Слайд 1Высоцкий В.С.
(1938 – 1980 гг.)
Я освещён, доступен всем глазам
Чего мне ждать:
затишья или бури?
Я к микрофону встал, как к образам.
Нет-нет, сегодня точно - к амбразуре.
Слайд 2Мы все родом из детства
На Большом Каретном
«С чего началась моя актёрская
карьера?..»
Театр на Таганке
«Любовь – вечно любовь»
«Я хочу петь для вас!»
«Отравлен кинематографом навек»
Оскал смерти
Народный поэт
Владимир Высоцкий: Жизнь и творчество
Слайд 3Мы все родом из детства
В этой песне-стихе и реальность, и ирония,
и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей. Когда началась война, Володе было три года, но он не по годам стойко переносил все тяготы военного быта с 1941 по 1947 Владимир вместе с матерью жил в эвакуации в городе Бузулуке Оренбургской области. …
Нина Максимовна была театралкой, в смысле того, что очень любила театр. Ещё в военные годы она стала ходить с сыном в театр, на балет. Возвращаясь оттуда, Володя часто перед зеркалом пытался кого-то изобразить, прыгал, выделывал замысловатые пируэты. Позже на одной из своих встреч-концертов, вспоминая о детстве, он расскажет:
- У меня в семье никого не было никого из актёров и режиссёров, короче говоря, никого из людей искусства. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати-четырнадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству…
В январе 1947 Высоцкий вместе с отцом и его второй женой Евгенией Степановой переезжает в ГДР по месту службы отца. Здесь он продолжает учёбу, занимается музыкой, обучаясь игре на фортепьяно. В 1949 Володя вернулся в Москву и продолжил учёбу в 186 школе. Надо сказать, что в школьные годы Владимир увлекался литературой, особенно поэзией «серебряного века», в 10 классе он стал заниматься в драмкружке и именно в школьные годы Высоцкий обретает настоящих друзей, с которыми сохранит прекрасные отношения на всю свою жизнь.
Холодным зимним днём 25 января 1938 в Москве родился Владимир Высоцкий. Из роддома на Третьей Мещанской улице мать Нина Максимовна и дядя Алексей Владимирович принесли будущего поэта, артиста и певца на Первую Мещанскую. Здесь, в коммуналке долгие годы и жил Высоцкий. Отец Владимира Высоцкого, Семён Владимирович, родился в 1915 в Киеве. В 30е он приехал в Москву. Семён Владимирович прошёл Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. Затем окончил Военную академию связи, служил в различных гарнизонах и ушёл в отставку в звании полковника. Нина Максимовна познакомилась с Семёном Владимировичем в середине 30х, во время его учёбы в Москве. Поженились. Родился Володя. И хотя их совместная жизнь не сложилась, встречу этих двух людей, давших жизнь такому человеку как Владимир Высоцкий, нельзя назвать несчастливой. Первые годы жизни Володи прошли в многоквартирной коммуналке на Первой Мещанской. О доме и обстановке тех лет Владимир Высоцкий позднее написал в «Балладе о детстве» (1975).
Слайд 4На Большом Каретном
Замечательная компания на Большом Каретном, о которой позже не
раз будет вспоминать Владимир Высоцкий на своих лекциях-концертах, образовалась в конце 50-начале 60х годов. Появилась она, конечно, спонтанно, но, впрочем, вполне закономерно, на основе сближения двух разновозрастных групп. Одна из них состояла из одноклассников и одногодков Владимира Высоцкого. Это Игорь Кохановский, Яша Безродный и Аркадий Свидерский. Вторая группа – это Левон Кочарян, его друзья и знакомые. Позже здесь, на квартире Кочаряна встречались Василий Шукшин, Андрей Тарковский и многие другие, чьи имена теперь известны всей стране.
…К окончанию школы Владимир решительно заявил родителям: хочу в театральный, но вся семья была против. Все родственники уговаривали Володю оставить мечту о театральной карьере и, чтобы всегда иметь кусок хлеба, стать «нормальным советским инженером». Под таким давлением Высоцкий решил поступить в технический вуз на механический факультет вместе со своим одноклассником и другом Игорем Кохановским. Первое время друзья радовались своему поступлению и достаточно много прогуливали. Высоцкий ходил на занятия, как на каторгу. Только общение с сокурсниками, на которых он с удовольствием писал эпиграммы и пародии, нравились в МИСИ Высоцкому. Наступила первая сессия. К новому, 1956 году Игорь и Владимир сдали все зачёты, кроме черчения. До экзамена оставалась пара дней, а работа не готова! Они сидели в большой комнате у Нины Максимовны, разделив стол книжками, пили кофе, чтобы не уснуть, и делали чертежи. Кохановский закончил работу первым и, глянув на «художества» Высоцкого, расхохотался на месте чёткого алфавитного шрифта расплылась клякса. Володя стоял рядом, смотрел на чертёж, понимая, что, конечно, у него не примут, затем он вылил остатки кофе из чашки на чертёж и сказал:
- Я в этот институт больше не хожу!
Этот решительный поступок, уход из престижного института, стал первым шагом Владимира Высоцкого на пути к профессии актёра.
…Но вернёмся на Большой Каретный. В этой компании многие любили петь, играли на гитаре. Исполняли народные песни, романсы, военные песни, так называемые блатные. На долгие годы квартира на Большом Каретном стала для Высоцкого вторым домом. Память о том весёлом времени сохранилась в песнях артиста: «Большой Каретный», «Мой друг уехал в Магадан».
Закончить рассказ о компании на Большом Каретном хочется словами самого Высоцкого, сказанными им на одном из концертных выступлений:
-…Это было самое запоминающееся время моей жизни. Позже мы все разбрелись, растерялись... Но всё равно я убеждён, что каждый из нас это время отметил…
Слайд 5«С чего началась моя актёрская карьера?..»
После поступления в школу-студию при МХАТе
начался долгий путь Владимира Высоцкого к актёрскому мастерству. В его личном деле можно прочитать: «Слух – хороший, ритм – хороший, певческого голоса – нет». По воспоминаниям тех, кто учился с Владимиром Семёновичем в студии, его голос считали глухим, сиплым, не имеющим каких-либо вокальных перспектив, да и на своём курсе Высоцкий не выделялся как актёр, а отличался тем, что был остроумным человеком, создателем большинства капустников и прекрасным пародистом. На курсе к Владимиру всегда обращались, если надо было написать, как он говорил, «художественные слова на бумаге» На одном из своих поздних концертов-встреч Высоцкий рассказывал:
- В театральном училище я писал громадные «капустники», на полтора-два часа. Мы делали свои тексты и на студийные темы, и на темы дня, то есть я всегда писал комедийные вещи и всегда с серьёзной подоплёкой.
Два курса Владимир Высоцкий был «комик» и вдруг на экзамене за третий курс поразил преподавателей и студентов драматической ролью Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Достоевского. Итак, Владимир Высоцкий в 22 года заканчивает актёрское отделение школы-студии МХАТ. В его личном деле есть запись: постановлением Государственной экзаменационной комиссии от 20 июня 1960 года присвоена квалификация актёра драмы и кино. После окончания студии МХАТ Владимир Высоцкий почти четыре года «шёл» к своему Театру на Таганке. Это было очень сложное для него время, пережить которое ему помогли пережить, прежде всего, многочисленные друзья, а также упрямое желание найти свой актёрский путь. Позже на концертах он довольно кратко и сухо будет вспоминать об этом:
- Закончил студию в числе нескольких лучших учеников, стал выбирать театр. Тут у меня была масса неудач, на мне не хочется…об этом говорить. Меня приглашали туда-сюда, а я выбрал Московский театр Пушкина – худший вариант, как оказалось, из всего, что мне предлагали…Я оттуда ушёл, начал бродить по разным театрам, работал в Театре миниатюр – меня оттуда прогнали, поступил в «Современник», снимался в кино в маленьких ролях, снова вернулся в театр Пушкина, а потом, когда организовался театр на Таганке, я стал в нём работать.
Слайд 6Театр на Таганке
В 1964 Владимир Высоцкий был принят в труппу Московского
театра драмы и комедии на Таганке. Здесь он проработал до конца жизни и стал актёром ведущего состава. В этом театре он сыграл около 30 ролей в 15 спектаклях. Особую известность ему принесли роли Хлопуши, Лопахина, Свидригайлова. Высоцкий был единственным исполнителем роли Гамлета в одноимённом романе Шекспира. Именно здесь он нашёл новые пути совершенствования своего поэтического таланта, почувствовал, что не только ему необходим театр, но театр нуждается в нём – актёре, певце и поэте. Владимир Высоцкий был необходим Театру на Таганке, его популярность как исполнителя песен ширилась с каждым днём, и с каждой ролью он вырастал профессионально. Главный режиссёр многое прощал Высоцкому: неявку на репетиции по причине «болезни», отъезды на съёмки в кино, концертные выступления…Он действительно стал великим – поэтом, певцом и артистом! Но это величие было в нём уже тогда, в конце 60х-70м. Несмотря на официальное непризнание музыкального и поэтического дарования Владимира Высоцкого, народ, причём самый разноликий его любил. Произвольно тиражировались магнитофонные записи, на встречах-концертах залы были переполнены, люди шли в Театр не Таганке не только посмотреть новую постановку, но и увидеть и услышать Высоцкого. После смерти Высоцкого распространились два мнения, причём совершенно противоположных: в Театре на Таганке его любили, поддерживали и второе – его не любили, завидовали, обсуждали и осуждали. Наверное, было и то и другое. Когда он появился в Театре на Таганке в новом, только развивающемся коллективе, недавно отовсюду выгнанный, не принятый ни в «Современник», ни в кино, ни на телевидение – Высоцкого любили. Сколько он продержится здесь, на Таганке?.. Неделю?.. Месяц?.. Год?.. Такому обязательно надо помочь, спасти, вытащить!.. Но шли годы, а Высоцкого из театра не выгоняли, мирились с его сложным, взрывным характером, да и сам он не пошёл по уготованному пути неудачника – играл поразительно и режиссёр давал ему ведущие роли. И мало того, со временем репертуар театра стал строится под Высоцкого! Вот тут-то как не появиться нелюбви и зависти?.. Последней театральной работой Владимира Семёновича стала роль Свидригайлова. Начал он свою игру на сцене с великого произведения Достоевского «Преступление и наказание» и закончил персонажем этого же романа. В одном из своих ранних выступлений в Киеве (1971) Владимир Высоцкий говорил:
- Когда спрашивают меня, уйду ли я из театра, я могу совершенно точно ответить, что этого никогда не произойдёт.
Его слова оказались пророческими: хотя он не раз решал расстаться с Театром на Таганке, писал заявления об уходе, брал длительный отпуск, он до последних дней жизни не покинул театральные подмостки. Замечательный актёр, завоевавший любовь и восхищение миллионов зрителей, навсегда остался в душах и памяти признательных современников
Высоцкий в роли Гамлета
Слайд 7«Любовь – вечно любовь»
Владимир Высоцкий очень редко касался в своих публичных
выступлениях и интервью вопросов о личном. И совсем не оттого, что он был скрытен или ему нечего было поведать публике:
Я любил и женщин, и проказы:
Что ни день, то новая была.
И ходили устные рассказы
Про мои сердечные дела…
- просто Владимир Семёнович считал необходимым, полезным больше говорить о творчестве, а не давать пищу для сплетен. Женщины Высоцкого любили. Многие его друзья вспоминали, что стоило в компании появиться красивой девушке, Владимир брал в руки гитару и пел, веселил всех, пока красавица не обращала на него внимания.
Владимир Высоцкий был женат три раза.
Знакомство Владимира Высоцкого с первой женой Изольдой Жуковой произошло в 1956 в театральной студии МХАТа. Он только поступил туда учиться, когда Иза была на третьем курсе, а уже в 1957 Высоцкий приводит свою будущую жену к себе домой на Первую Мещанскую. Сначала брак Высоцкого и Изы был гражданским, ей надо было получить развод от первого мужа, что было достаточно сложным в то время и требовало убедительных причин. Понятно, что родители Владимира очень осторожно отнеслись к их союзу. После окончания студии МХАТ в 1958 Иза была приглашена на работу в Киевский театр, уехала туда и два года они с Володей были то врозь, то вместе, используя любую возможность, чтобы увидеться. Даже после расставания Владимир и Изольда сохранили хорошие дружеские отношения. Он всегда отзывался о ней как об интеллигентной, доброй женщине. Она во время приездов в Москву ходила на его спектакли в Театре на Таганке, бывала на концертах, открыв к этому моменту мир песен Высоцкого.
Вторая жена Владимира Высоцкого и мать его двух сыновей – Аркадия и Никиты – Людмила Абрамова. Известно, что Владимир Высоцкий неоднозначно относился к появлению детей: их жизнь с Людмилой Абрамовой в первые годы была материально и по-бытовому неустроенной. После рождения сыновей – несмотря на то, что Высоцкий всё же радовался их появлению, любил, все основные заботы о воспитании детей взяла на себя Людмила, пожертвовав карьерой актрисы. Уже после того как они разошлись, Людмила в одном из своих интервью скажет:
- Сейчас я очень много про Володю знаю. Знаю, что за время, когда он был женат на мне, у него были и другие женщины… По-настоящему Володя, думаю, был влюблён один раз. В Марину.
Слайд 8«Любовь – вечно любовь»
С Мариной Влади они встретились, когда им было
по двадцать девять. Любовь вспыхнула не сразу, но осталась до последних дней. Познакомились они в 1967 году. Она к тому времени была довольно известной в СССР французской актрисой. По происхождению Марина русская. Впервые она увидела Высоцкого в Театре на Таганке. Последующие встречи с Владимиром Высоцким очень скоро переросли в любовь. О ней, а также о двенадцатилетней семейной жизни Марина Влади рассказала в своей книге «Владимир или Прерванный полёт». Первые шесть лет их совместной жизни Владимир Высоцкий не выезжал из своей страны, и, когда Марина уезжала в Париж были постоянные, долгие разговоры по телефону, они писали друг другу. У Владимира Высоцкого много песен, стихов о любви, посвящены они, конечно, не только Марине Влади, но надо признать, что лучшее навеяно чувствами к ней, многое написано, когда она была рядом. Высоцкий романтик, но слог его твёрд и ёмок:
Я поля влюблённым постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу и значит – я люблю!
Я люблю и значит – я живу!
(«Баллада о любви». 1975)
После смерти Владимира Высоцкого Марина Влади позаботилась о сохранении творческого наследия мужа. Он писал для своей страны и всё должно было остаться в России. Рукописи его Марина передала в Центральный государственный архив литературы и искусства. Это стихи, проза, записки, сценарные наброски, которые легли в основу полного собрания сочинений Владимира Семёновича Высоцкого – певца, композитора, поэта и литератора.
Слайд 9«Я хочу петь для вас!»
Когда же появилась первая гитара у Владимира
Высоцкого, и как он научился играть на ней?.. Сведения разноречивы. Родители Высоцкого в воспоминаниях говорят о том, что к своему семнадцателетию он уже играл на гитаре, научившись нехитрым аккордам у дворовых ребят. Однокурсники же его по студии утверждают, что до четвёртого курса никаких песен в исполнении Владимира не слышали, хотя он немного бренчал на гитаре во время студенческих сборищ, аккомпанируя другим. Сам Владимир Высоцкий в одном из своих интервью говорил о появлении гитары и том, что заставило его всерьёз заняться музыкой:
- Вы знаете, гитара появилась совсем случайно и странно… Я давно, как все молодые люди, писал стихи. Гитара появилась так: вдруг я однажды услышал магнитофон, тогда они были совсем плохие, не то, что сейчас. Я услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал, - это был Булат (Окуджава). И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу, тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка. И если это не ложилось на этот ритм, я тут же менял ритм и увидел, что даже работать это помогает, то есть даже сочинять с гитарой. Поэтому многие люди называют это песнями. Я не называю это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль, под какую-нибудь ритмичную основу… Вот из-за этого появилась гитара.
В начале 60х годов Высоцкий написал первые свои стихи-песни и через несколько лет произошло невиданное за всю историю русского, советского искусства явление – человек стал знаменит на всю страну без помощи средств массовой информации. Не было ни афишных объявлений, ни поддержки радио, телевидения и прессы; песни Высоцкого распространялись, стихийно переписываемые с одной магнитофонной плёнки на другую. Качество записи было ужасным, появилось множество подделок «под Высоцкого». Владимир Высоцкий скажет о своих первых песнях:
- Первые мои песни – дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, ещё их почему-то называют «блатными». Это такая дань городскому романсу, к тому времени был забыт. Эти песни были бесхитростные, была, вероятно, в то время потребность в простом общении с людьми, в нормальном упрощённом разговоре со слушателями. На них обязательно были следы торопливости, это мои мысли, которые я привозил из поездки, а рифмовал их для простоты, чтобы не забыть. В каждой из первых песен была одна, как говорится, но пламенная страсть: в них было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям…
Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя там я много писал о тюрьмах и заключённых. Мы дети военных лет, выросли все во дворах в основном. И, конечно, эта тема мимо нас пройти не могла…
Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении, в поисках удачного слова, строчки.
Почему мои песни стали известны? Вот так скажем: потому что в них есть дружественный настрой, есть мысленное обращение к друзьям. Мне кажется, в этом секрет моих песен – в них есть доверие.
Слайд 10«Я хочу петь для вас!»
Несколько лет магнитофонные записи с песнями Высоцкого
стихийно распространялись по стране. Он стал выступать перед студентами, сотрудниками институтов, пел на заводах, фабриках, сельхозпредприятиях. Долгое время власти как бы не замечали песенного творчества Высоцкого, относились к его популярности в народе по пословице «Чем бы дитя ни тешилось…» Среди партийных чиновников были любители бардовской музыки и им льстило, что они «как все» увлечены блатными, народными песнями, стоило бы поэту чуть-чуть покривить душой – воспеть партию или восхвалить грандиозные планы построения светлого коммунистического общества и его бы, Высоцкого, обласкали, приблизили к самому высокому пьедесталу. Но Владимир Высоцкий не усел идти на компромиссы, любая сделка с собственной совестью заставляла его страдать. Власть «проснулась» в 1968, когда Владимир Высоцкий стал писать на только так называемые дворовые песни. Он создал ряд потрясающих песен о войне, вышли фильмы с его песнями: «Я родом из детства», «Вертикаль». Но машина «разоблачений» была кем-то запущена, и посыпались обвинительные статьи в адрес Высоцкого, а заодно и других бардов того времени.
Работая в Театре на Таганке, Владимир Высоцкий расширил тематику своего творчества, стал писать много песен для театральных спектаклей, кино, на самые различные сюжеты: о войне и о спорте, сказочные, лирические, философского содержания – о лётчиках и моряках, колхозниках и учёных, военных, инженерах, людях разных социальных слоёв и эпох. К созданию песен Высоцкий относился как к очень серьёзному занятию, оно было для него не просто увлечением, а профессиональным, тяжёлым трудом. Создавая, а затем, исполняя любую песню, Высоцкий входил в неё не только как автор текста, певец, но и как актёр: обрабатывал интонации, движения мыслей, душевные переживания героя. Высоцкий никогда не исполнял свои произведения вполсилы. Он выкладывался полностью. Особенно удивительны в этом отношении песни, где тесно переплетаются темы жизни и смерти, в частности необыкновенно достоверными являются песни Высоцкого о войне. Цикл песен Владимира Высоцкого о войне отличается от других его произведений ещё и тем, что здесь нет ни юмора, ни присущей большинству его стихов и текстов иронии – всё очень торжественно и серьёзно: память о павших в Великой Отечественной войне священна. Окружавшие Владимира Высоцкого люди единодушно говорят о том, что он очень ценил свою публику, тех, кто приходил послушать его на концерты. Он тщательно выбирал одежду, в которой предполагал выступать перед той или иной аудиторией. К концу жизни у Высоцкого было достаточное количество красивых, дорогих костюмов, но одевал он их крайне редко, никогда не изменяя своему «антимодному» имиджу. Зрители всегда чувствовали во Владимире Высоцком искренность и готовность к самопожертвованию – что так дорого и близко нашему русскому, национальному духу. Как бы самые яростные противники Владимира Высоцкого ни пытались принизить значение барда и поэта, ссылаясь на «низкие эстетические вкусы» народных масс, появление его песенно-поэтического творчества, с грубоватой, но откровенной интонацией; с шумной, порой бесцеремонной компанией неизящных, но правдивых героев, было исторически закономерным процессом. «Старая» поэзия перестала являть интересы и мысли большинства, она всё меньше отражала развитие и фольклорное богатство русского языка. Людское море чувств и стремлений искало своего выразителя – им стал Владимир Высоцкий.
Время идёт, вместе с ним идёт переоценка творчества великого кумира 60-70х гг. Не надо говорить, что раньше Высоцкого любили и сейчас любят все. Стали модными иные ритмы, стремительно меняется общество. Порой часто мы берёмся отрицать то, с чем мало знакомы. Но ведя разговор о песенном творчестве Высоцкого, надо признать, что он принадлежит к тем явлениям русской культуры, которые нельзя не замечать, нельзя сделать вид, что их не существует:
… Электророяль мне, конечно, не пара,
Другие появятся с песней другой.
Но, кажется мне, не уйдём мы с гитарой
На заслуженный и нежеланный покой.
Гитара опять не хочет молчать:
Поёт ночами лунными,
Как в юность мою, свою семью
Серебряными струнами.
(Гитара. 1966)
Слайд 11«Отравлен кинематографом навек»
Тот, кто вдохнул воздух павильона и
услышал когда-нибудь команду «Мотор»,
тот отравлен кинематографом навек.
Я отравлен – и это прекрасно.
В. Высоцкий
Вся жизнь Высоцкого в кинематографе в основном под знаком неординарности. У него было странное, по меркам советского кино, ассиметричное лицо; складная, но небольшая, миниатюрная фигура; низкий, хрипловатый голос. А в то время были модны широкие плечи, простодушные лица, мягкий полушёпот.
Кроме того, Владимир Высоцкий – человек творческий, он, по воспоминаниям актёрам и режиссёров, с которыми он работал, всегда отстаивал свой взгляд на ту или иную роль, всегда вносил в роль что-то новое, порой не совпадающее с мнением авторов фильмов. Станислав Говорухин, снявший Владимира Высоцкого в прекраснейших фильмах «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», рассказывает о нём как о киноактёре:
- Работать с ним было непросто. Чрезвычайно неудобный актёр для режиссёра… но это с первого взгляда. От него любой картине польза. Он никогда не приходил в кадр просто так. Он не мог выполнить формальные задачи. Он всегда приносил своё.
Владимир Высоцкий почти всегда исполнял песни в картинах, где ему довелось сниматься, а также писал для кино песни на заказ. «Я родом из детства», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Дела давно минувших дней», «Один из нас», «Чёрный принц» - это лишь малая часть того огромного перечня фильмов, в которых звучат песни Высоцкого. Владимир Семёнович снялся более чем в 30 кинолентах: «Сверстницы», «Карьера Димы Горина», «Штрафной удар», «Живые и мёртвые», «Наш дом», «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Плохой хороший человек» и многие другие.
Слайд 12Оскал смерти
За 42 года жизни Владимир Семёнович Высоцкий умирал несколько раз.
После двух клинических смертей Высоцкий уже предчувствовал свою кончину, знал, что это может случиться в любую минуту, но смерть не призывал… Когда его спрашивали, как там, на том свете, он часто отшучивался:
- Врежу там – я на этом, врежу здесь – я на том.
Скончался Владимир Высоцкий 25 июля 1980 года и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На гражданской панихиде было много восторженных речей, но говорили о Владимире Высоцком в основном как об артисте и певце. Разговор о нём как о поэте, состоялся намного позже. Только через семь лет придёт официальное признание его таланта и народной славы.
Слайд 13Народный поэт
Поэзия Владимира Высоцкого романтична, многожанровая, главной идеей всего его творчества
является поиск героического начала, желание воплотить в жизнь свои представления о подвиге. И хотя особых истин Высоцкий не открывал и не собирался открывать, его песни, стихи, трогали и трогают людей единством чувства и слова. Надо также отметить, что поэзии Владимира Высоцкого чужда тоталитарная романтика, модная в поэзии советских лет, в стихах его переплетаются поэзия и проза. Произведения Высоцкого не заставляют совершать подвиги, а зовут нас видеть в реальной, невыдуманной жизни прекрасное и героическое.
Владимир Высоцкий – одно из ярчайших явлений русской национальной культуры. Мы с полным правом называем его народным поэтом, создавшим своеобразную социальную энциклопедию, в творчестве которого отразилось мышление российского человека конца XX века.