Слайд 1
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
О.Кипренский
Бедная Лиза.
( 2 часа )
«Твердый разум» и
«нежнейшие чувства»
Слайд 2Цель урока:
Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» как ярким образцом
произведений
сентиментализма
Слайд 3Задачи:
образовательные:
закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
дать понятие сентиментализма как литературного направления;
представить повесть
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
воспитательные:
способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека;
развивающие:
развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
расширять словарный запас;
способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
Слайд 4И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением
в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»
Слайд 5Теоретический аспект
Род литературы
Жанр
Композиция
*Кольцевая, «рассказ в рассказе»
- В каких произведениях
встречали наличие рассказчика? Для чего он необходим?
Слайд 6 Само название «сентиментализм»
(от англ. sentimental-
чувствительный, фр. sentiment - чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.
Сентиментализм в России
Слайд 7Основная тематика – любовная.
Основная идея – стремление представить человеческую личность в
движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях; протест против испорченности аристократического общества.
Изображается мирная, идиллическая жизнь человека на фоне природы.
Резко противопоставляется деревня (тихая и мирная жизнь) городу (шумная и бурная жизнь).
Слайд 8Герои и характеры – отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание
к простым людям.
Авторская позиция - он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления.
Роль пейзажа – это средство психологической характеристики героев.
Основные жанры - повесть, дневник, письма, песня, романс, элегия, послание, идиллия
Слайд 10
Н.М.Карамзин как основоположник русского сентиментализма
Слайд 11Н.М.Карамзин
Военная служба
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское
образование
Знание иностранных
языков
Путешествие
по Европе
Слайд 12 Место рождения -
Дата рождения
Владел языками
1789 год
Самое первое произведение
Произведения
Первая сентиментальная повесть
Год создания повести
1766 год
В имении отца около города Симбирска
Где получил образование
- как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем в 14 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет
итальянский, французский, английский и немецкий
путешествует по Европе
«Письма русского путешественника»
«Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище»
«Бедная Лиза»
1792 г.
Поэтапный анализ жизни и творчества Карамзина
Слайд 13В 1803 г. Н.М.Карамзин получил звание историографа и начал работу над
«Историей государства Российского». Этот труд стал делом всей его жизни. Он первым создал систематическую многотомную историю России. 8 томов вышли в 1818 г. Последний, 12 том, был посвящен Смутному времени и опубликован в 1829 г.
«История государства Российского»
Слайд 14Почетный член Императорской Академии наук (1818)
Действительный член Императорской Российской академии (1818)
Создатель
первой «Истории государства Российского»
Редактор известных русских журналов.
Заслуги Н.М.Карамзина
Слайд 15Памятник Н.М.Карамзину в Симбирске
Слайд 16История создания повести
«Бедная Лиза»
Повесть написана в 1792
году .
В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.
«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Слайд 17СЮЖЕТ
Любовь Лизы и Эраста.
Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.
Какой
герой является главным? Почему?
Докажите, что это произведение сентиментализма.
Слайд 18Проблематика повести
Проблема любви
Проблема рока и обстоятельств
Проблема природы и человека
Слайд 19 Симонов монастырь
Данилов монастырь
Село Коломенское Воробьёвы горы
Имена собственные и географические названия
в повести.
Слайд 20«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные
готические башни Си…нова монастыря».
Симонов монастырь
Слайд 21 Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её
окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»).
«….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»
Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»
Слайд 22«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные
стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Москва-река
Слайд 23«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Данилов монастырь
Слайд 24«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Воробьёвы горы
Слайд 25«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Село Коломенское
Слайд 26 Рассказчик является полноценным героем повести.
Посредник между читателем и жизнью
героев, воплощенной его словом.
Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Образ повествователя в повести
Слайд 27«Золушка»
«Повесть о Петре
и Февронии Муромских»
«Барышня-крестьянка»
Шарль Перро
А.С.Пушкин
Ермолай-Еразм
Тема любви и
социального неравенства
Слайд 28бедная
Социальное положение
небогатая, живущая в бедности
Отношение автора
несчастная, горемычная, её жалко
Социальный
статус героини
Слайд 29Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Сопоставление героев
Слайд 30Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
В день своей первой встречи с Эрастом она
появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Мотив белизны, чистоты и свежести
Слайд 31Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
богатая вдова
подружка Анюта
Слайд 32Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои?
ЛИЗА
трудолюбивая
кормилица
Божеская
милость
отрада старости
милая
любезная
нежная
Слайд 33Каков Эраст? Как его характеризует автор?
Эраст
Эгоизм, легкомыслие
Жизнь из удовольствий
Доброе сердце
Богатый дворянин
Доброе
лицо
Слабый и ветреный
Ищет счастье в забавах
Слайд 34Первая встреча
…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый
человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Слайд 35 Латинское название «ЛАНДЫШ» в дословном переводе означает «лилия долин,
цветущая в мае».
В христианской мифологии ландыш – это СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ,
которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли
чистоту, нежность, любовь, верность, невинность
.
Слайд 36«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала
— стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Сцена расставания героев
Слайд 37 Развязка действий
Эраст сообщает об уходе
в армию.
Пять дней сряду она не видала его и была в беспокойстве: в шестой он пришёл с печальным лицом и сказал ей:
Слайд 38Кульминация
«…Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвился жениться; ты должна оставить меня в
покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра….»
….он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «проводи эту девушку со двора».
«Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» - вот ее мысли, ее чувства!...»
Слайд 39Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств
Смущение
Грусть
Безумная радость
Печальное раздумье
Восторг
Страх
Величайшее беспокойство
Отчаяние
Потрясение
САМОУБИЙСТВО
Слайд 40Причины самоубийства Лизы
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
Легкомыслие Эраста
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Слайд 41Любовь – нравственная проверка героев
Слайд 42Любовь – нравственная проверка героев
Слайд 43Выводы:
Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.
Но он
предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям.
По его мнению, необходим рассудок.
Слайд 44 Тема разума, рассудка
ЭРАСТ
Ни о
чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой.
ЛИЗА
Задумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать.
РАССКАЗЧИК
Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»
Слайд 45Тема разума, рассудка.
Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста?
Чувства, а не
рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание.
«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?»
Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.
Слайд 46Проблема рока и обстоятельств
Обстоятельства –
Сумма реальных причин, в них нет той
безысходности, как у рока.
Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.
РОК - ?
НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
Слайд 47Итог бездумности
ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на
гибель ФИЗИЧЕСКУЮ.
ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен».
АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме.
Слайд 48Проблема человек и природа
Высшие силы представлены в образе природы:
ОНА 1. Воплощение
красоты.
2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).
ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
Слайд 49Образ природы
Ландыши потом она бросит в речку.
Природа предупреждает: Лиза не спала
всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее).
Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности»
Найти в тексте описание природы.
Слайд 50Образ природы
4.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется
в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями».
5. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает.
6. Лизу сопровождает свет, солнце.
7. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.
Слайд 51Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической
характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Роль пейзажа в повести
Слайд 52Выводы
Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и
прочность чувствам дает РАЗУМ.
Существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
3. Человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно.
Какие выводы сделали для себя?
Слайд 53Сентиментализм Н. М. Карамзина в повести «Бедная Лиза»
Для Карамзина, как писателя-сентименталиста,
чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.
- Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
Слайд 54 Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство
явилось препятствием их счастью?
Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
Как проявляются в повести черты сентиментализма?
Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
В чем смысл заглавия?
Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?
Итоги
Слайд 55Домашнее задание
1.Устно – а)Тема любви;
б) Тема разума, рассудка;
в) Проблема рока и обстоятельств;
г) Человек и природа.
2.Карточки:
*Сентиментализм.
*Выдержала ли Лиза проверку любовью?
Слайд 56Источники
Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.
Егорова Н.В.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).
Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.
rusedu.ru›detail_2259.html
power-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya…
рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/
ps.1september.ru