Слайд 3Смысловые пласты в произведении
фантастический
пророческий
сатирический религиозный
глубинный моральный смысл
Слайд 4Тема: фантастический эксперимент по превращению животного в человека
Слайд 5Небывалый результат
С помощью кольцевой композиции автор описывает чудесное двойное превращение
Слайд 6Идея: политическая и социальная сатира.
Слайд 7В повести описывается нэповская Москва середины 20-х годов XX века.
Слайд 8Простые советские люди описаны автором с сочувствием.
Слайд 9 Но в повести высмеивается ряд персонадей. Это и толстый
повар из упомянутой столовой «Нормального питания...», который ворует качественные продукты, а посетителей кормит гнилыми, из-за чего у этих посетителей болят животы.
Высмеивается и новая элита — пациенты профессора Преображенского, сытые и довольные, но озабоченные личными проблемами.
Слайд 10 Пародийно изображён представитель власти самого низкого разряда – председатель
домкома.
Слайд 11Фигура Швондер имеет аналоги и в других произведениях Булгакова: это Бунша
в «Блаженстве» и «Иване Васильевиче», Босой в «Мастере и Маргарите».
Слайд 12Главный объект сатиры - попытки большевиков сотворить нового человека, строителя коммунистического
общества.
Слайд 13
Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистком духе»; сам
процесс воспитания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту – умный и ласковый пёс становится грубым, невоспитанным хамом, в котором всё отчётливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Его поступки становятся всё более возмутительными: то он пугает даму на лестнице, то как сумасшедший кидается за кошками, то пропадает по кабакам и трактирам.
Слайд 14 Как итог – юмористическая сцена (в эпилоге повести) с
уголовной милицией, пришедшей по доносу Швондера искать Шарикова. Профессор Преображенский предъявляет пса как доказательство своей невиновности и трагикомично поясняет: «То есть он говорил… Это ещё не значит быть человеком…».
Слайд 15Угадывается излюбленная Булгаковым тема «нечистой силы»: «Какой-то нечистый дух вселился в Полиграфа
Полиграфовича… Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер». Шиш – это стоящие дыбом волосы на голове чёрта; такие же волосы и у Шарикова: «жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле».
Политический подтекст
Сторонники поиска лексических аллегорий и намеков в повести считают, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), известный массовыми репрессиями; профессор Преображенский — это Ленин, представитель интеллигенции, «преобразивший» страну; его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн); ассистентка Зина — Зиновьев и т. д.
В эпизоде с револьвером Шариков – действительно пародия на И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого и других большевиков, которые военной силой обеспечили торжество своего учения в России. И это утверждение имеет
Слайд 17Без сомнения, в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов. Профессор
Преображенский грустно пророчествует, что в будущем найдется кто-то, кто натравит Шарикова на Швондера, как сегодня председатель домкома натравливает его на Филиппа Филипповича. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов уже среди самих коммунистов, когда одни «швондеры» карали других, менее удачливых.
Пророчество в повести
Слайд 19Профессор со священнической фамилией Преображенский делает операцию над Шариком 23 декабря
во второй половине дня, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7 января, поскольку последнее упоминание о его собачьем облике в дневнике наблюдений, который ведёт профессор Борменталь, датировано 6 января. Следовательно, новый человек Шариков появляется на свет в православное Рождество Христово.
Слайд 20Но Полиграф Полиграфович – воплощение не Христа, а дьявола, и имя
себе он берёт в честь вымышленного «святого» в новых советских «святцах», предписывающих праздновать День полиграфиста.
Слайд 21Глубинный моральный смысл
Нарушать законы природы весьма опасно:
на свет может появиться монстр, который погубит самого экспериментатора, а заодно с ним и всё человечество. В художественной литературе эта идея разрабатывалась и в середине XIX века (роман М.Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей»), и много раз в XX веке (роман А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», пьеса Б.Брехта «Галилей», повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и др.).
Слайд 22Преображенский понял всю опасность своего научного опыта, когда Шариков обворовал его,
пытался выжить из квартиры, написал донос о контрреволюционных высказываниях и действиях профессора. Филипп Филиппович в разговоре с Борменталем признал свой опыт практически бесполезным, хотя и блестящим, с научной точки зрения: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, если любая баба может родить гения когда угодно.
Громадна разница между естественной эволюцией и революционными изменениями (приход к власти большевиков – социальный эксперимент).
Слайд 24Вывод
Гениальное многоуровневое произведение построено на аллегории.
Религия и мифология, литературные
традиции фантастики и детали современности, точность штрихов в создании характеров и пророческие мотивы делают это произведение необычайно интересным, раскрывающим свои загадки по мере прочтения, и с каждым новым прочтением видятся всё новые и новые стороны эого исторического и литературного ребуса.