Презентация, доклад по литературе Поэты пушкинской поры

Содержание

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает своюгрусть,

Слайд 1Поэты пушкинской поры

Поэты пушкинской поры

Слайд 2Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
Великий поэт, говоря о себе самом, о своём

Я, говорит об общем – о человечестве,
ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.
И потому в его грусти всякий узнает свою
грусть, в его душе всякий узнает свою
и видит в нём не только поэта, но и человека…

В.Г.Белинский

Константин Николаевич Батюшков  (1787-1855)Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем –

Слайд 3 К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя

литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он

Слайд 4 Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения

является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни. Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»). Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы:

Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…

Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…


Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не

Слайд 5К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской

семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии.
С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.
С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения.

К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом

Слайд 6В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские

мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний:
…Дружбе дам я час единый,
Вакху час и сну другой;
Остальною ж половиной
Поделюсь, мой друг, с тобой!

Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).

В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви

Слайд 7С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова : «Послание к

стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности
С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова : «Послание к стихам моим», «К Хлое», «К Филисе»,

Слайд 8 В 1810 – 1812 г.г. активно сотрудничает в журнале «Драматический

вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским и другими литераторами. С этого времени целиком посвящает себя литературному творчеству.
В 1810 – 1812 г.г. активно сотрудничает в журнале «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.А.Жуковским, В.Л.Пушкиным,

Слайд 9В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские

мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний:
…Дружбе дам я час единый,
Вакху час и сну другой;
Остальною ж половиной
Поделюсь, мой друг, с тобой!

Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).

В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви

Слайд 10 К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона
в походе в

Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после - в Петербург;
в войне со Швецией (1808 г.) ;
в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии.
Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года.
К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона в походе в Пруссию (1807 г.) – был тяжело

Слайд 11 В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова

поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому) Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное:

Мой друг! Я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары…
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил…
«К Дашкову»

В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова поступить на военную службу: «Я… твердо

Слайд 12В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни,

её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны:

Нет, нет! Талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
«К Дашкову»

В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни, её назначение в ином – сказать

Слайд 13Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К

Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др. К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:
Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через

Слайд 14…Пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в

жертву мести И жизнь и к родине любовь, Пока с израненным героем, Кому известен к славе путь, Три раза не поставлю грудь Перед врагом сомкнутым строем – Мой друг, дотоле будут мне Все чужды музы и хариты, Венки, рукой любови свиты, И радость шумная в вине! «К Дашкову»
…Пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь

Слайд 15В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго

на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни. В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»…
В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго на одном месте. В эти годы

Слайд 16Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? Где постоянно жизни счастье?... Так всё

здесь суетно в обители сует! Приязнь и дружество непрочно! Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет? Что вечно чисто, непорочно?... Так ум мой посреди сомнений погибал. Все в жизни прелести сокрылись: Мой гений в горести светильник погашал, И музы светлые сокрылись… Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен: Ногой надёжною ступаю И, с ризы странника свергая прах и тлен, В мир лучший духом возлетаю. « К другу» Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё прекрасное: любовь, дружба…
Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? Где постоянно жизни счастье?... Так всё здесь суетно в обители

Слайд 17В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе» (переводы,

статьи, очерки, стихи) – принёс поэту большой успех. К.Н.Батюшков считается первым поэтом России. Входит в «Московское общество любителей русской словесности», «Вольное общество любителей словесности» в Петербурге, в «Арзамас». В поэзии Батюшков был последователем «языковой реформы» Н.М.Карамзина, цель которой – сблизить книжный язык с разговорным, «утончить» язык как средство выражения внутреннего мира человека, расширить лексическую окраску слова.
В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе» (переводы, статьи, очерки, стихи) – принёс поэту

Слайд 18В 1819 году уезжает в Италию по месту службы – назначен

чиновником при неаполитанской миссии (о чём давно мечтал). В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь. Лечение в лучших европейских клиниках не дало результатов. В 1828 – 1833 г.г. Батюшков живет в Москве под опекой родственников, а с 1833 г. по 1855 г. – в Вологде, в доме своего племянника. Умер 7(19) июля 1855 года от тифозной горячки, похоронен в Вологде.
В 1819 году уезжает в Италию по месту службы – назначен чиновником при неаполитанской миссии (о чём

Слайд 19В 1987 году, в честь 200-летия со дня рождения поэта, в

Вологде был открыт памятник К.Н.Батюшкову (скульптор В.М.Клыков). У подножия памятника выгравированы слова:

«Батюшкову от благодарных потомков»
«Умрет, забыт!» Поверьте, нет!
Потомство все узнает:
Чем жил, и как, и где поэт,
Как умер, прах его где мирно истлевает.
И слава, верьте мне, спасет
Из алчных челюстей забвенья
И в храм бессмертия внесет
Его и жизнь, и сочиненья.
1817 г.

В 1987 году, в честь 200-летия со дня рождения поэта, в Вологде был открыт памятник К.Н.Батюшкову (скульптор

Слайд 20Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием,

музыкальностью, «златострунностью» стиха.
Несмотря на трагизм личной судьбы, в стихотворениях Батюшкова много света, душевной гармонии.

Поэзия К.Н.Батюшкова привлекает лирической проникновенностью, романтической устремленностью автора к идеалу, благозвучием, музыкальностью, «златострунностью» стиха.

Слайд 21Евгений Абрамовивич Баратынский (1800-1844)

Евгений Абрамовивич Баратынский  (1800-1844)

Слайд 22

Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и

на земле мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мой потомок В моих стихах; как знать? душа моя Окажется с душой его в сношеньи, И как нашёл я друга в поколеньи, Читателя найду в потомстве я. (Е.Баратынский)
Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно

Слайд 23Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе

Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное образование получил в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности – кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища – был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу, кроме военной в качестве рядового. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу.

Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное

Слайд 24Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе

Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное образование получил в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности – кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища – был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу, кроме военной в качестве рядового. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу.
Родился поэт 19 февраля 1800 г. в дворянской семье в селе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Начальное

Слайд 25Наконец, 21 апреля 1825 г. Баратынский получает офицерское звание, едет в

отпуск и затем выходит в отставку. Происходят изменения и в личной жизни поэта: он женится на Анастасии Львовне Энгельгардт. Она не обладала особенной красотой, но сам поэт сказал о ней в стихотворении «Она»:
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами — с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Брак Баратынского оказался очень счастливым.

Наконец, 21 апреля 1825 г. Баратынский получает офицерское звание, едет в отпуск и затем выходит в отставку.

Слайд 26Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более глубокий философский характер, в

ней звучат раздумья о роли поэта и поэзии, о судьбах человечества и искусства, о жизни и смерти, о человеческих страстях и законах вечной красоты… В 1842 г. Баратынский издает последний сборник стихов «Сумерки», в который вошли стихотворения 1834-1841 г.г. В этот период усиливается мотив разлада окружающей действительности с внутренним миром человека:

Век шествует путём своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
(«Последний поэт», 1835 г., отрывок).

Лирика Баратынского 1826-1834 г.г. приобретает все более глубокий философский характер, в ней звучат раздумья о роли поэта

Слайд 27
Умер Баратынский внезапно, во время путешествия за границу, в Неаполе 29

июня 1844 г. Тело его перевезено в Петербург, где он был похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Крыловым, Гнедичем, Карамзиным на Тихвинском кладбище
Умер Баратынский внезапно, во время путешествия за границу, в Неаполе 29 июня 1844 г. Тело его перевезено

Слайд 28
По мнению многих литературоведов, основные линии творчества Баратынского были параллельны творчеству

Пушкина: оба начали подражанием господствующим образцам начала века – эротико-элегической поэзии Батюшкова, элегиям Жуковского; оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма . Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием – «оригинальностью», которую тот же Пушкин в нем так отмечал и ценил («никогда не тащился он по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья: он шел своею дорогою один и независим»).

По мнению многих литературоведов, основные линии творчества Баратынского были параллельны творчеству Пушкина: оба начали подражанием господствующим образцам

Слайд 29Как уже было сказано выше, юношеская ошибка и ее последствия наложили

сильный отпечаток на судьбу поэта: его творчество отличается резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» – безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами. Есть бытие; но именем каким Его назвать? Ни сон оно, ни бденье; Меж них оно, и в человеке им С безумием граничит разуменье. Он в полноте понятья своего, А между тем как волны на него, Одни других мятежней, своенравней, Видения бегут со всех сторон: Как будто бы своей отчизны давней Стихийному смятенью отдан он; Но иногда, мечтой воспламененный, Он видит свет, другим не откровенный. («Последняя смерть», 1827 г., отрывок).
Как уже было сказано выше, юношеская ошибка и ее последствия наложили сильный отпечаток на судьбу поэта: его

Слайд 30Внешний мир, природа для этой лирики – только «пейзажи души», способ

символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дворянством, Баратынский, как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с «благодатным» XVIII веком, – «мощными годами», – периодом высшего сословного расцвета дворянства; он ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистическую культуру:
Век шествует путем своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
(«Последний поэт», 1835 г., отрывок).

Внешний мир, природа для этой лирики – только «пейзажи души», способ символизации внутренних состояний. Все эти черты

Слайд 31Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные «малые жанры» XVIII

в.: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Рационалист, ищущий преодоления своего рационализма, «декадент» по темам и специфическому их заострению, символист некоторыми своими приемами, архаист по языку, по общему характеру стиля – из таких сложных, противоречивых элементов складывается цельный и в высшей степени своеобразный поэтический облик Баратынского, «не общее выраженье» – которое сам поэт справедливо признавал своим основным достоинством.
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором,
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.
(«Муза», 1829 г.).

Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные «малые жанры» XVIII в.: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Рационалист,

Слайд 32Глубоко своеобразная поэзия Баратынского была забыта в течение всего столетия, и

только в самом его конце символисты, нашедшие в ней столь много родственных себе элементов, возобновили интерес к творчеству Баратынского, провозгласив его одним из трех величайших русских поэтов наряду с Пушкиным и Тютчевым.

Глубоко своеобразная поэзия Баратынского была забыта в течение всего столетия, и только в самом его конце символисты,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть