Презентация, доклад на тему Презнтация по русскому языку. Второстепенные члены. Дополнение.

Содержание

Орфографическая разминкаЖуравли к…рабликиЛ…тят под н…бесами,И серые и белыеИ с дли… ыми н…сами…оеенно-,,

Слайд 1Второстепенный член предложения – дополнение.
Урок русского языка в 8 классе
Учитель О.В.Ферапонтова

Второстепенный член предложения – дополнение.Урок русского языка в 8 классеУчитель О.В.Ферапонтова

Слайд 2Орфографическая разминка
Журавли к…раблики
Л…тят под н…бесами,
И серые и белые
И с

дли… ыми н…сами…

о

е


е

нн

о

-

,

,

Орфографическая разминкаЖуравли  к…рабликиЛ…тят под н…бесами,И серые  и белыеИ с дли… ыми н…сами…оеенно-,,

Слайд 3Репродукция картины «Осенняя песня» художника Виктора Борисова- Мусатова

Репродукция картины «Осенняя песня» художника Виктора Борисова- Мусатова

Слайд 4репродукция
Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии.

2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.
Придумайте предложение

со словом «репродукция».
репродукцияВоспроизведение картин, рисунков путем фотографии.2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.Придумайте предложение со словом «репродукция».

Слайд 5Синтаксическая дуэль
1) особый вид определения, выраженный существительным, - ….

2) главный член

предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ТАКОЕ? …
3) в двусоставном предложении основа состоит из …

4) существительное в И.п. может быть подлежащим, приложением и …
5) член предложения, отвечающий на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ? - …
6) определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, -…
7) предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - …



приложение

сказуемое

подлежащего и сказуемого

сказуемым

определение

несогласованное

нераспространенное

Синтаксическая дуэль1) особый вид определения, выраженный существительным, - ….2) главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ТАКОЕ?

Слайд 6Отгадайте загадку-шутку

За чем вода в стакане?

Отгадайте загадку-шуткуЗа чем вода в стакане?

Слайд 7Цель урока:
повторить уже известное о дополнении;

обратить внимание на новые

факты;

систематизировать навыки нахождения
дополнения.
Цель урока: повторить уже известное о дополнении; обратить внимание на новые факты; систематизировать навыки нахождениядополнения.

Слайд 8Верите ли вы?
1). Дополнение – это второстепенный член предложения.
2). Дополнение

отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И.п.
3). Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие?
4). Дополнение подчеркивается пунктиром.



Верите ли вы?1). Дополнение – это второстепенный член предложения. 2). Дополнение отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И.п.

Слайд 9Восстановите текст
1. Жил старик со своею …
У самого синего

моря.

2. Старик ловил …

Старуха пряла свою …

3. Отпустил он …. золотую
И сказал … ласковое ….

Выпишите дополнения вместе со словом, от которого они зависят. Определите способ связи.

старухой

неводом рыбу

пряжу

рыбку

ей

слово

Восстановите текст1. Жил старик со своею …  У самого синего моря.2. Старик ловил …  Старуха

Слайд 10Дополнение -
второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных

падежей и обозначающий предмет, на который направлено действие.
Дополнение -   второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и обозначающий предмет, на который

Слайд 11Знакомство с теорией
Прочитайте материал учебника. При чтении отмечайте
+

- уже знаю
! - новое

Дополнение –это…

Знакомство с теориейПрочитайте материал учебника. При чтении отмечайте +   - уже знаю!  - новоеДополнение

Слайд 12Найдите в предложениях дополнения, укажите, чем они выражены. Какой член предложения

поясняют дополнения?

1. Собака отлично поняла мое «фу!»…
2. На льду мы увидели нескольких рыбаков.
3. Ты опять взялся за старое!
4. Восемь не делится на пять без остатка.
5. Завтра не будет похоже на сегодня.
6. Проводник попросил провожающих выйти из
вагона.
7. Врач посоветовал мне больше гулять.
8. Я хотел послушать новый вальс.


Междометие

Словосочетание

3. Прилагательное в знач. сущ.
Числительное

Наречие в знач. сущ.

Причастие в знач. сущ., инфинитив

местоимение, инфинитив

8. существительное

Найдите в предложениях дополнения, укажите, чем они выражены. Какой член предложения поясняют дополнения?1. Собака отлично поняла мое

Слайд 13Как различить дополнение, выраженное инфинитивом, и составное глагольное сказуемое?
1. Действие, обозначенное

вспомогательным глаголом и неопределенной формой, производят разные лица.
(Проводник попросил провожающих выйти из
вагона. Как рассуждаем? Попросил
проводник, а выходить будут провожающие. Значит
провожающие – это дополнение.)

2. Инфинитив можно заменить существительным.

(Попросил (о чем?) о выходе)
Как различить дополнение, выраженное инфинитивом, и составное глагольное сказуемое?1. Действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопределенной формой, производят

Слайд 14Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То

на стену посмотрели
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.
Мы размялись кто как смог.
ФизкультминуткаМы устали, засиделись,Нам размяться захотелось.Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке.То на стену посмотрелиТо в окошко поглядели.Вправо,

Слайд 15Упражнение №164
Сравните предложения. Выпишите только те , в которых

неопределенная форма глагола является дополнением.
Упражнение №164  Сравните предложения. Выпишите только те , в которых неопределенная форма глагола является дополнением.

Слайд 16Выберите номера предложений, в которых есть дополнение -инфинитив
1). Журналист просил

нас дать интервью.

2). В военкомате нам приказали раздеться.

3). Я должен запомнить этот день.

Проверим: 1), 2).

Выберите номера предложений, в которых есть  дополнение -инфинитив1). Журналист просил нас дать интервью.2). В военкомате нам

Слайд 17Встретилась ребятам пословица: Умение родит хотение

-
Где же здесь

подлежащее, а где дополнение? – спрашивает Люда.
- Обычно в таких случаях, когда именительный и винительный падежи по форме совпадают. Подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.
- Но тогда получается неверно: потому что именно желание порождает умение!
- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше перестроить предложение…
Встретилась ребятам пословица:   Умение родит хотение - Где же здесь подлежащее, а где дополнение? –

Слайд 18 Почему Люда не могла различить дополнение и подлежащее? Как отличить дополнение

от подлежащего?

При прямом дополнении - сущ. в В. п. без предлога
Обратить внимание на порядок слов: подлежащее стоит на первом месте.
День сменяет ночь.
Тополь перерос клен.
Трамвай перегнал троллейбус.

Измените предложения, чтобы подлежащее
стало дополнением.

Почему Люда не могла различить дополнение и подлежащее? Как отличить дополнение от подлежащего?   При

Слайд 19Запишите пары предложений. Найдите дополнения и объясните разницу в значении предложений

1.Мальчик

выпил молоко и съел хлеб.– Мальчик попил молока и поел хлеба.
2. Я вылил воду в ведро. – Я отлил воды в ведро.
3. Принеси бумагу для плакатов.- Принеси бумаги для плакатов.
4. Он читал роман. – Он не читал романа.

В.п.

В.п

Р.п.

Р.п.

В.п.

Р.п.

Р.п.

В.п.

В.п.


Р.п.

Запишите пары предложений. Найдите дополнения и объясните разницу в значении предложений1.Мальчик выпил молоко и съел хлеб.– Мальчик

Слайд 20 Дополнение
Прямое дополнение

Сущ. в В.п.
без

предлога
( собираю марки)

Косвенное дополнение


Все остальные

форма Р.п.
Часть предмета
(налил чаю)
2. переходный глагол с отрицанием
(не надел куртки)

ДополнениеПрямое дополнениеСущ. в В.п.      без предлога( собираю марки) Косвенное дополнение

Слайд 21В каком из предложений есть прямое дополнение?
Вчера я был занят домашними

делами.
Моему брату часто приходится ездить на троллейбусе.
Вспоминаю я эту осень очень часто.


Ответ: 3
В каком из предложений есть прямое дополнение?Вчера я был занят домашними делами.Моему брату часто приходится ездить на

Слайд 22Как правильно :
Не встретил бабушку

или
не встретил бабушки;
Не могу не выразить вам
свою благодарность
или
своей благодарности?
Как правильно : Не встретил бабушку       или   не встретил

Слайд 23Культура речи
Предпочтительно употреблять в
отрицательных предложениях форму В.п.
1. если дополнение выражено одушевленным

существительным
( не встретил ( кого?) бабушку);
2. при двойном отрицании (не могу не выразить вам свою благодарность).

Культура речиПредпочтительно употреблять вотрицательных предложениях форму В.п.1. если дополнение выражено одушевленным существительным   ( не встретил

Слайд 24Поставьте слова, данные в скобках в нужной падежной форме и дайте

этому объяснение

1) Ученик не понял (замечание) учителя.
2) Я не мог не высказать (свое мнение) о картине.
3) Не теряй (время) бесцельно.


времени

Поставьте слова, данные в скобках в нужной падежной форме и дайте этому объяснение  1) Ученик не

Слайд 25Отметьте номера ответов, для которых предложенное утверждение верно
Все

выделенные в ответе члены предложения являются дополнениями:
Конек режет лед. Буря мглою небо кроет.
Платье цвета беж. Бег трусцой полезен.
Любовались осенним лесом. Я прошу вас выйти.

Ответ: 1, 3

Отметьте номера ответов, для которых предложенное утверждение верно   Все выделенные в ответе члены предложения являются

Слайд 26Что узнали на уроке? Чему научились?
Домашнее задание:
1. Упражнение № 170;
2. Написать миниатюру

на тему «До свиданья, осень», используя дополнения;
3. Индивидуальное задание: выписать из повести «Капитанская дочка» предложения , в которых дополнения выражены разными частями речи.

на выбор


Что узнали на уроке? Чему научились? Домашнее задание:1. Упражнение № 170;2. Написать миниатюру на тему «До свиданья,

Слайд 27


Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть