По мнению Н.Я. Мандельштам, «длившаяся всю жизнь дружба этих несчастнейших людей была, пожалуй, единственной наградой за весь горький труд и горький путь, который каждый из них прошел».
Здешний мир О.Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданиях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов О.Э.Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью».
«Я получил блаженное наследство --
Чужих певцов блуждающие сны;
Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет,
И снова скальд чужую песню сложит
И как свою ее произнесет»
Мандельштам «Я не слыхал рассказов Оссиана»
Вечный лед воспетых Ф. Тютчевым Альп преобразуется в «бродячий ледник» мороженщика:
«...Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка –
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук»
Мандельштам «Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит».
«…Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам». Мандельштам «Notre Dame»
«В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали — воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра…»
Мандельштам «Адмиралтейство»
«Рим – воплощение темы вечно живой культуры»
«Рим – столица одной из мировых религий, носитель темы «Родины духа», воплощенного в Церкви и архитектуре»
«Переменилось все земное,
И лишь не сбросила земля
Сутану римского покроя
И ваше золото, поля.
И, самый скромный современник,
Как жаворонок, Жамм поет,--
Ведь католический священник
Ему советы подает!..
Я поклонился, он ответил
Кивком учтивым головы,
И, говоря со мной, заметил:
"Католиком умрете вы!"
А в толщь унынья и безделья
Какой врезается алмаз,
Когда мы вспомним новоселье,
Что в Риме ожидает нас!..»
Мандельштам «Аббат»
Сборники 20-30 годов:
«Tristia» (1922)
«Вторая книга» (1923)
«Стихотворения» (1928)
«Воронежские тетради» (1934-1938)
«Заблудился я в небе - что делать? Тот, кому оно близко,- ответь!
Легче было вам, Дантовых девять Атлетических дисков, звенеть.
Не разнять меня с жизнью: ей снится
Убивать и сейчас же ласкать,
Чтобы в уши, в глаза и в глазницы Флорентийская била тоска.
Не кладите же мне, не кладите Остроласковый лавр на виски, Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски...
И когда я усну, отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Он раздастся и глубже и выше –
Отклик неба - в остывшую грудь».
«Нет, никогда, ничей я не был современник,
Мне не с руки почёт такой.
О, как противен мне какой-то соименник,
То был не я, то был другой…»
« Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный».
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть