Слайд 1Мирская Марина Станиславовна
город Воронеж
МБОУ СОШ № 62
«Особенности работы над произведениями
поэтов «Серебряного века» в начальной школе»
Слайд 2Терминология
«Серебряный век» (термин предложил философ Н.А. Бердяев) – это период конца
XIX – начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.
Слайд 3Поэзия «Серебряного века»
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Слайд 4Поэзия «Серебряного века»
Футуризм (от латинского futurum — будущее) — течение
модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию «произвольных и производных слов».
Словотворчество, создание неологизмов
Изменение рифмы и ритма стихов
Эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.
Слайд 5Поэзия «Серебряного века»
Акмеизм (от греческого аkme — «высшая степень») — течение
модернизма, противопоставленное «непонятному и мистическому», «несущее миру ясность», основанное на логичности, экономичности в средствах и словах.
Экзотические образы («базальтовые скалы», «изысканный жираф», «тропический сад» и т.д.)
Жизнеутверждающее содержание
Ясность формы
Точность слова
Использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый и др.)
Слайд 6Поэзия «серебряного века»
Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак,
символ) — течение модернизма, основанное на «мистическом содержании, расширении художественной впечатлительности», на «новом сочетании мыслей, красок и звуков».
Слайд 7Символизм
Простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности.
Бегство от реальной
жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти.
Стремление к обобщению.
Яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора.
Поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма, которые призваны заменить точное значение слова.
Слайд 9Валерий Брюсов
( 13 декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик,драматург, переводчик,
литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
“Я помню
этот мир,
утраченный мной с детства,
как сон непонятый, … как бред…”
Валерий Брюсов
Слайд 10«Школа России»
«Литературное чтение» 4 класс
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
В.Я.Брюсов
«Опять сон»
1895 год
Слайд 11Наше правило: доказать силу слова. Слово как мироощущение
(карта – исследование)
ШАГ 1.
«Увидим
происходящее».
Устно нарисуй картину.
1. Разбей стихотворение на «кадры фильма» (логические части).
2. Выдели в каждом «кадре» объекты (главные предметы).
3. Скомпонуй их в единое.
ШАГ 2.
«Нарисуем красками».
Найди краску слова.
1. Имя прилагательное прямого назначения.
2. Имя существительное прямого назначения.
3. «Глагол света».
4. Имя прилагательное косвенного назначения.
5. Имя существительное косвенного назначения.
Слайд 12Карта-исследование
ШАГ 3.
«Услышим» (оживим картину).
Выдели в каждой части звучащие элементы.
1. Шипящие и
свистящие звуки (тишины, сна, ночи, звуки природы): [ч], [с], [с,], [ш], [х].
2. Звонкие согласные (в т.ч. сонорные) – звуки шума [р, з, г, ж, р,, з,, г,].
3. Обилие гласных (движение).
ШАГ 4.
«Почувствуем».
1. Приятные – неприятные краски картины и образы?
2. Приятные – неприятные сочетания звуков?
3. Что подсказало моему сердцу слово?
Слайд 13Анализ стихотворения
«Разминка»:
сухие веточки, подушечка,
диск х\ф «Властелин Колец»,
камешек
-
Можно ли объединить в одну группу эти предметы? В конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
Слайд 14Анализ стихотворения
Дебри – место, заросшее непроходимым лесом;
Глушь –
глухое, заросшее место;
Тишь – отсутствие шума, безмолвие;
Гиппопотам – то же, что бегемот;
Басня – вымысел, выдумка;
Племя – общность людей;
Сумрачный – полумрак, непонятная темнота;
Дух – внутренняя сила человека;
Утёс – высокая скала.
Слайд 15Анализ стихотворения
1 кадр
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется
к зебре
Через травы и камыш.
Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.
Слайд 16Анализ стихотворения
I кадр (1 и 2 строфы):
Дебри, пустыня, крадущийся лев, камыши, трава, гиппопотам, заросли, высокие стволы деревьев.
- В каком месте? В какое время?
- Это может быть такое в природе, это реально? Реальная картина? (Да)
Реально
Слайд 17Анализ стихотворения
На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но
виденья старых басен
Возмущают слабый дух.
Слайд 18Анализ сихотворения
II кадр (3 строфа):
Утёс и человек
- А это реально? Что можно здесь увидеть?
(образы и действия) Не знаю
Слайд 19Анализ стихотворения
Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко
мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?
Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?
Слайд 20Анализ стихотворения
III кадр (4,5 строфы)
Змей мечет искры (сравнения), карлики, лес, огонь.
Нереально
- Что указывает на нереальность? (образы и действия)
- Какие это образы: положительные или отрицательные? Докажите.
(“Смерти рад”, “Лес в огне”)
Слайд 21Анализ стихотворения
Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, метнув шуршащий ворох
Листьев, тянется
к реке.
Слайд 22Анализ стихотворения
IV кадр (6 строфа):
Месяц, зебра, лес, река.
Реально
Слайд 23Анализ стихотворения
Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это
ль духи
Иль пещеры царь — медведь!
Слайд 24Анализ стихотворения
V кадр (7 строфа):
Тёплые дали.
Не знаю
Вывод: картины
реальны и нереальны. Давайте посмотрим, в каких красках видит Брюсов этот сон.
Слайд 25Краски сна
- Попробуем нарисовать фильм в цвете.
1 кадр – все краски
в розовом оттенке (жёлтый лев, чёрно – белая зебра, зелёная трава, коричневый камыш приобретают розовый оттенок заката).
2 кадр – серые краски (утёс).
3 кадр – красные, чёрные (огонь, уголь, ветки).
4 кадр – все краски блёклы из-за луны.
5 кадр – темные (сумрачно).
Слайд 26Краски сна
- Какие все эти краски? Какие образы вы видите? (змей,
карлики – отрицательные образы).
Вывод: красные и чёрные краски – цвет войны, бедствий. Это неприятные краски.
Брюсов любил в своих прозаических и поэтических творениях использовать различные элементы фантазий, даже галлюцинаций, когда человеку что- то мерещится, если он болен или сильное потрясение.
Слайд 27Анализ стихотворения
Перечитывание 3 строфы (II кадр):
- Какая
строчка здесь выделена?
- Почему? (Тире)
- Что можно сказать об авторе, что он делает? (видит, слышит)
- А почему он ничего не делает?
- Итак, что он видит, мы узнали, теперь давайте “послушаем.”
Слайд 28Слушаем звуки сна
1 кадр
Закройте глаза. Представьте, что вы одни, ночью, в
комнате. Как обычно здесь? (Тихо, темно)
Перечитайте; что здесь сонный мир?
- Что тихо? (тишь, глушь, камыш, лев крадётся)
Тишь
Глушь - Какие ещё используются средства? (Шипящие)
Камыш
Какие чувства возникли в такую тишину?
Слайд 29Анализ стихотворения
3 кадр
Перечитайте 3 и 4 строку II кадра.
-
Как вы её понимаете?
- А почему возникают такие чувства?
(Необычно: в Африке, ночь → страх)
Реально → нереально
-подчеркнули глаголы, особенности
“НЕ” + глагол + “ЛИ”
↓ ↓ ↓
отрицает действие сомневается
- Что ещё указывает на сомнение?
(3 слова “вдруг” – неожиданность, все вопросительные предложения)
- Какие чувства? (боязнь)
Слайд 30Слушаем звуки сна
4 кадр
- Чем отличается от первого кадра?
- Что слышит
Брюсов? (всё громче)
(“Шорох громче”, “зебра бежит”, “лес взрывает листья – ветер шумит почему?”)
- Громче или тише читаем эту часть?
(^)
Слайд 31Слушаем звуки сна
5 кадр
- А здесь какие звуки? (Ещё слышнее) ^
-
Какое слово указывает на состояние человека? (сомнение – “иль” - , страх).
- Кто ему ещё мерещится? (дух, царь пещер)
- А знает ли он точно, кто там?
- Что же самое страшное?
3. Вывод: самое страшное – неизвестность.
- Спадает ли напряжение? (Нет)
- Нет конца сну. Повторится он?
Слайд 32Карта - исследование
ШАГ 5.
Сделаем вывод:
1. Какой временной отрезок, состояние природы?
2. Есть
ли эффект наглядности?
3. Каков характер произведения (настроение)?
4. Как автор относится к происходящему?
5*. Есть ли биографические данные?
Слайд 33Слушание музыки
С.Рахманинов “Прелюдия” (до-диез минор). На доске высвечиваются кадры из фильма
«Властелин Колец».
- Прослушайте, где 1 кадр? 2 кадр? Последний кадр? Что вы почувствовали?
Всё сплелось вместе: чувства, зрение, слух.
Слайд 34Итог, рефлексия
Мы учились сегодня с помощью слова символист В.Я.Брюсова видеть картины
в красках, слышать произведение, чувствовать переданные поэтом ощущения.
- Что вам больше понравилось: видеть или слышать?
-Хороший ли у нас получился фильм? Этот жанр в искусстве называется «фэнтэзи» (фантазия, фантастика). Теперь вы сможете ответить на вопрос разминки? (…)