Презентация, доклад по литературе Сопоставительный анализ повести А. С. Пушкина Станционный смотритель, картины Рембрандта Возвращение блудного сына и трагедии В. Шекспира Король Лир

Содержание

Воспринимать произведения русской классики как уникальную часть мирового искусства позволяет нам обращение к творчеству великих художников разных эпох. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» и трагедия Шекспира «Король Лир» -

Слайд 1 Презентация по литературе на тему: «Сопоставительный анализ повести А.С.

Пушкина «Станционный смотритель», картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» и трагедии Шекспира «Король Лир» Работу выполнила: ученица 11 «А» класса школы №11 Тихомирова Люба
Презентация по литературе на тему: «Сопоставительный анализ повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», картины Рембрандта «Возвращение

Слайд 2 Воспринимать произведения русской классики как уникальную часть мирового искусства

позволяет нам обращение к творчеству великих художников разных эпох. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» и трагедия Шекспира «Король Лир» - произведения, созданные в разные эпохи, обнаруживают много общего. Они позволяют задуматься об общечеловеческих вопросах, о предательстве и прощении, о «слепоте» людей и о взаимоотношениях между людьми.
Воспринимать произведения русской классики как уникальную часть мирового искусства позволяет нам обращение к творчеству великих

Слайд 3А.С. Пушкин (1799-1837 гг.)
Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - одна из

цикла «Повестей Белкина», которые были написаны автором в 1830 году. Это была знаменитая Болдинская осень 1830 года. Повести вышли в свет в 1831 году под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» и были, как сказал Б.Г. Белинский, «холодно приняты публикой и еще холоднее журналами». В цикл входят несколько повестей «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель».
А.С. Пушкин (1799-1837 гг.)Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - одна из цикла «Повестей Белкина», которые были написаны

Слайд 4Дом станционного смотрителя (архив)
Лукаво-иронический подтекст «Повестей Белкина» заметен уже в эпиграфе,

взятом из «Недоросля» Фонвизина. Эпиграф предполагает живую игру воображения, свободный вымысел, занимательные истории. Эпиграф к повести «Станционный смотритель» звучит так: Коллежский регистратор Почтовой станции диктатор Это слова из стихотворения П.А.Вяземского «Станция».
Дом станционного смотрителя (архив)	Лукаво-иронический подтекст «Повестей Белкина» заметен уже в эпиграфе, взятом из «Недоросля» Фонвизина. Эпиграф предполагает

Слайд 5Дуня на могиле отца
«Станционный смотритель» написан в духе лучших повестей сентиментального

направления. Сюжет повести прост. Это история о станционном смотрителе – Самсоне Вырине, который теряет свою единственную дочь. Она бежит из дома с ротмистром Минским. Попытки вернуть Дуню не увенчались успехом. Самсон Вырин, не пережив страданий, умирает, а Дуня приезжает к отцу слишком поздно, лишь на могилу. «…и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище…». Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища. - Вот могила старого смотрителя, - сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом. - И барыня приходила сюда? - Приходила, - отвечал Ванька, - я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго…»
Дуня на могиле отца«Станционный смотритель» написан в духе лучших повестей сентиментального направления. Сюжет повести прост. Это история

Слайд 6 Одним из важных эпизодов повести является описание картинок в

доме старого смотрителя. «Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец, представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине такой радости». Автор не случайно приводит вариант библейской истории, обращаясь к вечной книге – Библии. Так мы наиболее ярко видим основной конфликт произведения - проблему отцов и детей. Пушкин показал трагедию общечеловеческую. Вот только в Библии блудный сын вовремя опомнился, принёс отцу радость, пришёл с покаянием. Дуня же пришла с покаянием поздно уже на могилу отца. Она лишила его при жизни возможности и пожалеть ему её и простить, т.е. не принесла радости. Когда Самсон Вырин приехал, чтобы забрать дочь, она отреагировала на его приезд весьма странно. «Кто там?» - спросила она, не поднимая головы. Он всё молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову… и с криком упала на ковёр. Испуганный Минский кинулся её подымать и, вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню и подошёл к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно?- сказал он ему, стиснув зубы, - что ты за мною всюду крадёшься, как разбойник? Или хочешь меня зарезать? Пошёл вон!» и сильной рукою схватив старика за ворот , вытолкнул его на лестницу».
Одним из важных эпизодов повести является описание картинок в доме старого смотрителя. «Они изображали историю

Слайд 7Дуня на руках Минского, входит Вырин
Конечно, рано или поздно

дети должны уходить из дома. Это всегда понимали, даже во времена библейского блудного сына, но не так, как это сделала Дуня. И Пушкин не случайно приводит библейский вариант обычного ухода, не вызывающего протест отца.
Дуня на руках Минского, входит Вырин  Конечно, рано или поздно дети должны уходить из дома. Это

Слайд 8У постели Минского
Ведущий эмоциональный мотив повести – страдание обиженному судьбой смотрителю,

в душе которого и горечь одиночества, и тревога за любимую дочь, и осуждение своей «заблудшей овечки», и обида за Минского, в котором он видит обманщика и похитителя. В процессе прочтения повести мы приходим к выводу, что своими страданиями Самсон Вырин восстаёт против нелепого миропорядка, закона жизни, несправедливо лишившего его смысла жизни.
У постели МинскогоВедущий эмоциональный мотив повести – страдание обиженному судьбой смотрителю, в душе которого и горечь одиночества,

Слайд 9Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606-1669 гг.)
Сутью творчества великого голландского художника Рембрандта

стала правда – «самое прекрасное и редкое качество» (Эжен Делакруа). Художник оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов, трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Каждое из его произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Круг творческих интересов Рембрандта разнообразен. Это и религиозные сюжеты, история, мифология, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт.
Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606-1669 гг.)Сутью творчества великого голландского художника Рембрандта стала правда – «самое прекрасное и

Слайд 10Отец
В историю мировой живописи Рембрандт вошел как блестящий мастер автопортрета.
Жена
Мать


ОтецВ историю мировой живописи Рембрандт вошел как блестящий мастер автопортрета. ЖенаМать

Слайд 11«Портрет старика в красном»
«Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 гг.). Картинная

галерея Дрезден

«Флора»

«Портрет Яна Сикса» (1654 год). Амстердам

«Портрет старика в красном»«Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 гг.). Картинная галерея Дрезден«Флора»«Портрет Яна Сикса» (1654 год).

Слайд 12«Даная»

Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические

и библейские темы. Что особенно привлекало в них художника? Прежде всего возможность откликнуться на вечные проблемы бытия, показать их теснейшую связь с современной ему действительностью. Мифологические и библейские сюжеты давали неисчерпаемый материал для размышлений о нравственных и эстетических идеалах. Краткая притча или легенда Великого и Нового Заветов обретает в его произведениях жизненную достоверность, убедительность и силу. Каждый раз он предлагает зрителям собственное прочтение известного сюжета, интерпретируя его как сцену из жизни обыкновенных людей с их земными переживаниями.

«Жертвоприношение Авраама»

«Снятие с креста»

«Даная»  Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы. Что особенно привлекало

Слайд 13«Возвращение блудного сына» (1669 год)
Самая актуальная во все времена

картина «Возвращение блудного сына». Рембрандт много раз возвращался к этой теме, вчитываясь в строки Библии: «И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: «Отец, я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин, называться твоим сыном». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и деньги его, и дайте перстень ему на руку и обувь на ноги…». Встреча сына с отцом происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный интерьер отцовского дома, перед картиной подразумевается безграничное пространство исхоженным сыном троп, весь чуждый ему и враждебный мир. Художник ограничился только шафрано-красными тонами и оттенками золотистого. Краска, то процарапанная острым инструментом, то втертая пальцем в холст, в освещенных частях лепится выпуклыми буграми или образует мелкие сгустки. Из нечаянных «описок» рождается впечатление редкой силы. Местами холст остается открытым или, наоборот, светлые предметы выступают из темного фона. В красном тоне выдержаны плащи, отсветы его падают на посох, ноги блудного сына, его башмаки. Насыщенный красный цвет одежды, лица, как световая доминанта, подчиняет себе все остальное. Отсюда напрашивается вывод, что красный цвет и является выражением победившего чувства. Темный красный цвет в этой картине означает любовь. В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит – все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой. «Возвращение блудного сына» - последнее большое произведение мастера. В чем же смысл сопоставления? Рембрандт в своем полотне и великий Пушкин обращаются к очень важным во все времена вопросам: что должно быть самым главным во взаимоотношениях между людьми. Они предлагают нам задуматься об общечеловеческих проблемах, понять, к чему приводит разрушение человеческих отношений.
«Возвращение блудного сына» (1669 год)  Самая актуальная во все времена картина «Возвращение блудного сына». Рембрандт много

Слайд 14Уильям Шекспир (1564-1616 гг.)
Уильям Шекспир – великий английский поэт

и драматург эпохи Возрождения. Творчество мастера составляет 154 сонеты, несколько небольших поэм, стихотворные циклы и 37 пьес. Его наследие является наглядным примером расцвета и кризиса гуманистической идеологии.
Уильям Шекспир (1564-1616 гг.)  Уильям Шекспир – великий английский поэт и драматург эпохи Возрождения. Творчество мастера

Слайд 15Историю Короля Лира и его дочерей Шекспир прочел в одной из

старинных хроник Англии, Шотландии, Ирландии. Действие трагедии развивается в древней Британии, но строй чувств героев, жизненные вопросы, которые стоят перед ними, бытовые детали – все это, как и в большинстве других пьес Шекспира, отражает современную ему английскую действительность.

Трагедия Шекспира «Король Лир»

Историю Короля Лира и его дочерей Шекспир прочел в одной из старинных хроник Англии, Шотландии, Ирландии. Действие

Слайд 16 Скажите, кто я? Видно, я не Лир?

Не тот у Лира взгляд, не та походка. Он, видно, погружен в глубокий сон? Он грезил? Наяву так же не бывает. Скажите, кто я? Кто мне объяснит? Изгнанный дочерьми, уязвленный в своей гордости, он принужден скитаться, как нищий, не имея приюта и крова над головой.

Старый король Лир - надменный и себялюбивый тиран-самодержец, он далек от интересов и нужд народа, а вместе с тем – и от понимания жизненной правды. Он жестоко заблуждается в людях. Внешние проявления покорности, льстивые и лживые уверения своих старших дочерей, Гонерильи и Реганы, Лир принимает за искреннюю любовь, а действительно любящую его младшую дочь Корделию изгоняет, будучи разгневанный тем, что она не хотела произносить громких фраз любви к отцу.

Скажите, кто я? Видно, я не Лир?     Не тот

Слайд 17«Шут во время грозы»
Многие глубокие мысли о нравах хищнического

мира Шекспир вложил в этой трагедии в уста шута – мудрого человека из народа. Коль поп не станет врать народу, А пивовар лить в пиво воду, Жечь будет не еретиков – Сердца влюбленных простаков, В суде невинных не засудят, Долгов ни у кого не будет, Забудет сплетню злой язык Зароет деньги ростовщик… Тогда – то будет Альбион Великой смутой возмущен: Такие времена настанут, Что все ходить ногами станут.
«Шут во время грозы»  Многие глубокие мысли о нравах хищнического мира Шекспир вложил в этой трагедии

Слайд 18Старшие дочери Лира
В этой трагедии автор с наибольшей остротой

выразил не только мысли о тяжелом положении обездоленного народа, его бесправии, безраздельной власти богатства, великой несправедливости, на которой держится буржуазное общество, но и обратился к наиболее важным во все времена общечеловеческим проблемам взаимоотношения между людьми: проблемам нравственного долга, честности, благородства. Человеческие пороки воплощены в дочерях короля Лира – Регане и Гонерильи.
Старшие дочери Лира  В этой трагедии автор с наибольшей остротой выразил не только мысли о тяжелом

Слайд 19Корделия
младшая дочь Лира Корделия, граф Кент, оставшийся верным Лиру, сын Глостера

Эдгар и шут короля, всегда говоривший ему горькую правду. Эти герои являются носителями идеалов добра.

Кент

Люди добрые, благородные и бескорыстные:

Корделиямладшая дочь Лира Корделия, граф Кент, оставшийся верным Лиру, сын Глостера Эдгар и шут короля, всегда говоривший

Слайд 20«Корделия – жертва злодеев»
Лир понял, как несправедлив был к Корделии,

ему открылось значение любви, преданности, искренности. Он снова нашел Корделию, она явилась в Британию с французским войском, чтобы спасти отца. Победа, однако, не суждена ни ей, ни Лиру. Оба гибнут: Корделия жертвой злодеев, Лир, не выдержав бремени страданий.
«Корделия – жертва злодеев» Лир понял, как несправедлив был к Корделии, ему открылось значение любви, преданности, искренности.

Слайд 21 Трагедия Шекспира «Король Лир», как и повесть Пушкина «Станционный

смотритель» позволяет задуматься над общечеловеческими вопросами, такими как предательство и прощение, «слепота» людей. Мы понимаем, что и в душе короля Лира происходят смятения, доходящие до физических страданий, также как и у бедного смотрителя почтовой станции.

Фреска «Станционный смотритель»

Жизнь и творчество Рембрандта

Трагедия «Король Лир»

Трагедия Шекспира «Король Лир», как и повесть Пушкина «Станционный смотритель» позволяет задуматься над общечеловеческими вопросами,

Слайд 22 Анализируя шедевры мирового искусства: повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»,

картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», трагедию Шекспира «Король Лир» можно установить сходства и различия произведений искусства, созданных в разные эпохи. Как представляется библейская история о блудном сыне в «Станционном смотрителе» Пушкина, мы познаем, знакомясь с историей Дуни и ее отца Самсона Вырина. Что должно быть главным во взаимоотношениях людей, доносит до нас библейская история, запечатленная Рембрандтом. До чего доходят страдания короля Лира, позволяет понять трагедия Шекспира. Для нас, современных школьников-старшеклассников, обращение к общечеловеческим вопросам, таким как предательство и прощение, «слепота» людей на примере произведений мирового искусства очень важно. Сопоставление трех шедевров искусства, где, несомненно, повесть Пушкина остается одной из главных, не только обогащает нас, но и позволяет воспринимать произведения русской классики как уникальную часть мирового искусства. Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум… И созиждется Тобою Сердце чисто, светлый ум! В этих строчках, человека глубоко верующего, образованного и талантливого, духовного писателя московского митрополита Филорета звучит вразумление заблудшему сыну, вместе с тем и отечески твердая поддержка в минуту душевной немощи ближнего своего. Четыре последние строчки стихотворения ярко выражают идею данной работы.
Анализируя шедевры мирового искусства: повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», трагедию

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть