Слайд 1Серебряный век русской литературы
Слайд 2Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собой явление
со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы двадцатого столетия. Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.
Слайд 3 Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры,
духовности, совести. Строки становились сублимацией душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.
Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками.
Однако, иногда говорят, что “серебряный век” – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра , сверхчеловека Ницше. “Серебряный век” находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.
Слайд 4Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка
ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.
Слайд 5Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук.
"Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вер-шин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом". Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.
Слайд 6 Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев -- Н.А. Бердяевым,
С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов.
Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это время "серебряным", а не "золотым веком", может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
Слайд 7Символизм
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства
через символы.
Декаденты:
- Гиппиус З.Н.
Мережковский Д.С.
Минский Н.
Старшие символисты:
Балтрушайтис Ю.К.
Брюсов В.Я.
Сологуб Ф.
Кузьмин М.С.
Бальмонт К.Д.
Младшие символисты:
-Белый А.
- Иванов В.И.
- Блок А.
Слайд 8Реализм
Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Реалисты:
Андреев Л.Н.
Арцыбашев М.П.
Бунин
И.А.
Вересаев В.В.
Горький М.
Зайцев Б.К.
Замятин Е.И.
Короленко В.Г.
Куприн А.И.
Ремизов А.М.
Толстой Л.Н.
Толстой А.Н.
Чехов А.П.
Шмелев И.С.
Слайд 9Акмеизм
Акмеи́зм— литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века
в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Акмеисты:
Ахматова А.А.
Адамович Г.В.
Гумилев Н.С.
Городецкий С.М.
Зенкевич М.А.
Иванов Г.В.
Лозинский М.Л.
Мандельштам О.Э.
Нарбут В.И.
Слайд 10Футуризм
Футуризм - это литературное движение в России 1910х-1920х годов, отвергавшее все
каноны и правила, существовавшие до него .
Футуристы:
Бурлюк Д.Д.
Каменский В.В.
Крученых А.Е.
Лившиц Б.К.
Маяковский В.В.
Хлебников В.
Слайд 11 «Новокрестьянские» поэты:
- Есенин С.А.
- Клюев Н.А.
- Клычков С.А.
- Орешин П.В.
- Ширяевец А.В.
Эго-футуристы:
Олимпов К.К.
Северянин И.
Слайд 12Иманжинизм
Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли,
что цель творчества состоит в создании образа.
Имажинисты:
Грузинов И.В.
Есенин С.А.
Мариенгоф А.Б.
Рюрик Ивнев
Шершеневич В.Г.
Слайд 13Сатирическая литература
(«сатириконцы»)
- Аверченков А.Т.
Агнивцев Н.А.
Доктор Фрикен
Дон Аминадо
Тэффи
Черный Саша
Слайд 14Писатели ,
не входившие в литературные группировки:
- Анненский А.Т.
Амфитеатров А.В.
Волошин М.А.
Пастернак
Б.Л.
Розанов В.В.
Садовский Б.А.
Слезкин Ю.Л.
Ходасевич В.Ф.
Цветаева М.И.
Черубина де Габриак
Чулков Г.И.
Слайд 15Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь
перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, за стенки ЧК, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.