Презентация, доклад по литературе: Реализация акмеистических принципов в поэзии О.Э. Мандельштама

Содержание

Влияние символизмаНа первых этапах своего творческого пути О.Э.Мандельштам, как и другие будущие поэты-акмеисты, испытывает влияние символизма, посещает знаменитую «Башню» Вячеслава Иванова.

Слайд 1Реализация акмеистических принципов в поэзии О.Э. Мандельштама
«В поднятьи головы

крылатый Намек — но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость, — Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть!»
Мандельштам «Автопортрет»
Реализация акмеистических принципов  в поэзии О.Э. Мандельштама  «В поднятьи головы крылатый Намек — но мешковат

Слайд 2Влияние символизма
На первых этапах своего творческого пути О.Э.Мандельштам, как и другие

будущие поэты-акмеисты, испытывает влияние символизма, посещает знаменитую «Башню» Вячеслава Иванова.
Влияние символизмаНа первых этапах своего творческого пути О.Э.Мандельштам, как и другие будущие    поэты-акмеисты, испытывает

Слайд 3В 1910 О.Э. Мандельштам входит в «Цех поэтов» - литературную группу

акмеистов, которая была организована Н.С. Гумилевым
В 1910 О.Э. Мандельштам входит в «Цех поэтов» - литературную группу акмеистов, которая была организована Н.С. Гумилевым

Слайд 4На вечере в «Башне» В.Иванова О.Э.Мандельштам впервые встречает супругу Н.С. Гумилева

А.А.Ахматову

По мнению Н.Я. Мандельштам, «длившаяся всю жизнь дружба этих несчастнейших людей была, пожалуй, единственной наградой за весь горький труд и горький путь, который каждый из них прошел».

На вечере в «Башне» В.Иванова О.Э.Мандельштам впервые встречает супругу Н.С. Гумилева А.А.АхматовуПо мнению Н.Я. Мандельштам, «длившаяся всю

Слайд 5«Камень»
Первый поэтический сборник О.Мандельштама, в котором отразились основные принципы акмеизма


«Камень» Первый поэтический сборник О.Мандельштама, в котором отразились основные принципы акмеизма

Слайд 6Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия».


Здешний мир О.Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданиях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов О.Э.Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью».

Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Здешний мир О.Мандельштама был отмечен ощущением

Слайд 8Камень «слово как таковое» в пространстве культуры
Прошлое, настоящее, будущее





Культура «всех

времен и народов»

«Я получил блаженное наследство -- Чужих певцов блуждающие сны; Свое родство и скучное соседство Мы презирать заведомо вольны. И не одно сокровище, быть может, Минуя внуков, к правнукам уйдет, И снова скальд чужую песню сложит И как свою ее произнесет»
Мандельштам «Я не слыхал рассказов Оссиана»


Камень  «слово как таковое» в пространстве культурыПрошлое, настоящее, будущееКультура «всех времен и народов» «Я получил блаженное

Слайд 9
«Одомашнивание материи»
Частное
Космическое

«Одомашнивание материи»ЧастноеКосмическое

Слайд 10Антиномия частного и космического решается через «одомашнивание материи»
Собственная сопричастность каждому явлению:


«…И, несозданный мир лелея,
Я забыл ненужное «я»
Мандельштам «Отчего душа – так певуча»
«Я каждому тайно завидую И в каждого тайно влюблен»
Мандельштам «Из омута злого и вязкого»

Вечный лед воспетых Ф. Тютчевым Альп преобразуется в «бродячий ледник» мороженщика:
«...Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка –
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук»
Мандельштам «Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит».

Антиномия частного и космического решается через «одомашнивание материи»Собственная сопричастность каждому явлению:    «…И, несозданный мир

Слайд 11Камень слово поэтическое произведение = камень строительный

материал произведение архитектуры

«…Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам». Мандельштам «Notre Dame»


Камень  слово   поэтическое произведение = камень  строительный материал  произведение архитектуры «…Стихийный лабиринт,

Слайд 12Мир = собор, организм поэт = ремесленник-создатель этого мира, «соавтор

новой целостности»

«В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали — воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра…»
Мандельштам «Адмиралтейство»

Мир = собор, организм  поэт = ремесленник-создатель этого мира, «соавтор новой целостности»  «В столице северной

Слайд 13Тема Петербурга в творчестве О.Э.

Мандельштама тема «вечного Рима»


«Рим – воплощение темы вечно живой культуры»


«Рим – столица одной из мировых религий, носитель темы «Родины духа», воплощенного в Церкви и архитектуре»

Тема Петербурга в творчестве       О.Э. Мандельштама    тема «вечного

Слайд 14Тема «Вечного Рима»

«...Здесь, Капитолия и Форума вдали,
Средь увядания спокойного

природы,
Я слышу Августа и на краю земли
Державным яблоком катящиеся годы.
Да будет в старости печаль моя светла.
Я в Риме родился, и он ко мне вернулся;
Мне осень добрая волчицею была
И - месяц Цезаря — мне август улыбнулся».

Мандельштам «С веселым ржанием пасутся табуны»

«Переменилось все земное, И лишь не сбросила земля Сутану римского покроя И ваше золото, поля. И, самый скромный современник, Как жаворонок, Жамм поет,-- Ведь католический священник Ему советы подает!.. Я поклонился, он ответил Кивком учтивым головы, И, говоря со мной, заметил: "Католиком умрете вы!" А в толщь унынья и безделья Какой врезается алмаз, Когда мы вспомним новоселье, Что в Риме ожидает нас!..» Мандельштам «Аббат»

Тема «Вечного Рима» «...Здесь, Капитолия и Форума вдали, Средь увядания спокойного природы,Я слышу Августа и на краю

Слайд 15Поэтическое творчество О.Э. Мандельштама

20-30-х годов

Сборники 20-30 годов:
«Tristia» (1922)
«Вторая книга» (1923)
«Стихотворения» (1928)
«Воронежские тетради» (1934-1938)

Поэтическое творчество        О.Э. Мандельштама 20-30-х годовСборники 20-30 годов: «Tristia» (1922)«Вторая

Слайд 16Эволюция творческого метода
«Мнимая материальность камня»


«Поэтика сложных абстрактных иносказаний»

Эволюция творческого метода«Мнимая материальность камня»«Поэтика сложных абстрактных иносказаний»

Слайд 17«Воронежские тетради»
Основные темы позднего творчества поэта:
тема войны и смерти
тема

неба
тема Человека во вселенной
тема Будущего

«Заблудился я в небе - что делать? Тот, кому оно близко,- ответь!
Легче было вам, Дантовых девять Атлетических дисков, звенеть.
Не разнять меня с жизнью: ей снится
Убивать и сейчас же ласкать,
Чтобы в уши, в глаза и в глазницы Флорентийская била тоска.
Не кладите же мне, не кладите Остроласковый лавр на виски, Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего звона куски...
И когда я усну, отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Он раздастся и глубже и выше –
Отклик неба - в остывшую грудь».

«Воронежские тетради»Основные темы позднего творчества поэта: тема войны и смерти тема небатема Человека во вселеннойтема Будущего«Заблудился я

Слайд 18Акмеизм в творчестве

О.Э. Мандельштама – «тоска по мировой культуре»

«Нет, никогда, ничей я не был современник,
Мне не с руки почёт такой.
О, как противен мне какой-то соименник,
То был не я, то был другой…» « Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны 
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный».

Акмеизм в творчестве             О.Э. Мандельштама

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть