Слайд 1 Пейзаж в творчестве мастеров слова
Слайд 2Цель проекта
Более полно и глубоко представить красоту окружающего мира, увидеть
богатство изобразительных средств, используемых художниками слова при изображении природы.
Слайд 3Задачи
Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к национальной культуре, любовь к родине.
Слайд 4 Пойми живой язык природы
И скажешь ты:
-Прекрасен мир.
И.С.Никитин
Слайд 5 Толкование слова по словарю С.И.Ожегова.
Пейзаж
Общий вид какой-нибудь местности.
Рисунок,
картина, изображающая виды природы в литературном произведении.
Слайд 6Определение пейзажа в литературоведении
Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки,
в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.
Слайд 7 Пейзаж (по объекту изображения)
Слайд 8 Художественная функция пейзажа
Слайд 9 Пейзаж в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Слайд 10 «Места, по которым они проезжали, нельзя было назвать живописными… Да
и все имение было плохоньким».
Слайд 12«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно
являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли, серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… два-три ощипанных деревца дают скудную тень…»
Слайд 13 Роль пейзажа в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Слайд 15«Для слепого мальчика весна врывалась в комнату только своим шумом. Он
слышал, как бегут потоки весенней воды… А торопливая весенняя капель…стучала тясячью звонких ударов.»
Слайд 16В разговоре Петра и Эвелины впервые появляется важный в повести символ
солнца. Солнце – это жизнь, свет и тепло, радость и наслаждение. Оно имеет глубинные связи с понятием «мать», так как солнце – мать Земли, мира природы, следовательно, и человека.
Слайд 17 Полной гармонии с миром слепой музыкант достигает во время своего
дебюта.
Слайд 18В его музыке, насыщенной образами природы, по-прежнему звучали боль и страдание,
но это были уже не личные, эгоистические чувства, это было глубокое страдание и понимание: «Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грезы о минувшем»…
Слайд 20 Безотраден, сумрачен городской пейзаж, хотя время действия – лето и
погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург.
Слайд 21 Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе
лишь как контраст безотрадному изображению.
Слайд 22 Действие романа происходит большей частью на улице.
Слайд 23Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а
на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно покаяться. Эти уличные сцены создают фон, на котором развертывается трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова…
Слайд 24 Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где
живут его герои.
Слайд 25Роль пейзажа в композиции романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Слайд 26«Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца.»
Слайд 27Такова, например, роль пейзажа в обрисовке настроений князя Андрея во время
его поездки в Отрадное, когда в его сознание врезается вид старого дуба, который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами»…
Слайд 28Очень выразительны картины поля битвы, в которых противопоставляется автором гармоническое жизнеутверждение
природы разрушительной силе войны.
Слайд 29«Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на
горизонте с пороховым дымом.»
Слайд 30
« Природа будет действовать на нас со всей своей силой только
тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
Пейзаж – не привеска к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы себя выразить с наибольшей силой».
К.Г.Паустовский
Слайд 31Литература
1.Литература. Проектная деятельность./Сост.Т.В.Черкашина.-Волгоград:ИТД «Корифей».-112с.
2.Русская литература19-20 веков:т.1:Русская литература 19 века. Учебное пособие
для поступающих в ВУЗы.
3.С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.- М.:Азбуковник, 1999.