Слайд 1«Писатели Нижнего Поволжья в изучении курса литературы»
Крылова Н.А., учитель русского
языка и литературы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине, стремление к ее процветанию являлись основой могущества государства. Решение этой проблемы сегодня — одно из условий вывода страны из продолжающегося экономического и социального кризиса.
Все это определяет необходимость формирования личности, направленной на сознательное, самостоятельное, активное освоение патриотических знаний, патриотически убежденной.
Широкие возможности для формирования такой личности предоставляет национально—региональный компонент, включающий содержание образования, отражающее своеобразие местной культуры, природы, связанный прежде всего с гуманитарными предметами. Особое место принадлежит здесь художественной литературе. Включение национально-регионального компонента в программы учебных предметов для старших классов предполагает использование на уроках и во внеклассной работе краеведческих материалов, обладающих огромными педагогическими возможностями, играющих существенную роль в нравственном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения.
Слайд 2 В работах по литературному
образованию Т.Ф. Курдюмовой раскрываются пути реализации воспитательных возможностей литературы, указывается необходимость проявления особого внимания к жизненному опыту учащихся в процессе изучения искусства слова, к учету региональных условий и национальных особенностей психической организации школьников.
Назначение российской школы заключается в духовном становлении молодого поколения, формировании национального самосознания учащихся, их патриотическом воспитании. Любовь к Родине дает возможность человеку осознать себя как личность и создает условия для свободного, уверенного труда и учебы.
Художественная литература обладает большими возможностями в формировании чувств, взглядов, убеждений. Переживания, вызванные художественными образами, соотносятся с нравственными понятиями и поведением. Освоение национально-регионального компонента на уроках литературы предполагает изучение материалов литературного краеведения.
Слайд 3ВЛАДИМИР ОСИПОВИЧ БОГОМОЛОВ
Русский советский писатель. Родился 3 июля 1926 в д.Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова — опубликованная в журнале «Знамя» повесть «Иван» (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики.
Труд разведчиков показан детализированно, причем автор не бравирует своей компетентностью и знанием материала, а применяет это знание для достижения необходимого художественного результата. Военная терминология используется как остраняющая лексика, позволяющая преодолеть автоматизм восприятия и создать эффект читательского присутствия в описываемой ситуации.
Повесть «Иван» переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз. На ее основе режиссером А.Тарковским создан фильм Иваново детство (1962).
Слайд 4Валентин Васильевич Леднёв
Автор более двадцати книг стихов и прозы, участник Великой Отечественной войны, лауреат литературной премии «Сталинград» Валентин Васильевич Леднёв долгое время возглавлял Союз писателей Волгоградской области.
На протяжении всей жизни Валентин Васильевич не порывал связи с малой родиной. В одном из стихотворений он написал: «Оленье – старт полёту моему!»
Он может мастерски сочинить столь редкие у нас белые стихи, вроде «Засухи»:
Словно выбритая солнцем,
степь от жажды изнывала,
и глазницы водоемов
устремляла кверху.
В этом пекле временами
смерч пытался безуспешно
завинтить в сухую землю
штопор сизой пыли...
Как и все поэты, он боготворит красоту, но красота у него часто связана с целесообразностью. Воспевать соловьев и розы – не его дело, хотя он и их не чурается. Но ковыль для него дороже хотя бы потому, что на нем можно разметаться и уснуть, неказистая дворняга – «самый преданный друг человека»,шиповник «бережет спрессованное лето до самых метелей», степной тюльпан можно на майские праздники прикрепить на грудь, шалаш летом – вторая квартира.
Слайд 5 Сергей Алексеевич Завьялов
Родился в 1912 году в с. Черный Яр Астраханской области. В составе 270 – го отдельного инженерно – саперного батальона прошел трудный и долгий боевой путь от Волги до Берлина. Особенно отличается при форсировании Вислы, обеспечивая переплаву наших войск на другой берег. Вынес с поля боя своего командира. Получил заслуженную награду – звезду Героя Советского Союза.
Себя не щадил он в жестоких сражения.
Девчата поют в этот вечер июльский,
Высок их душевный настрой.
О вас эта песня, товарищ Жигульский, -
Любимой Отчизны герой.
Летит эта песня, как чайка, крылата,
Как память поры огневой.
В ней славится подвиг простого солдата
Из русской семьи трудовой.
Это стихотворение о Кирилле Матвеевиче Жигульском, родившемся в 1914 году. Под непрерывным ожесточенным огнем противника обеспечил переправу наших войск и танков на противоположный берег реки, чем способствовал выполнению боевой операции. Удостоен высокого звания – Герой Советского Союза.
Слайд 6
Александр Максаев
Природа
отчего края вызывает в душе лирического героя отклик, он ощущает с ней, а через нее и с родной землей«самую жгучую, самую смертную связь» (Н. Рубцов). В одном из стихотворений А. Максаев признается:
В моей крови, как травы на косьбе,
Как запахи в живительном настое,
Слились восторги дымчатых степей
С их вековой печалью и раздольем.
Степь поэта прекрасна и многолика:
Есть на свете такой уголок,
Что в степной глухомани затерян,
Где туман –как пуховый платок,
А сады –перламутровый терем.
Лирика природы и любви занимает важное место в творчестве А. Максаева. Особая роль в ней принадлежит образу женщины. Поэт неизменно возвращается к нему, будь то любимая, мать, бабушка или женщина, покинутая любимым. Разные женские судьбы, разные грани женского характера привлекают поэта. Стихи о женщине пронизаны тонким психологизмом, стремлением за внешним увидеть глубоко скрыт.
Поэт постоянен в своих тематических и образных пристрастиях, отдавая, однако, дань и злободневности, и священной для сталинградской земли теме войны («Память»,«Поземками источены сугробы...», «Отцы», «Повзрослело мое поколенье...»,«Огненные годы», «Глядя с печалью вязкой...»).
Слайд 7Маргарита Агашина
Маргарита
Агашина, как никто другой, умела произносить в стихах свое собственное «я». Главным в творчестве М. Агашиной, во всех ее книгах, является нравственность и правда чувства.
...Война. И враг под Сталинградом.
И нету писем от отца.
А я стою себе с солдатом
У заснеженного крыльца.
Ни о любви, ни о разлуке
Не говорю я ничего.
И только молча грею руки
В трехпалых варежках его...
Ее прозаической стилистике свойственны те же ясность и простота, что и в поэзии. Никакого надуманного психологизма, выводов, умозаключений она себе не позволяет. От этого эффект еще острее, ведь речь идет о людях знакомых и близких не только ей, но огромному количеству потенциальных читателей. И еще одна агашинская особенность – забывая или намеренно опуская крупные событийные ряды ,она до мельчайших подробностей описывает детали пятидесятилетней давности, что создает эффект присутствия на месте события.