижении правильной декламации стихотворений.
Уроки- концерты, уроки- конкурсы чтецов позволяют вместе с детьми проанализировать чтение, отметить успехи в достижении правильной декламации

Слайд 31 Учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на

которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.
Учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть