Презентация, доклад по литературе на тему Языковые средства создания комического

Содержание

Несоответствие как основа комического Юнкер Шмидт. Вянет лист. Проходит лето. Иней серебрится. Юнкер Шмидт из пистолета Хочет застрелиться. Погоди, безумный, снова

Слайд 1Языковые средства создания комического
Подготовила преподаватель русского языка и литературы ОГБПОУ «Костромской

колледж бытового сервиса» Иутинская Галина Ивановна
Языковые средства создания комическогоПодготовила преподаватель русского языка и литературы ОГБПОУ «Костромской колледж бытового сервиса» Иутинская Галина Ивановна

Слайд 2Несоответствие как основа комического
Юнкер Шмидт.
Вянет

лист. Проходит лето.
Иней серебрится.
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.
Погоди, безумный, снова
Зелень оживится!..
Юнкер Шмидт! Честное слово
Лето возвратится!
Козьма Прутков.
Несоответствие как основа комического  Юнкер Шмидт.    Вянет лист. Проходит лето.

Слайд 3Неожиданность – одно из средств создания комического, которое может передавать разные

чувства, например, страх.

Поток – богатырь.
Шеромыжник, болван, неучёный холоп!
Чтоб тебя в турий рог искривило!
Поросёнок, телёнок, свинья, эфиоп,
Чёртов сын, неумытое рыло!
Кабы только не этот мой девичий стыд,
Что иного словца мне сказать не велит,
Я тебя, прощелыгу, нахала,
И не так бы ещё изругала!
А. К. Толстой.

Неожиданность – одно из средств создания комического, которое может передавать разные чувства, например, страх.

Слайд 4Гипербола – троп, заключающийся в комическом усилении интенсивности свойств(признаков) предмета, явления,

процесса.

Напугал до смерти; кошмарный беспорядок в квартире; сто раз слышал; тысячи извинений!
У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть, их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

Гипербола – троп, заключающийся в комическом усилении интенсивности свойств(признаков) предмета, явления, процесса.Напугал до смерти; кошмарный беспорядок в

Слайд 5Несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения.
Комический эффект создаётся тогда, когда высокими

книжными словами говорится о незначительном явлении или, наоборот просторечными словами – о чём-то важно. А. К. Толстой рассказал об истории государства Российского сниженным языком.

…Умре Владимир с горя, Порядка не создав, За ним стал княжить вскоре Великий Ярослав.
Оно, пожалуй, с этим Порядок бы и был, Но из любви он к детям Всю землю разделил.
Плоха была услуга, А дети, видя то, Давай тузить друг друга: Кто как и чем во что!
Узнали то татары: «Ну, - думают, - не трусь!» Надели шаровары, Приехали на Русь.

Несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения.Комический эффект создаётся тогда, когда высокими книжными словами говорится о незначительном явлении

Слайд 6Юмор
Повесть Гоголя «Вечера на хуторе близ Деканьки». Это совсем другой смех

– светлый, весёлый. Нам весело читать про Вакулу, который сумел оседлать черта и добыть своей любимой царские черевички. Смеясь над Вакулой, мы видим за неуклюжестью и робостью героя его прекрасную душу, готовность совершить подвиг ради любви.
ЮморПовесть Гоголя «Вечера на хуторе близ Деканьки». Это совсем другой смех – светлый, весёлый. Нам весело читать

Слайд 7Сатира
Герои повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Шариков, превращённый из собаки

в человека, не обрёл главного, что отличает человека от животного, - творческого духовного начала, но тем не менее отстаивает свои «права» на материальное благо. Писатель смеётся над своим персонажем, это смех горький, гневный, но он вселяет не безнадёжность, а понимание того, что человек жив не хлебом единым, что есть высшие ценности, без которых нельзя жить.
СатираГерои повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Шариков, превращённый из собаки в человека, не обрёл главного, что

Слайд 8Вводные конструкции как средство создания комического
Вводные конструкции как элемент экспрессивного синтаксиса

играют важную роль в структуре художественного текста.
Они оказываются тесно связанными с содержанием высказывания, выражая различные аспекты субъективного отношения говорящего к сообщаемому, а также организуя коммуникативный контакт говорящего и адресата.
Это и позволяет вводным единицам вносить в текст различные эмоциональные оттенки, в том числе – создавать комический эффект.

Вводные конструкции как средство создания комическогоВводные конструкции как элемент экспрессивного синтаксиса играют важную роль в структуре художественного

Слайд 9 Комический эффект при использовании вводных конструкций обычно связан с некоторым

противоречием между ними и основным контекстом. Такое противоречие может носить логический характер.

По виду - лет сорока с лишним.
Рот какой - то кривой. Выбрит гладко.
Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему – то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом – иностранец.
М. Булгаков.

Комический эффект при использовании вводных конструкций обычно связан с некоторым противоречием между ними и основным контекстом.

Слайд 10С помощью вводного слова также может актуализироваться банальное утверждение, мотивировка которого

в последующем контексте позволяет развить комический эффект.

Моя же бабушка, ещё того чище, родилась в 1836 году… Конечно, вряд ли Пушкин мог её нянчить, тем более она жила в Калуге, а Пушкин, кажется, там не бывал, но всё - таки можно допустить эту волнующую возможность, тем более что он мог бы, кажется, заехать в Калугу повидать свих знакомых.
М. Зощенко. В пушкинские дни.

С помощью вводного слова также может актуализироваться банальное утверждение, мотивировка которого в последующем контексте позволяет развить комический

Слайд 11Остроумие т.е. находчивость, изобретательность в высказываниях и поступках.
Однажды Аристотеля спросили: «

Почему завистники всегда чем то огорчены, озабочены?» - « Потому что их тяготят не только собственные неудачи, но и чужие успехи», - ответил философ.
Польский сатирик С. Е. Лец пишет: - Наверное, это очень трудно – выдумать всё из головы? – спросила она меня.
-Трудно,- ответил я,- но думаю, что из ноги было бы ещё труднее.

Остроумие т.е. находчивость, изобретательность в высказываниях и поступках.Однажды Аристотеля спросили: « Почему завистники всегда чем то огорчены,

Слайд 12Каламбур – использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов для создания

комического эффекта.

Преданность вечно была в характере русского люда. Кто ли не предан теперь? Ни одного не найдёшь. Каждый, кто глуп или подл, наверное, предан престолу; Каждый, кто честен, умён, предан, наверно, судьбе.
С. Шевцов.
Краткая биография.
И так,
И сяк,
Иссяк.
А. Б. Раскин

Каламбур – использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов для создания комического эффекта. Преданность вечно была в

Слайд 13 Алогизм-нарушение смысловой сочетаемости слов, перестановка признаков.

«перевёртыш»
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота!..
«Ревизор», когда Городничий произносит:
Пусть каждый возьмёт в руки по улице… чёрт возьми по улице! - по метле!






Алогизм-нарушение смысловой сочетаемости слов, перестановка признаков.        «перевёртыш»  Ехала

Слайд 14Фантастика-мир причудливых представлений и образов, рождённых воображением на основе усвоенных ранее

фактов реальной жизни.

Как чёрт, обжигаясь, схватил обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывало побежал дальше.
Ночь перед Рождеством.

Фантастика-мир причудливых представлений и образов, рождённых воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни.  Как чёрт,

Слайд 15Ирония-(троп) осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одно из

форм отрицания.

Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречия между ними, тем сильнее ирония.
Ирония чаще всего имеет место в высказываниях, содержащих положительную оценку: «Отколь, умная, бредёшь ты, голова?»
И.А. Крылов

Ирония-(троп) осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одно из форм отрицания.Отличительным признаком иронии является двойной

Слайд 16Одним из средств создания комической окраски персонажа является изображение того, как

и что он говорит – речь героя.

- Вот что, - сказал он наконец, - так жить нельзя… - Хо-хо, - сказала Эллочка, садясь на новый стул. -Нам надо разойтись. -Подумаешь! -Мы не сходимся характерами. Я… -Ты толстый и красивый парниша. -Сколько раз я просил не называть меня парнишей! -Шутить! -И откуда у тебя этот идиотский жаргон! -Не учите меня жить! -О, чёрт! – крикнул инженер. -Хамите, Эрнестуля. -Давай разойдёмся мирно. -Ого!

Одним из средств создания комической окраски персонажа является изображение того, как и что он говорит – речь

Слайд 17«Говорящие» имена - имена и фамилии, которые вводятся в произведения для

того, чтобы показать своего литературного противника

Пародисты переиначивали фамилию своего литературного противника так, что она становилась средством насмешки.
Пушкин назвал Фаддея Булгарна-беспринцыпного писателя, известного своими доносами, -Авдеем Флюгариным.

«Говорящие» имена - имена и фамилии, которые вводятся в произведения для того, чтобы показать своего литературного противникаПародисты

Слайд 18Пословицы и афоризмы.
Пословицы – Краткое, устойчивое в речевом обиходе, изречение, обладающая

способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии.
«Добро творить – себя веселить»; «Бабе - красна, мужу – соха»; «Учение и труд - всё перетрут»; «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»; «Что посеешь, то и пожнёшь»; «Век живи, век учись»; «Трус своей тени боится».

Афоризмы – обобщённая, глубокая мысль определённого автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме.
«Остроумие – это дерзость, получившая образование»(Аристотель); «Религия есть опиум народа»(К. Маркс.); «Каждый слышит только то, что он понимает» (.И. Гёте.)

Пословицы и афоризмы.Пословицы – Краткое, устойчивое в речевом обиходе, изречение, обладающая способностью к многозначному употреблению в речи

Слайд 19Пародийные афоризмы.
Никто не обнимает необъятного.
Если у тебя есть фонтан, заткни его:

дай отдохнуть и фонтану.
Не всё стриги что растёт.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол» не верь глазам своим.

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, - иначе такое бросание будет пустою забавой.
Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но лёгкое занятие.
Не ходи по косогору – сапоги стопчешь!

Пародийные афоризмы.Никто не обнимает необъятного.Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.Не всё стриги

Слайд 20Эпиграмма – небольшое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явления.
Лук звенит,

стрела трепещет, И, клубясь, издох Пифон; И твой лик победой блещет, Бельведерский Аполлон! Кто ж вступился за Пифон, Кто разбил твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан.
А. С. Пушкин.

Окогченная летунья, Эпиграмма-хохотунья, Эпиграмма-егоза Трётся, вьётся средь народа, И завидит лишь урода - Разом вцепится в глаза.
Е. А. Баратынский.

Эпиграмма – небольшое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явления.Лук звенит, стрела трепещет,  И, клубясь, издох

Слайд 21 Козьма Прутков

Древний греческой старухи, если б она домогалась моей любви.

Подражания Катуллу.
Отстань, беззубая! Твои противные ласки!
С морщин бесчисленных искусственные краски,
Как известь, сыплются и падают на грудь…
Припомни близкий Стикс и страсти позабудь!
Козлиным голосом не оскорбляя слуха,
Замолкни, фурия! При крой, прикрой, старуха,
Безвласую главу, пергамент жёлтых плеч
И шею, коею ты мнишь меня привлечь!
Разувшись на руки надень свои сандальи;
А ноги спрячь от нас куда-нибудь подалей!
Сожжённый в порошок, тебе уже давно
Давно в урне глиняной покоиться должно.


Козьма Прутков

Слайд 22Заключение.
Для создания комического используются языковые средства, основанные на неожиданности: остроумие, каламбур,

алогизм – нарушение смысловой сочетаемости слов, употребление просторечия при изображении значительных явлений или «высокого» слога при изображении обыкновенных явлений, гипербола, фантастика, ирония, неправильности речи персонажа, "говорящие" имена и фамилии. Различные виды комического – например, афоризм, эпиграмма – основаны на меткой характеристике какого-то несоответствия, на неожиданности.
Заключение.Для создания комического используются языковые средства, основанные на неожиданности: остроумие, каламбур, алогизм – нарушение смысловой сочетаемости слов,

Слайд 23Список использованной литературы:
Учебник по Русской словесности под редакцией Р. И. Альбеткова.

Москва, издательство «Дрофа» 2007г.
М. Н. Кулаковский. Вводные конструкции как средство создания комического. Москва, издательство «Дрофа» 2005г.
Античные теории языка и стиля/ под общ. Ред. О.М. Фрейденберг. М.; Л.;1986г
Юмор в произведении А. П. Чехова/ под редакцией Д. А. Собитовой.
Список использованной литературы:Учебник по Русской словесности под редакцией Р. И. Альбеткова. Москва, издательство «Дрофа» 2007г.М. Н. Кулаковский.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть