Презентация, доклад по литературе на тему Петербург Достоевского

“Каюсь, грешен, не люблю”, - Ф.М.Достоевский.

Слайд 1«Петербург Достоевского»
Подготовили Ученики 10 класса МБОУ Ольховатская СОШ Мирошник Илья, Лысенко Даниил, Неровный Ян,

Николаев Кирилл, Неверов Дмитрий
«Петербург Достоевского» Подготовили Ученики 10 класса МБОУ Ольховатская СОШ Мирошник Илья, Лысенко Даниил, Неровный Ян, Николаев Кирилл,

Слайд 2“Каюсь, грешен, не люблю”, - Ф.М.Достоевский.

“Каюсь, грешен, не люблю”, - Ф.М.Достоевский.

Слайд 3Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Достоевского. С этим юродом

связаны многие воспоминания писателя. Он предстал своеобразной средой, глубоко воздействующей на человека.
Из этой среды выведены Достоевским герои “Бедных людей”, “Белых ночей”, “Преступления и наказания”. В романе “Преступление и наказание” тот Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа. В Петербурге Родиона Раскольникова жизнь застыла в неподвижных, чуждых человеку формах. В них нет того исторического смысла и живой красоты, которые видел в граде Петровом Пушкин. Этому городу нельзя сказать: “люблю тебя... ”. С ним вообще невозможно говорить, как, например, мечтатель “Белых ночей” разговаривал со знакомыми домами. В том Петербурге, где разворачивается сюжет “Преступления и наказания”, жизнь находится в состоянии социального и нравственного разложения. Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади.

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши”

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Достоевского. С этим юродом связаны многие воспоминания писателя. Он предстал

Слайд 4 Город бедных

Город бедных

Слайд 5Петербургские сцены

Петербургские сцены

Слайд 7Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа, душной и безысходной.
Есть

определенная связь между мыслями Раскольникова и “черепашьей скорлупой” его каморки, “крошечной комнатушки шагов шесть длиной”, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями
и низким деревянным потолком. Эта каморка — уменьшенная копия более грандиозной, столь же душной “каморки” большого города.
Недаром Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга — словно в комнатах без форточек. Люди относятся здесь друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: “необъяснимым холодом” веет на Раскольникова “от этой великолепной панорамы”, духом немым и глухим полна “была для него эта картина”
Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа, душной и безысходной.Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и

Слайд 8 Петербург в жизни Раскольникова
Петербург выступает как подстрекатель и

невидимый участник преступления Родиона Раскольникова.
Он жил в "...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...". "...Отставшие, жёлтого цвета обои..." вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - "...неуклюжая большая софа...", которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Как только он заходил в свою «каморку», его часто посещали дурные мысли. Быть может, в другом городе и при других обстоятельствах главный герой и не пошёл бы на это страшное дело, но в Петербурге всё словно заставляло его пойти на убийство.
Петербург в жизни РаскольниковаПетербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова.Он жил

Слайд 9Фёдор Михайлович Достоевский очень живо показывает Петербург. Особое внимание он уделяет

не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина -самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

Выдержка из письма: "... Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербург, я как-то всё боялся его"

Фёдор Михайлович Достоевский очень живо показывает Петербург. Особое внимание он уделяет не просто описанию убогих интерьеров меблированных

Слайд 11Петербург
Достоевского
Жара, духота,
толкотня
Жёлтый цвет как
символ умирания
Отвратительный
и грустный колорит
Комнаты –


«крошечные
клетушки»

Вонь из
распивочных

«Самый фантастический город»,
«город, в котором невозможно быть»
(Ф.М.Достоевский).

ПетербургДостоевскогоЖара, духота, толкотняЖёлтый цвет как символ умиранияОтвратительный и грустный колоритКомнаты – «крошечные клетушки»Вонь израспивочных«Самый фантастический город»,«город, в

Слайд 12 Таким образом, пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов» и встречи на улицах

создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург не просто фон, на котором развиваются действия романа “Преступление и наказание”, а главный герой, который провоцирует Раскольникова на преступление, объясняет его двойничество, помогает понять Мармеладова, Соню, Свидригайлова и других персонажей.
Кроме этого, можно заметить, что Петербург у Ф.М. Достоевского – это город – гигант, поражающий своими контрастами, где соседствуют роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины и трущобы, глухие дворы, доходные дома, теснота, грязь и вонь. Этому помогает и цветопись, Достоевский использует желтый, черный, серый цвета, помогающие показать нищету и безнадежность существования людей.
Таким образом, пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов» и встречи на улицах создают общее впечатление города, который враждебен

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть