Слайд 1 Ф.М. Достоевский.
Роман «Преступление и наказание»
Слайд 2«…Этот город — не только герой русской литературы, но и автор
ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны»
С.Лурье
Слайд 3Великий русский поэт
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
в своей поэме «Медный всадник»
восхищался городом Петербургом:
***
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено- бледный, Скука, холод и гранит.
Слайд 4Николай Алексеевич Некрасов
(1821-1877)
выразил свое видение Петербурга в стихотворении «О
погоде»
***
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грязно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет...
Слайд 5Николая Васильевича Гоголя
(1809-1852)
Петербург поразил картинами глубоких общественных противоречий и
трагических социальных контрастов.
«Невский проспект». Художник Пискарев
«…О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! ... все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
Слайд 61.Н.В.Гоголь а) Город трагической красоты и безумия.
2.А.С.Пушкин
б) Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.
3.Н.А.Некрасов в) Город – призрак.
Мини - тест
Соотнесите автора и его видение Петербурга, отвечая на вопрос, каков Петербург у каждого писателя?
Ответ:
1.Н.В.Гоголь в) Город – призрак.
2.А.С.Пушкин а) Город трагической красоты и безумия.
3.Н.А.Некрасов б) Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.
Слайд 7Тема урока: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Цель урока: проанализировать
страницы романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей.
Слайд 8 Действие в романе происходит в 1865 году, в Петербурге проживало
539
122 жителей, было совершено 10121 преступление.
Слайд 9Словарь к теме:
Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью
показ «внутреннего человека» и «диалектики души».
Топонимика – совокупность географических названий какой-нибудь местности, страны.
Слайд 10«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду
известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»
Слайд 11«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов
Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»
Слайд 12«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе
Раскольникова
«чувство глубочайшего омерзения»
Слайд 14Жизнь «униженных и оскорбленных»
Слайд 15«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на
Неве
так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается
лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни,
так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое
его украшение (...) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего,
возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться
именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно
великолепную панораму...».
Слайд 16Случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же
самом месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
Слайд 17Пейзаж Петербурга
Темно, душно, грязно, пыль, «грязь, вонь и всякая гадость», «грязные
и вонючие дворцы домов Сенной площади». Вызывает чувство омерзения, общее в описании - впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения, одиночества.
Слайд 18Сцены уличной жизни
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя.
Мир петербургской жизни - мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Слайд 19«Невозможно не поверить в каждую из квартир Раскольникова, в каждую из
этих дворницких с двумя ступенями вниз, в эти тринадцать ступеней, ведущих к каморке Раскольникова... Произведения Достоевского рассчитаны на это ощущение доподлинности...».
Д. С. Лихачев
Слайд 20Адреса романа
адрес Раскольникова:
Средняя Мещанская, 19/15 (ул.
Гражданская)
адрес старухи-процентщицы:
Средняя Подьяческая, 15/104
адрес Сони:
Екатерининский канал, 13/73 (канал Грибоедова)
Слайд 21«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид
с своими желтенькими , пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот –вот стукнется головой о потолок.»
Слайд 22«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было
видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье»
Слайд 23«Через задний угол была протянута дырявая простыня. За ней ,вероятно, помещалась
кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван.»
Слайд 24«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного
четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»
Слайд 25
Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.
Желтая каморка Раскольник-ова
сарай с желтоватыми обоями у
Сони
Желтый
цвет в романе создает
ощущение болезненности, расстройства,
безысходности
Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича
Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку
Слайд 26Душа Петербурга = Душа Раскольникова
Сенная, закоулки, беднота,
мерзость, безобразие
Царственная Нева
Золотой Исаакий
«великолепная
панорама»
Красив, мечтатель,
романтик, гордый,
благородная и
сильная личность
Мысль об убийстве
Двойственность
(величие и холод)
Слайд 27Синквейн
Синквейн состоит из 5 строк:
Первая строка состоит из одного
слова-существительного, задающего тему;
Вторая строка состоит из 2 прилагательных, характеризующих заданную тему;
Третья строка состоит из 3 глаголов, характеризующих(по действию) заданную тему;
Четвертая строка состоит из предложения-вывода, характеризующего тему;
Пятая строка состоит из одного слова-существительного. Оно дает вашу характеристику заданной теме.
Слайд 28
Подготовиться к беседе:
Перечитать эпизоды:
ч.1 гл.1-4, 6-7, ч. 3, гл.5
2.Ответить на
вопросы:
-Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?
-Что несет обездоленным теория Раскольникова?
3.Написать творческую работу на тему: «История семьи Мармеладовых» (по желанию)
Домашнее задание: