Слайд 1ЖИТИЙНЫЙ ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2Цели урока:
Образовательные цели:
задача формирования основных умений и навыков
работы с текстом древнерусской литературы; дать понятие о жанре жития, раскрыть исторические основы «Жития Сергия Радонежского»;
Развивающие цели:
развитие познавательных процессов учащихся(память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие);
Воспитательные цели:
влияние на формирование мировоззренческих установок учащихся.
Слайд 3Древнерусская литература
Литература Древней Руси возникла в X веке и развивалась в
течение семи веков до Петровской эпохи.
Возникновение ДРЛ было подготовлено развитием языка, устным народным творчеством, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием христианства как единой религии.
В эпоху Киевской Руси происходило становление русской национальной литературы, складывались её традиции, формировались жанры.
Слайд 4Жанры древнерусской литературы
Слайд 5ЖИТИЕ(«ЖИЗНЬ»)-
ЭПИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, РАССКАЗЫВАЮЩЕЕ О ЖИЗНИ
ИСТОРИЧЕСКИХ, ЦЕРКОВНЫХ ИЛИ КНЯЖЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ, ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ДОКАЗАВШИХ ПРЕДАННОСТЬ ХРИСТИАНСКИМ ЗАПОВЕДЯМ И НЕ СОГРЕШИВШИХ В СВОЕЙ ЖИЗНИ.
Слайд 6Цель жития: Задача жития:
поучительное
воздействие на читателя
Показать святого, который соответстствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое.
Слайд 7Развитие жанра жития
Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии
и появились на Руси в к. Х - н. ХI в.
В ХIV-XV вв. сложились традиции жанра в русской литературе.
Слайд 8КОМПОЗИЦИЯ ЖИТИЯ
Детство святого
Подвижническая жизнь
Кончина святого
Краткое упоминание о родителях
Похвала святому
Слайд 10О господе нашем Иисусе Христе сыне божьем, я ничтожный, грешный и
неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода. Слышал я о нём от отцов своих и сам был свидетелем деяний его, а потому рад был поведать о его праведной и славной жизни…
Слайд 11Родился князь Александр по божьей воле от отца – благочестивого, кроткого
и милостивого, великого князя Ярослава, от матери – благочестивой Феодосии.
Слайд 12Рост его был выше других людей, голос его – как труба
в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана.
Слайд 13Так и князь Александр, - везде побеждая, был непобедим.
Слайд 14И слышал это король от страны полуночной, о таком мужестве князя
Александра Ярославича, и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову».
И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полками своими и пошёл в силе великой, злопыхая духом ратным.
Слайд 15Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошёл в
церковь святой Софии, пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами богу.
Слайд 16Когда стало светать увидел Пелгуй шум страшный на море и увидел
судно, плывущее по морю, а посреди судна – Бориса и Глеба в в одеждах червлёных, держащих руки на плече друг у друга. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру».
Слайд 17Когда вскоре пришёл князь Александр, Пелгуй с радостью встретил его и
ему одному поведал о видении. Князь же сказал ему: «Никому не рассказывай об этом». И решил он напасть на врагов в шестом часу дня.
Слайд 18На третий год, когда стали немцы приближаться , князь Александр собрал
войско и пошёл навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере – многое множество.
И победил Александр врагов помощью божьей, и обратились они в бегство. Прославил тут бог великого князя Александра перед всеми полками.
Слайд 19И возвратился князь Александр после победы со славой великою. Многое множество
пленных было с ними. Встретили его у города игумены со крестами и попы в ризах, многие жители городские, хваля бога и славя господина великого князя Александра.
Слайд 20В это же время объявился в стране восточной некий царь сильный,
покорил ему бог многие народы от востока до запада. Посоветовался Александр с дружиной, благословил его епископ Кирилл, и поехал он к тому царю. Посмотрел на него царь Батый, подивился и сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его».
И отпустил его с великой честью.
Слайд 21Некогда же пришли послы из Рима от папы и так говорили
князю Александру: «Папа слышал, что ты князь славный и храбрый и что земля твоя велика. Того ради послал я к тебе от 12 моих кардиналов двух искуснейших, Агалдада и Гемонта, да послушаешь ученья их о законе божьем».
И сказал князь Александр: «Учения вашего мы не примем».
Они же возвратились восвояси.
Слайд 22Князь же Александр, возвращаясь от иноплеменников, остановился в Новгороде Нижнем и
пробыл здесь несколько дней, а когда дошёл до городка – разболелся.
Слайд 23И так с миром передал господу дух свой, скончался месяца ноября
в 14-й день, на память святого апостола Филиппа.
Слайд 24Святое же тело его понесли ко Владимиру. Митрополит со всем чином
церковным, князья, бояре, и весь народ от мала до велика встретили тело его в Боголюбове со свечами и кадилами.народ теснился, желая приступить ко гробу его.
Слайд 25И положили честное тело его в церкви Рождества богородицы месяца ноября
в 23-й день, на память епископа Амфилохия, со псалмами и песнопениями, славя отца и сына и святого духа. Аминь
Слайд 27«Повесть о Шемякином суде»
Демократическая литература XVII – XVIIIв. – литература, которая
создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, смысле жизни.
Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Выражение «шемякин суд» употребляется в значении: неправый, несправедливый суд.
Слайд 28
Кто герои повести?
Каков сюжет? Сколько можно выделить частей?
Кого высмеивает повесть?
Какие приёмы
сатирического произведения используются в повести?
Слайд 29«ЖИТИЕ
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
Житие написано в XV в. Епифанием
Премудрым. Оно создано в торжественно-панегирическом стиле «плетение словес». Житие даёт полное представление об идеальном человеке с точки зрения автора.
Слайд 30Работа с текстом жития
Задание по группам:
- 1 группа: анализ
начала текста, о чём оно повествует; композиция жития;
- 2 группа: в чём особенность пейзажа, на котором развиваются события;
- 3 группа: что удивляет в характере Сергия.
Слайд 31Индивидуальное задание по тексту жития
Восстановите по тексту путь превращения Варфоломея в
святого(составьте цитатный план)
Нарисовать иллюстрацию к произведению «Житие Сергия Радонежского»
Слайд 33Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Сергей Радонежский – воплощение национального нравственного идеала»
Слайд 34Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства
Примером
своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее... При имени Преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое...
Слайд 36Список литературы
- Г. И. Беленький Читаем , думаем, спорим... 8 класс
-
И. В. Золотарева, Т. А. Крысова Поурочные разработки по литературе 8 класс