Слайд 1Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
Ц
И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
А.С. Пушкин
Слайд 2Цель урока:
Познакомиться с вольнолюбивыми произведениями А. Пушкина и их особенностями.
Слайд 31.Свобода для А. Пушкина
Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо
Свобода –
основа дружбы
Свобода – условие творчества
Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.
Слайд 42.Вольнолюбивая лирика Пушкина
1817 – «Вольность»
1818 – «К Чаадаеву»
1819 – «Деревня»
1821 –
«Кинжал»
1822 – «Узник»
1823 – «Птичка»
1827 – «Арион»
1828 – «Анчар»
Слайд 53.Ода «Вольность»
Что такое ОДА?
В стихотворении поэт смотрит на мир, как пристрастный
странник
Скорбит и негодует
Нет свободы, вольности, а следовательно, радости, счастья, красоты и блага.
- Докажите, что это ода.
ПЕРИФРАЗА - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный злодей»
-Найдите примеры еще.
Слайд 6Ода «Вольность»
- Что стало предметом описания в оде?
- Найдите строки, отражающие
идею оды.
- Каково настроение лирического героя?
Поэт – противник насилия. Прославляя Закон, он с негодованием пишет о тиранах, в них он видит источник несвободы, «ужас мира», «стыд природы».
Пушкин желает, чтобы мир услышал его голос и жил по Закону.
Слайд 74.Стихотворение «Деревня»
Предмет изображения ?
Крепостничество.
Место, изображаемое автором?
Деревня.
Какие эпитеты для ее
изображения использует Пушкин? (Риторическое обращение).
Стихотворение делится на три части. Какие?
1 часть – дань сентиментализму. Почему?
Почему эту часть можно назвать идиллией?
Найдите описание природы. Есть ли в ней ощущение свободы?
2 часть – публицистическое звучание. С какой целью?
Что собой представляет 3 часть?
Какой композиционный прием использует Пушкин в стихотворении?
Прием контраста.
Метафоры «барство дикое», «рабство тощее»
Слайд 85.Стихотворение «Деревня»
В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»?
«Вольность» – общее
понимание свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян.
Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения?
Вывод: поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.
Слайд 9 Русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои
сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[1]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
Слайд 106.«К Чаадаеву»
Личный, интимный характер стихотворения.
Чаадаев – друг Пушкина, единомышленник, к которому
Пушкин обращается, они связаны и узами дружбы, и общей целью.
На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части?
Как понимается свобода в этом стихотворении?
Жанр – послание.
Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.
Слайд 117.«Птичка», «Узник».
Почему мотив свободы связан с образами птиц?
Почему в стихотворениях речь
идет о личной свободе?
Записать мнение: как раскрывается тема свободы
1 вариант – в стихотворении «Узник»;
2 вариант – в стихотворении «Птичка».
Слайд 128.«Анчар», «Во глубине сибирских руд»
Философская притча. Как понимаете термин?
Композиционный прием –
контраст. Докажите.
Сколько частей в стихотворении?
Владыка – раб (какими показаны)
Авторское отношение к ним.
Как легенда о дереве связана с темой свободы?
_________________________________
Послание декабристам на каторгу.
Гражданская тема верности идеалам юности.
Жанр – дружеское послание.
Средства выразительности: метафоры, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллитерация («Р»), глаголы в будущем времени (почему)!
Возвращение «рыцарской чести» осужденным со стороны дворянства в целом – «и братья меч вам отдадут».
Слайд 139.ВЫВОД
Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:
- провозглашение
отвлеченной вольности;
- пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;
- мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;
- широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.