Слайд 2Константин Николаевич Батюшков
(1787-1855)
Великий поэт, говоря о себе самом, о своём
Я, говорит об общем – о человечестве,
ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.
И потому в его грусти всякий узнает свою
грусть, в его душе всякий узнает свою
и видит в нём не только поэта, но и человека…
В.Г.Белинский
Слайд 3 К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя
литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.
Слайд 4 Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения
является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.
Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).
Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы:
Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…
Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…
Слайд 5К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской
семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии.
С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.
С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения.
Слайд 6В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские
мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний:
…Дружбе дам я час единый,
Вакху час и сну другой;
Остальною ж половиной
Поделюсь, мой друг, с тобой!
Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).
Слайд 7С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова : «Послание к
стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности
Слайд 8 В 1810 – 1812 г.г. активно сотрудничает в журнале «Драматический
вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским и другими литераторами. С этого времени целиком посвящает себя литературному творчеству.
Слайд 9В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские
мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний:
…Дружбе дам я час единый,
Вакху час и сну другой;
Остальною ж половиной
Поделюсь, мой друг, с тобой!
Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).
Слайд 10 К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона
в походе в
Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после - в Петербург;
в войне со Швецией (1808 г.) ;
в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии.
Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года.
Слайд 11 В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова
поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому)
Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное:
Мой друг! Я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары…
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил…
«К Дашкову»
Слайд 12В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни,
её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны:
Нет, нет! Талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
«К Дашкову»
Слайд 13Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К
Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др.
К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:
Слайд 14…Пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в
жертву мести
И жизнь и к родине любовь,
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагом сомкнутым строем –
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
«К Дашкову»
Слайд 15В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго
на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни.
В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»…
Слайд 16Скажи, мудрец младой, что прочно на земле?
Где постоянно жизни счастье?...
Так всё
здесь суетно в обители сует!
Приязнь и дружество непрочно!
Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?
Что вечно чисто, непорочно?...
Так ум мой посреди сомнений погибал.
Все в жизни прелести сокрылись:
Мой гений в горести светильник погашал,
И музы светлые сокрылись…
Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:
Ногой надёжною ступаю
И, с ризы странника свергая прах и тлен,
В мир лучший духом возлетаю.
« К другу»
Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё
прекрасное: любовь, дружба…
Слайд 17В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе» (переводы,
статьи, очерки, стихи) – принёс поэту большой успех.
К.Н.Батюшков считается первым поэтом России.
Входит в «Московское общество любителей русской словесности», «Вольное общество любителей словесности» в Петербурге, в «Арзамас».
В поэзии Батюшков был последователем «языковой реформы» Н.М.Карамзина, цель которой – сблизить книжный язык с разговорным, «утончить» язык как средство выражения внутреннего мира человека, расширить лексическую окраску слова.
Слайд 18В 1819 году уезжает в Италию по месту службы – назначен
чиновником при неаполитанской миссии (о чём давно мечтал).
В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь. Лечение в лучших европейских клиниках не дало результатов.
В 1828 – 1833 г.г. Батюшков живет в Москве под опекой родственников, а с 1833 г. по 1855 г. – в Вологде, в доме своего племянника. Умер 7(19) июля 1855 года от тифозной горячки, похоронен в Вологде.
Слайд 19В 1987 году, в честь 200-летия со дня рождения поэта, в
Вологде был открыт памятник К.Н.Батюшкову (скульптор В.М.Клыков).
У подножия памятника выгравированы слова:
«Батюшкову от благодарных потомков»
«Умрет, забыт!» Поверьте, нет!
Потомство все узнает:
Чем жил, и как, и где поэт,
Как умер, прах его где мирно истлевает.
И слава, верьте мне, спасет
Из алчных челюстей забвенья
И в храм бессмертия внесет
Его и жизнь, и сочиненья.
1817 г.
Слайд 20Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием,
музыкальностью, «златострунностью» стиха.
Несмотря на трагизм личной судьбы, в стихотворениях Батюшкова много света, душевной гармонии.
Слайд 21Евгений Абрамовивич Баратынский
(1800-1844)
Слайд 22
Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и
на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.
(Е.Баратынский)
Слайд 23Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе
Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное образование получил в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности – кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища – был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу, кроме военной в качестве рядового. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу.
Слайд 24Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе
Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное образование получил в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности – кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища – был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу, кроме военной в качестве рядового. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу.
Слайд 25Наконец, 21 апреля 1825 г. Баратынский получает офицерское звание, едет в
отпуск и затем выходит в отставку. Происходят изменения и в личной жизни поэта: он женится на Анастасии Львовне Энгельгардт. Она не обладала особенной красотой, но сам поэт сказал о ней в стихотворении «Она»:
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами — с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Брак Баратынского оказался очень счастливым.
Слайд 26Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более глубокий философский характер, в
ней звучат раздумья о роли поэта и поэзии, о судьбах человечества и искусства, о жизни и смерти, о человеческих страстях и законах вечной красоты…
В 1842 г. Баратынский издает последний сборник стихов «Сумерки», в который вошли стихотворения 1834-1841 г.г. В этот период усиливается мотив разлада окружающей действительности с внутренним миром человека:
Век шествует путём своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
(«Последний поэт», 1835 г., отрывок).
Слайд 27
Умер Баратынский внезапно, во время путешествия за границу, в Неаполе 29
июня 1844 г. Тело его перевезено в Петербург, где он был похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Крыловым, Гнедичем, Карамзиным на Тихвинском кладбище
Слайд 28
По мнению многих литературоведов, основные линии творчества Баратынского были параллельны творчеству
Пушкина: оба начали подражанием господствующим образцам начала века – эротико-элегической поэзии Батюшкова, элегиям Жуковского; оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма . Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием – «оригинальностью», которую тот же Пушкин в нем так отмечал и ценил («никогда не тащился он по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья: он шел своею дорогою один и независим»).
Слайд 29Как уже было сказано выше, юношеская ошибка и ее последствия наложили
сильный отпечаток на судьбу поэта: его творчество отличается резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» – безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами.
Есть бытие; но именем каким
Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
Меж них оно, и в человеке им
С безумием граничит разуменье.
Он в полноте понятья своего,
А между тем как волны на него,
Одни других мятежней, своенравней,
Видения бегут со всех сторон:
Как будто бы своей отчизны давней
Стихийному смятенью отдан он;
Но иногда, мечтой воспламененный,
Он видит свет, другим не откровенный.
(«Последняя смерть», 1827 г., отрывок).
Слайд 30Внешний мир, природа для этой лирики – только «пейзажи души», способ
символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дворянством, Баратынский, как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с «благодатным» XVIII веком, – «мощными годами», – периодом высшего сословного расцвета дворянства; он ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистическую культуру:
Век шествует путем своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
(«Последний поэт», 1835 г., отрывок).
Слайд 31Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные «малые жанры» XVIII
в.: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Рационалист, ищущий преодоления своего рационализма, «декадент» по темам и специфическому их заострению, символист некоторыми своими приемами, архаист по языку, по общему характеру стиля – из таких сложных, противоречивых элементов складывается цельный и в высшей степени своеобразный поэтический облик Баратынского, «не общее выраженье» – которое сам поэт справедливо признавал своим основным достоинством.
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором,
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.
(«Муза», 1829 г.).
Слайд 32Глубоко своеобразная поэзия Баратынского была забыта в течение всего столетия, и
только в самом его конце символисты, нашедшие в ней столь много родственных себе элементов, возобновили интерес к творчеству Баратынского, провозгласив его одним из трех величайших русских поэтов наряду с Пушкиным и Тютчевым.