Презентация, доклад ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Содержание

Терминология«Серебряный век» (термин предложил философ Н.А. Бердяев) – это период конца XIX – начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.

Слайд 1Мирская Марина Станиславовна
город Воронеж
МБОУ СОШ № 62
«Особенности работы над произведениями

поэтов «Серебряного века» в начальной школе»
Мирская Марина Станиславовнагород Воронеж МБОУ СОШ № 62«Особенности работы над произведениями поэтов «Серебряного века» в начальной школе»

Слайд 2Терминология
«Серебряный век» (термин предложил философ Н.А. Бердяев) – это период конца

XIX – начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.

Терминология«Серебряный век» (термин предложил философ Н.А. Бердяев) – это период конца XIX – начала ХХ века, время

Слайд 3Поэзия «Серебряного века»
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм

Поэзия «Серебряного века»МодернизмСимволизмАкмеизмФутуризм

Слайд 4Поэзия «Серебряного века»

Футуризм (от латинского futurum — будущее) — течение

модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию «произвольных и производных слов».
Словотворчество, создание неологизмов
Изменение рифмы и ритма стихов
Эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.



Поэзия «Серебряного века» Футуризм (от латинского futurum — будущее) — течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее

Слайд 5Поэзия «Серебряного века»

Акмеизм (от греческого аkme — «высшая степень») — течение

модернизма, противопоставленное «непонятному и мистическому», «несущее миру ясность», основанное на логичности, экономичности в средствах и словах.
Экзотические образы («базальтовые скалы», «изысканный жираф», «тропический сад» и т.д.)
Жизнеутверждающее содержание
Ясность формы
Точность слова
Использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый и др.)


Поэзия «Серебряного века» Акмеизм (от греческого аkme — «высшая степень») — течение модернизма, противопоставленное «непонятному и мистическому»,

Слайд 6Поэзия «серебряного века»
Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак,

символ) — течение модернизма, основанное на «мистическом содержании, расширении художественной впечатлительности», на «новом сочетании мыслей, красок и звуков».
Поэзия «серебряного века»Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак, символ) — течение модернизма, основанное на

Слайд 7Символизм
Простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности.
Бегство от реальной

жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти.
Стремление к обобщению.
Яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора.
Поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма, которые призваны заменить точное значение слова.

СимволизмПростейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности. Бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни

Слайд 8Поэты «Серебряного века»

Поэты «Серебряного века»

Слайд 9Валерий Брюсов
( 13 декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик,драматург, переводчик,
 литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
“Я помню

этот мир,
утраченный мной с детства,
как сон непонятый, … как бред…”
Валерий Брюсов

Валерий Брюсов( 13 декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик,драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. “Я помню этот мир,

Слайд 10«Школа России»
«Литературное чтение» 4 класс
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

В.Я.Брюсов

«Опять сон»
1895 год




«Школа России»«Литературное чтение» 4 класс Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.БойкинаВ.Я.Брюсов «Опять сон» 1895 год

Слайд 11Наше правило: доказать силу слова. Слово как мироощущение (карта – исследование)
 

ШАГ 1.
«Увидим

происходящее».
Устно нарисуй картину.
1. Разбей стихотворение на «кадры фильма» (логические части).
2. Выдели в каждом «кадре» объекты (главные предметы).
3. Скомпонуй их в единое.
 
 
ШАГ 2.
«Нарисуем красками».
Найди краску слова.
1. Имя прилагательное прямого назначения.
2. Имя существительное прямого назначения.
3. «Глагол света».
4. Имя прилагательное косвенного назначения.
5. Имя существительное косвенного назначения.
 
 


Наше правило: доказать силу слова. Слово как мироощущение (карта – исследование)  ШАГ 1.«Увидим происходящее».Устно нарисуй картину.1. Разбей

Слайд 12Карта-исследование
 
 
ШАГ 3.
«Услышим» (оживим картину).
Выдели в каждой части звучащие элементы.
1. Шипящие и

свистящие звуки (тишины, сна, ночи, звуки природы): [ч], [с], [с,], [ш], [х].
2. Звонкие согласные (в т.ч. сонорные) – звуки шума [р, з, г, ж, р,, з,, г,].
3. Обилие гласных (движение).
 
 
ШАГ 4.
«Почувствуем».
1. Приятные – неприятные краски картины и образы?
2. Приятные – неприятные сочетания звуков?
3. Что подсказало моему сердцу слово?

Карта-исследование  ШАГ 3.«Услышим» (оживим картину).Выдели в каждой части звучащие элементы.1. Шипящие и свистящие звуки (тишины, сна, ночи, звуки

Слайд 13Анализ стихотворения
«Разминка»:
сухие веточки, подушечка,
диск х\ф «Властелин Колец»,
камешек
-

Можно ли объединить в одну группу эти предметы? В конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Анализ стихотворения«Разминка»: сухие веточки, подушечка, диск х\ф «Властелин Колец», камешек - Можно ли объединить в одну группу

Слайд 14Анализ стихотворения
Дебри – место, заросшее непроходимым лесом;
Глушь –

глухое, заросшее место;
Тишь – отсутствие шума, безмолвие;
Гиппопотам – то же, что бегемот;
Басня – вымысел, выдумка;
Племя – общность людей;
Сумрачный – полумрак, непонятная темнота;
Дух – внутренняя сила человека;
Утёс – высокая скала.
Анализ стихотворения Дебри – место, заросшее непроходимым лесом;  Глушь – глухое, заросшее место;  Тишь –

Слайд 15Анализ стихотворения
1 кадр
Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Желтый лев крадется

к зебре Через травы и камыш.
Предо мной стволы упрямо В небо ветви вознесли. Слышу шаг гиппопотама, Заросль мнущего вдали.
Анализ стихотворения1 кадрМне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Желтый лев крадется к зебре Через травы

Слайд 16Анализ стихотворения
I кадр (1 и 2 строфы):


Дебри, пустыня, крадущийся лев, камыши, трава, гиппопотам, заросли, высокие стволы деревьев.
- В каком месте? В какое время?
- Это может быть такое в природе, это реально? Реальная картина? (Да)
Реально

Анализ стихотворенияI кадр (1 и 2 строфы):

Слайд 17Анализ стихотворения
На утесе безопасен, Весь я — зренье, весь я — слух. Но

виденья старых басен Возмущают слабый дух.
Анализ стихотворенияНа утесе безопасен, Весь я — зренье, весь я — слух. Но виденья старых басен Возмущают

Слайд 18Анализ сихотворения
II кадр (3 строфа):
Утёс и человек

- А это реально? Что можно здесь увидеть?
(образы и действия) Не знаю
Анализ сихотворения II кадр (3 строфа):Утёс и человек     - А это реально? Что

Слайд 19Анализ стихотворения
  
Из камней не выйдет вдруг ли Племя карликов ко

мне? Обращая ветки в угли, Лес не встанет ли в огне? Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?
Анализ стихотворения    Из камней не выйдет вдруг ли Племя карликов ко мне? Обращая ветки в угли,

Слайд 20Анализ стихотворения
III кадр (4,5 строфы)
Змей мечет искры (сравнения), карлики, лес, огонь.


Нереально
- Что указывает на нереальность? (образы и действия)
- Какие это образы: положительные или отрицательные? Докажите.
(“Смерти рад”, “Лес в огне”)

Анализ стихотворенияIII кадр (4,5 строфы)Змей мечет искры (сравнения), карлики, лес, огонь. Нереально

Слайд 21Анализ стихотворения
Месяц вышел. Громче шорох. Зебра мчится вдалеке. Лев, метнув шуршащий ворох Листьев, тянется

к реке.
Анализ стихотворенияМесяц вышел. Громче шорох. Зебра мчится вдалеке. Лев, метнув шуршащий ворох Листьев, тянется к реке.

Слайд 22Анализ стихотворения
IV кадр (6 строфа):
Месяц, зебра, лес, река.
Реально

Анализ стихотворенияIV кадр (6 строфа): Месяц, зебра, лес, река. Реально

Слайд 23Анализ стихотворения
Дали сумрачны и глухи. Хруст слышнее. Страшно. Ведь Кто же знает: это

ль духи Иль пещеры царь — медведь!
Анализ стихотворенияДали сумрачны и глухи. Хруст слышнее. Страшно. Ведь Кто же знает: это ль духи Иль пещеры

Слайд 24Анализ стихотворения
V кадр (7 строфа):
Тёплые дали.
Не знаю
Вывод: картины

реальны и нереальны. Давайте посмотрим, в каких красках видит Брюсов этот сон.

Анализ стихотворения V кадр (7 строфа): Тёплые дали.Не знаю Вывод: картины реальны и нереальны. Давайте посмотрим, в

Слайд 25Краски сна
- Попробуем нарисовать фильм в цвете.
1 кадр – все краски

в розовом оттенке (жёлтый лев, чёрно – белая зебра, зелёная трава, коричневый камыш приобретают розовый оттенок заката).
2 кадр – серые краски (утёс).
3 кадр – красные, чёрные (огонь, уголь, ветки).
4 кадр – все краски блёклы из-за луны.
5 кадр – темные (сумрачно).

Краски сна- Попробуем нарисовать фильм в цвете.1 кадр – все краски в розовом оттенке (жёлтый лев, чёрно

Слайд 26Краски сна
- Какие все эти краски? Какие образы вы видите? (змей,

карлики – отрицательные образы).
Вывод: красные и чёрные краски – цвет войны, бедствий. Это неприятные краски.
Брюсов любил в своих прозаических и поэтических творениях использовать различные элементы фантазий, даже галлюцинаций, когда человеку что- то мерещится, если он болен или сильное потрясение.

Краски сна- Какие все эти краски? Какие образы вы видите? (змей, карлики – отрицательные образы). Вывод: красные

Слайд 27Анализ стихотворения
Перечитывание 3 строфы (II кадр):
- Какая

строчка здесь выделена?
- Почему? (Тире)
- Что можно сказать об авторе, что он делает? (видит, слышит)
- А почему он ничего не делает?
- Итак, что он видит, мы узнали, теперь давайте “послушаем.”

Анализ стихотворения Перечитывание 3 строфы (II кадр):  - Какая строчка здесь выделена?   - Почему?

Слайд 28Слушаем звуки сна
1 кадр
Закройте глаза. Представьте, что вы одни, ночью, в

комнате. Как обычно здесь? (Тихо, темно)
Перечитайте; что здесь сонный мир?
- Что тихо? (тишь, глушь, камыш, лев крадётся)
Тишь
Глушь - Какие ещё используются средства? (Шипящие)
Камыш
Какие чувства возникли в такую тишину?

Слушаем звуки сна1 кадрЗакройте глаза. Представьте, что вы одни, ночью, в комнате. Как обычно здесь? (Тихо, темно)Перечитайте;

Слайд 29Анализ стихотворения
3 кадр
Перечитайте 3 и 4 строку II кадра.
-

Как вы её понимаете?
- А почему возникают такие чувства?
(Необычно: в Африке, ночь → страх)
Реально → нереально
-подчеркнули глаголы, особенности
“НЕ” + глагол + “ЛИ”
↓ ↓ ↓
отрицает действие сомневается
- Что ещё указывает на сомнение?
(3 слова “вдруг” – неожиданность, все вопросительные предложения)
- Какие чувства? (боязнь)
Анализ стихотворения3 кадр Перечитайте 3 и 4 строку II кадра. - Как вы её понимаете?- А почему

Слайд 30Слушаем звуки сна
4 кадр
- Чем отличается от первого кадра?
- Что слышит

Брюсов? (всё громче)
(“Шорох громче”, “зебра бежит”, “лес взрывает листья – ветер шумит почему?”)
- Громче или тише читаем эту часть?
(^)

Слушаем звуки сна4 кадр- Чем отличается от первого кадра?- Что слышит Брюсов? (всё громче)(“Шорох громче”, “зебра бежит”,

Слайд 31Слушаем звуки сна
5 кадр
- А здесь какие звуки? (Ещё слышнее) ^
-

Какое слово указывает на состояние человека? (сомнение – “иль” - , страх).
- Кто ему ещё мерещится? (дух, царь пещер)
- А знает ли он точно, кто там?
- Что же самое страшное?
3. Вывод: самое страшное – неизвестность.
- Спадает ли напряжение? (Нет)
- Нет конца сну. Повторится он?

Слушаем звуки сна5 кадр- А здесь какие звуки? (Ещё слышнее) ^- Какое слово указывает на состояние человека?

Слайд 32Карта - исследование

ШАГ 5.
Сделаем вывод:
1. Какой временной отрезок, состояние природы?
2. Есть

ли эффект наглядности?
3. Каков характер произведения (настроение)?
4. Как автор относится к происходящему?
5*. Есть ли биографические данные?

Карта - исследованиеШАГ 5.Сделаем вывод:1. Какой временной отрезок, состояние природы?2. Есть ли эффект наглядности?3. Каков характер произведения

Слайд 33Слушание музыки
С.Рахманинов “Прелюдия” (до-диез минор). На доске высвечиваются кадры из фильма

«Властелин Колец».
- Прослушайте, где 1 кадр? 2 кадр? Последний кадр? Что вы почувствовали?
Всё сплелось вместе: чувства, зрение, слух.

Слушание музыкиС.Рахманинов “Прелюдия” (до-диез минор). На доске высвечиваются кадры из фильма «Властелин Колец».- Прослушайте, где 1 кадр?

Слайд 34Итог, рефлексия
Мы учились сегодня с помощью слова символист В.Я.Брюсова видеть картины

в красках, слышать произведение, чувствовать переданные поэтом ощущения.
- Что вам больше понравилось: видеть или слышать?
-Хороший ли у нас получился фильм? Этот жанр в искусстве называется «фэнтэзи» (фантазия, фантастика). Теперь вы сможете ответить на вопрос разминки? (…)

Итог, рефлексияМы учились сегодня с помощью слова символист В.Я.Брюсова видеть картины в красках, слышать произведение, чувствовать переданные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть