Презентация, доклад по литературе Образы Петра I и Петербурга в отрывке из поэмы А.С. Пушкина Медный всадник (7 класс)

Содержание

О ком так славно писали великие мыслители?

Слайд 1«Наша память хранит с малолетства весёлое имя ? » (А. Блок)

«Это солнце русской поэзии» (А.Одоевский)

«? есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет» (Н.В. Гоголь))

«Наша память хранит с малолетства весёлое имя ? » (А. Блок) «Это солнце русской поэзии» (А.Одоевский) «?

Слайд 2О ком так славно писали великие мыслители?

О ком так славно писали великие мыслители?

Слайд 3Что вам известно об этом великом поэте 19в.?
Читаем статью учебника (стр.

93-94)
Что вам известно об этом великом поэте 19в.?Читаем статью учебника (стр. 93-94)

Слайд 4Игра «Ассоциации» к словосочетанию «Медный всадник».

Игра «Ассоциации» к словосочетанию «Медный всадник».

Слайд 5Вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». Образы Петра I и

Петербурга в произведении.


Урок литературы в 7 классе

Вступление к поэме А.С. Пушкина  «Медный Всадник».  Образы Петра I и Петербурга в произведении.Урок литературы

Слайд 6Просмотр репортажа
«Выставка портретов Петра Первого открылась в Русском музее».

Каким видели Петра художники?

Просмотр репортажа«Выставка портретов Петра Первого открылась в Русском музее».Каким видели Петра художники?

Слайд 7История памятника
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в

Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
История памятникаМедный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря

Слайд 8История памятника
Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову

Петра лепила ученица Фальконе Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.

История памятникаКонная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе Мари-Анна Колло.

Слайд 9Жанр поэмы «Медный всадник»
«Происшествие, описанное в сей
повести, основано на истине.


Подробности наводнения
заимствованы из тогдашних
журналов. Любопытные могут справиться с известием,
составленным В.Н. Берхом».
А.С.Пушкин

А что такое поэма? Какие её характерные особенности?

Жанр поэмы «Медный всадник»«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов.

Слайд 10Поэма - один из жанров лиро - эпических произведений, в которой

есть сюжет, события, что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении.

*Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то как такового сюжета здесь нет.

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина

Поэма - один из жанров лиро - эпических произведений, в которой есть сюжет, события, что характерно для

Слайд 11А что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?
Почему он неоднократно

обращается к эпохе Петра I?
Чем объяснить его интерес к этой личности?

А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Петр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, кото­рый думал о судьбе России, «Россию поднял на дыбы». А.С. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, пред­принятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение при­чалило к берегам завоёванной Невы».

А что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?Почему он неоднократно обращается к эпохе Петра I?Чем объяснить

Слайд 12«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль

глядел….» (стр.98-100)

Прослушайте отрывок из поэмы

Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям?

Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государ­ства

«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел….» (стр.98-100)Прослушайте отрывок из поэмыКакие чувства

Слайд 13Словарная работа:
чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения челн – лодка полнощные страны – северные

страны из топи блат – из топи болот пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности) порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная
Словарная работа:чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения челн – лодка полнощные страны – северные страны из топи блат –

Слайд 14К какому жанру близко вступление?
Как он это подчёркивает?
Уже в 1

строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи исто­рической личности.

Ода - стихотворение восторженного характера .
Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы :
отсель, град, ветхий, полнощных; приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.
1.Авторское отношение: «Люблю тебя,Петра творенье».
2.Курсив: он; эпитет «дум высоких полн».
А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрепляет» личность героя - «он дум великих полн». Пётр дан на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать.

К какому жанру близко вступление? Как он это подчёркивает?Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении

Слайд 15Работа в парах
Выделение смысловых частей произведения.
Замысел Петра создать город на берегах

Невы.
Результат деятельности Петра через 100 лет- «Петра творенье»
Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.
Работа в парахВыделение смысловых частей произведения.Замысел Петра создать город на берегах Невы.Результат деятельности Петра через 100 лет-

Слайд 16 I тема.
Для чего Пётр I замыслил преобразования ?
Это историческая

необходимость.
Что нужно сделать в интересах государства ?
(Надо покорить природу, чтобы построить город – всё покорить ради государственных це­лей).
Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга -
исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю «назло надменному соседу» - Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.
? Каково значение строк:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово «флаги» употреблено вместо слов «корабли разных стран». Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного(«Отсель грозить мы будем шведу») называются метонимией.
I тема.  	Для чего Пётр I замыслил преобразования ?Это историческая необходимость.	Что нужно сделать в интересах

Слайд 17 2 тема.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что

было и что ста­ло.

2 тема.  Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что ста­ло.

Слайд 18Метод параллелизма - композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству.
Что

же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины?
Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодо­леть. Сила его творчества беспредельна! Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности

Метод параллелизма - композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству. Что же хотел сказать поэт, рисуя

Слайд 19III тема.
Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу? За что любит

поэт свой город?
Поэт любит город за его «строгий, стройный вид». Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит «Невы державное теченье», т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки.
Поэта восхищает «оград узор чугунный». Город уже в то время славился художе­ственными решётками садов и мостов.
Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости:это «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.
Петербург для Пушкина – олицетворение государственности
III тема. 	Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу? За что любит поэт свой город?Поэт любит город

Слайд 20Конфликт в литературном произведении.
Конфликт - это столкновение, борьба, на которых построено

развитие сюжета.
Какие конфликты можно выделить в отрывке?
1.Конфликт - человек и природа. Пётр I победил, потому что цели его общие, государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из «топи блат». Человек должен покорить природу, но природа будет мстить- наводнение.
2.Конфликт - столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ Петра здесь - символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.
За какие деяния вошёл Пётр I в историю?
Его детище - город Петербург, которому уже больше 300 лет! Это живой памятник, «краса и диво».

Конфликт в литературном произведении.	Конфликт - это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.	Какие конфликты можно выделить в

Слайд 21
Найдите средства художественной выразительности, которые использует поэт в отрывке для создания

образа города?
Найдите средства художественной выразительности, которые использует поэт в отрывке для создания образа города?

Слайд 22Образ Петербурга
Многочисленные олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей»,

«спящие громады», «заря … спешит».

Неожиданные эпитеты часто рождают оксюмороны, соединяя, казалось бы, несоединимые понятия: «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость».

Антитезы («недвижный» - «бег», «сумрак» - «блеск», «тьму ночную» - «золотые небеса», «девичьи лица» - «пирушки холостой») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию.

Автор использует метафору («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»).
Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» - мир вновь обретает пространство.

Пушкин создаёт свой Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество.
Образ ПетербургаМногочисленные олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря … спешит».Неожиданные эпитеты

Слайд 23Домашнее задание
Как поэт передаёт своё отношение к городу на Неве? Какие

художественные средства использует? (Выписать их).
Читать стр. 103-107
Домашнее заданиеКак поэт передаёт своё отношение к городу на Неве? Какие художественные средства использует? (Выписать их).Читать стр.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть