Слайд 2“Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”
В. В.
Маяковский
Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции.
Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”
В него вошли стихи и отрывки из поэм, частушки и эпиграммы, зарисовки и фельетоны, в которых гневная сатира сочетается с веселым юмором, едкая и злая насмешка с героической патетикой и лирической задушевностью.
Слайд 3Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”.
За 28
месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны.
Слайд 4Сатира Маяковского многообразна в жанровом отношении. От весьма своеобразного сатирического «гимна»
в дореволюционной поэзии он пришел к веселой остроумной карикатуре с присущей ей тенденцией к сатирическому образу-маске, широкому использованию гиперболы в поэзии послереволюционной.
Слайд 5Маяковский-Сатирик продолжил и развил традиции русской классической литературы.
Высокий, волнующий пафос и
проникновенный лиризм уживались в нем с сатирической беспощадностью, с щедринским, свифтовским издевательским смехом.
некоторым сатирическим стихотворениям Маяковский давал названия, непосредственно связанные с творчеством великих сатириков.
“Плюшкин” - так называется стихотворение, разоблачающего обывателя-скопидома.
“Помпадур”, “Головотяпам” - щедринскими образами навеяны названия этих стихотворений.
Слайд 6 гротескно-сатирическая Фантастика была возрожден Маяковским, использовавшим ее для обличения отмирающего,
загнивающего капиталистического мира и пережитков прошлого в стране строящегося социализма.
гротеском Маяковский срывал с социальных явлений их внешние покровы, украшающую их маску и обнажал их сущность, давал им резкую критическую оценку.
Фантастика у Маяковского — это чаще всего развернувшаяся в сюжет метафора, гипербола.
Наглядным примером может служить одобренное Лениным стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» с неустанно заседающими и «разрывающимися на части» бюрократами.
Слайд 7Сходство и различие русской сатиры и сатиры Маяковского
Сходство
Мертвая душа обывателя и
бюрократа
Заострение образа, гротеск
Сатирическая точность словесной детали, меткость
различие
В 19 в. – трагическая безысходность, неверие, эзопов язык – у Маяковского – оптимизм
Сплетение будничного и невероятного
Маяковский – активный участник политических событий
Слайд 8Для воспроизведения видео нажать на слайд
Слайд 9почему НЭП вызвал прилив творческих сил Маяковского?
«Прозаседавшиеся»
В чём состоит смысл названия
стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
Заглавие – «Прозаседавшиеся»
Приставка ПРО и частица СЯ придают всему слову иронический оттенок, подчёркивают распространённость и одновременно полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни. (Проворовавшиеся. прозевавшие…)
Слайд 10Какие средства использует поэт для сатирического обличения бюрократии в стихотворении «Прозаседавшиеся»?
Как
меняется эмоциональное состояние лирического героя по мере развития сюжета стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?
Маяковский видел опасность бюрократизма, который оборачивается бездушием.
Слайд 11«О дряни»
Маяковский в промежутке между 1920-1921 годами,
пишет одно из своих замечательнейших стихотворений– «О дряни».
Тема обличения мещанства, которое «вылезло из-за спины РСФСР», стала основной для произведения.
Хорошо устроившиеся и процветающие в новой советской жизни мещане виделись Маяковскому поражением сторонников революции
Слайд 12 Начинается произведение с резкого
противопоставления.
Первые строки, звучащие как: «Слава, Слава, Слава героям!», продолжаются абсолютно контрастными: «Теперь поговорим о дряни».
Но кто же эта «дрянь»? Ей оказывается «мещанское сословие», которое не просто выжило во время революции, но и отлично приспособилось к новой жизни, обзаведясь «уютными кабинетами и спаленками».
Экспрессией и нотами возмущения отличается любой анализ Маяковского. «О дряни» не стало исключением и вобрало в себя все негодование и протест поэта.
Изображение быта в стихотворении не способ обличения, а отражение политических идеалов и ценностей мещанского сословия.
Слайд 13 Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его
поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.