Слайд 1
Особенности игровой детской поэзии XX века
Выполнила: Леушина Ольга Владимировна
Слайд 2План:
1. Принципы создания комического в детской литературе. Определение пародии, парадокса и
способы их воплощения в сюжете, образной речи, особенностях создания типа героя
2. Игра, абсурд, парадокс, нонсенс в творчестве Д. Хармса и обэриутов (А. Введенского, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого).
3. Традиции английской литературы абсурда (творчество Э. Лира, Л. Кэрролла).
4. Юмор в поэзии Саши Чёрного. «Детский остров»: символика названия, образ поэта, принципы создания образов детей.
5. Традиции экспериментальной практики авангарда (футуристы, обэриуты), К. Чуковского в игровой детской поэзии второй половины XX века. Звуковая, смысловая, интонационно-ритимческая игра в творчестве Б. Заходера, И. Токмаковой, Я. Акима, Г. Сапгира, Ю. Мориц, Г. Остера, А. Усачева, И. Мазнина, Г. Кружкова, М. Яснова, Т. Собакина, Ю. Кушака, И. Шевчука, М. Бородицкой, О. Григорьева.
Слайд 3
1. Принципы создания комического в детской литературе. Определение пародии, парадокса и
способы их воплощения в сюжете, образной речи, особенностях создания типа героя
Слайд 4Определение понятия «комическое»:
1. Комическое
(от греч. komikos – весёлый, смешной), смешное, вызывающее
смех, веселье.
Слайд 5Определение понятия «комическое»:
2. Комическое
- (от греч. komikos - смешной, веселый) -
эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе К. - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды К.: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
Слайд 6
По эмоционально-чувственным оттенкам комическое делится на
- юмор – мягкая
форма комического, добродушное подсмеивание, сочетающее насмешку с сочувствием;
- иронию – выражающее насмешку или лукавство иносказание, осмеяние, содержащее в себе осуждающую оценку того, что осмеивается;
- сатиру – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство;
Слайд 7По эмоционально-чувственным оттенкам комическое делится на
- сарказм – злая и язвительная
насмешка-издевка, высшая степень иронии;
- гротеск – средство художественного изображения, в основе которого – подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заострение, нарушающие границы правдоподобия, соединение реального и фантастического, трагического и комического, ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.
Слайд 8
Сущность комического – в противоречии. Комизм – результат контраста, разлада, противостояния:
безобразного – прекрасному (Аристотель), ничтожного – возвышенному (И. Кант), нелепого – рассудительному (Жан Поль, А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности – бесконечному произволу (Ф. Шеллинг), автоматического – живому (А. Бергсон), ложного, мнимо основательного – значительному, прочному и истинному (Гегель), внутренней пустоты – внешности, притязающей на значительность (Н. Г. Чернышевский), нижесреднего – вышесреднему (Н. Гартман) и т. д. 1
1 Борев Ю. Эстетика. М., 1988 г., Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995 г.
Слайд 9Способы воплощения комического
I.Фонетические и графические средства создания комического
1 .Фонетические средства
создания комического
1.1. Ассонанс и аллитерация
Ассонанс
Аллитерация
Звукоподражание и звукопись
Звукосимволизм как средство создания комического
Фонетическая омонимия как средство создания комического
Слайд 10Способы воплощения комического
1.2. Имитационно-речевые приемы
Варианты ассимиляции, несвойственные литературному языку
Метатеза
(перестановка звуков или слогов)
Ассоциативно-фонетический прием
Просодические (интонационные) средства создания комического
2. Графические средства создания комического
Собственно графические средства
Графико-математические средства создания комического
Строфика как средство комического
Комбинаторно-графические средства
Орфографические средства
Слайд 11
II. Лексические и словообразовательные средства
выражения комического
1. Собственно-лексические средства создания комического
Семантические средства
Переход несвободных значений слов в свободные
Наложение лексических значений (каламбур)
Нарушение лексической сочетаемости
Лексический повтор
Метафора
Метонимия
Лексические омонимы
Эвфемизмы
Семантический плеоназм
Синонимия
Антонимы
Паронимы
Имена собственные как средство создания комического
Антропонимы
Зоонимы
Топонимы как средство комического
Ктематонимы
Фразеология
Способы воплощения комического
Слайд 12Способы воплощения комического
2. Словообразовательные средства создания комического
Словообразовательный коллаж
Морфемная омонимия
Словообразование
по моделям детских неологизмов
Ложно-ассоциативный прием
Квази-этимологический прием
Слайд 13Способы воплощения комического
III. Грамматические средства создания комического
1. Морфологические средства
Эффект
«глокой куздры» как средство создания комического
Способы создания антропоморфизма с целью достижения комиче
ского
Грамматические способы передачи ирреальности изображаемо
го
. Морфологическая омонимия
2. Синтаксические средства создания комического
Изменение синтаксической роли слова
Зевгма
Синтаксический коллаж
Сравнения
Синтаксическое «переодевание» (эмпатия)
Синтаксическая несоразмерность
Стандарты и штампы
Использование математических моделей для создания комического в языке художественной литературы
Пунктуационные приемы создания комического в детской литературе
Слайд 14Определение понятия «пародия»
Паро́дия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя,
слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других.
ru.wikipedia.org
Слайд 15Определение понятия «пародия»
2. ПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый
стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его лит-ру, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает лит-ру своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. есть вид сатирического разоблачения. Иногда П., направленная на отдельные мелкие и более "невинные" недочеты своей лит-ры, становится более мягкой, и ее сатирический характер перерастает в юмористический. В литературе упадочной, вырождающейся в эстетское развлекательство, и П. вырождается до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким обр. в истории лит-ры функция П. очень различна: от П.-шутки до П., игравших боевую, активную роль в классовой борьбе на лит-ом фронте.
Яндекс.Словари›Лит. энциклопедия, 1929-1939
Слайд 16Определение понятия «пародия»
3. ПАРОДИЯ (греч. parodia, букв. – «перепев», «перепеснь»), подражание
художественному произведению, имеющее целью создание комического эффекта; последний может быть основан на несоответствии темы и стиля: высокая тематика в сочетании с низким стилем (травестия); наоборот, высокая стилистика в сочетании с низкой темой (бурлеск) – или же на преувеличенном, чрезмерном использовании какого-либо стилистического приема. Высмеиваться может как неподобающий стиль, так и недостойная действительность.
krugosvet.ru›Энциклопедия Кругосвет
Слайд 17Схема создания пародии
АССОЦИАЦИИ
Слайд 18Определение понятия «парадокс»
1. ПАРАДОКС [греч. parádoxos — "противоречащий обычному мнению"] —
выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. "Быть естественным — поза", "Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным" — О. Уайльд). Для П. характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму, подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. п., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, к-рая затрагивается П. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. д., самый же П. может быть и верен и неверен в зависимости от содержания. П. присущ не только художественной лит-ре, он характерен и для политической, философской и т. п. литературы.
Лит. энциклопедия, 1929-1939
Слайд 19Определение понятия «парадокс»
2. Парадокс (от др.-гр. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч.
παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Парадокс - отсутствие порядка в причинно - следственной связи (пример: есть причина, но нет следствия; есть следствие, но нет причины). Следует различать парадокс и апория. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности.
ru.wikipedia.org
Слайд 20Определение понятия «парадокс»
3. Парадокс (от греч. parádoxes — неожиданный, странный), неожиданное,
непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. В этом смысле эпитет "парадоксальный", т. е. нестандартный, отклоняющийся от наиболее распространённой традиции, противопоставляется эпитету "ортодоксальный", понимаемому как синоним слова "проверенный", т. е. общепринятый, буквально следующий господствующей традиции. Любой П. выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося "безусловно правильным" (вне зависимости от того, насколько верно это впечатление); сам термин "П." и возник в античной философии для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. Поскольку оригинальность высказывания воспринять гораздо проще, чем удостовериться в его истинности или ложности, парадоксальные высказывания часто воспринимают как свидетельства независимости, самобытности выражаемых ими мнений, особенно если они к тому же имеют внешне эффектную, чёткую, афористичную форму.
БСЭ, 1969-1978
Слайд 21Определение понятия «игра»
1. ИГРА — один из важнейших феноменов человеческого существования.
Обычно И. противопоставляют труду, в лучшем случае видят в ней тренировку перед серьезным делом или необходимое восполнение монотонной односторонней деятельности. Считается, что только ребенку пристало жить И., для взрослых И. — только отдых, расслабление, нечто несерьезное (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).
Слайд 22Определение понятия «игра»
2. ИГРА – термин, обозначающий широкий круг деятельности животных
и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практич. деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен И. привлекал внимание философов, эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Слайд 23Определение понятия «игра»
3. ИГРА — непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради
практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от труда, так и от чисто инстинктивных действии. Она относится к определенной стадии развития высших существ: млекопитающих и человека.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Слайд 24Определение понятия «игра»
4.ИГРА – разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой
практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии.
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
Слайд 25Определение понятия «абсурд»
Понятие « абсурд » раскрывается в словарях следующим образом:
1. Абсурд – нелепость,
бессмыслица. Довести мысль до абсурда .
Словарь Ожегова
2. Абсурд – (латин. Absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда .
Словарь Ушакова
3. Абсурд – бессмыслица, нелепость, пустые и бессодержательные определения.
Словарь иностранных слов
Слайд 26Определение понятия «нонсенс»
1. НО́нсенс— высказывание (реже — действие), лишённое смысла или
само отсутствие смысла, бессмыслица. Разновидность алогизма или логической ошибки.
ru.wikipedia.org
Слайд 27Определение понятия «нонсенс»
2. Нонсенс (англ. nonsense от лат. non — "не"
и sensus — "смысл, разум") — бессмыслица, нелепость, пустяк. Иногда — забавный вздор, привлекательная несуразица. В отношении художественного творчества термин "нонсенс" может приобретать парадоксальный смысл: восхитительное, неожиданное открытие, потрясающее, впечатляющее событие, новаторская композиция (сравн. казус; лат. casus — "падение, ошибка, случайность"; сравн. абсурд; анаморфоза; багатель; курьез; опус).
Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
Слайд 28Определение понятия «нонсенс»
3. Нонсенс (англ. nonsense—бессмыслица) — худож. прием, основанный на
нарочитом разрушении смысла повествования или изображения и подстановки вместо него «выворотного смысла» или вообще бессмыслицы, Напр.: «Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота...» Игра неожиданной бессмыслицы с известным, предполагаемым смыслом заключает в себе эстетический, близкий катарсису, эффект эмоциональной разрядки серьезности, насмешки над категоричностью, безусловностью здравого смысла, ожидания и допущения его вероятных и невероятных превращений.
Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.
Слайд 29
2. Игра, абсурд, парадокс, нонсенс в творчестве Д. Хармса и обэриутов
(А. Введенского, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого).
Слайд 30ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая
в 1927—начале 1930-х гг. в Ленинграде.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров и др., к обэриутам были близки Николай Олейников, Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также Казимир Салевич, Павел Филонов и ученицы Павла Филонова Татьяна Глебова и Алиса Порет.
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
Слайд 32Даниил Хармс
Даниил Ювачев, русский писатель и поэт, родился 17 (30) декабря
1905 г. в Санкт-Петербурге. В 1925 году занялся сочинительством. В ранней юности подражал футуристической поэтике Хлебникова и Крученых. В 1925 г. Хармс познакомился с поэтическим и философским кружком чинарей, куда входили Александр Введенский, Леонид Липавский, Яков Друскин и другие.
С 1928 года Хармс пишет для детского журнала «Чиж». Тогда же он становится одним из основателей авангардной поэтической группы «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). Позже политическая верхушка страны объявила творчество группы «Поэзией классового врага», и с 1932 г. деятельность ОБЭРИУ фактически прекращается.
Абсурдистские произведения Хармса издаются в России с 1989 г.
Слайд 34Александр Введенский
Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870-1939), был
сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году (по поручению матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским - будущим теоретиком ОБЭРИУ. Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени "трудовой школой") поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учебу. Работал письмоводителем, затем в 1921 — 22 на электростанции «Красный Октябрь».
Слайд 35Александр Введенский
Затем Введенский познакомился с Д. Хармсом, который стал его близким
другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградском союзе писателей, при вступлении причислил себя к футуристам.
В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ»- Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли - эти функции взял на себя Даниил Хармс.
Слайд 36Александр Введенский
В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г.
из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр.
27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы.
Слайд 37
Александр Введенский. Фотография. 1939 или 1940.
Слайд 38Николай Алексеевич Заболоцкий
Н.Заболоцкий "Автопортрет" 1925г.
Слайд 39
Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где
его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей.
В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...
Слайд 40В 1921 году в Петрограде поступает на отделение языка и литературы
Педагогического института имени А. И. Герцена.
Первая книжка Заболоцкого 'Столбцы' (1929 г., 22 стихотворения) имела шумный и даже скандальный успех. В 1957 году вышел наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы).
Николай Заболоцкий
Слайд 41Николай Заболоцкий
Сборник «Стихотворения. 1926—1932», уже набранный в типографии, не был подписан
в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя.
Средства к существованию давала работа в детской литературе — в 30-х годах он сотрудничал в журналах «ЁЖ» и «ЧИЖ» которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))
Слайд 4219 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по
делу о антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества.
По просьбе НКВД критик Н.В. Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что ««творчество» Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма»
Николай Заболоцкий
Слайд 43В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский
период его творчества. Несмотря на все удары судьбы, он сумел сохранить внутреннюю целостность и остался верным делу своей жизни — как только появилась возможность, он вернулся к неосуществлённым замыслам.
Николай Заболоцкий
Слайд 44Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным.
Были счастливые минуты вдохновения, были сомнения, а порой и чувство бессилия выразить то многое, что скопилось в мыслях и искало путь к поэтическому слову. Не случайно в написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества, вдохновения. Большинство стихотворений 1946—1948 годов относятся к шедеврам лирики Заболоцкого. В них чётко прослеживается преемственность творчества 30-х годов. Именно в этот период было написано поэтом одно из самых трагических стихотворений XX века «В этой роще берёзовой».
В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.
Николай Заболоцкий
Слайд 45Николай Алексеевич Заболоцкий умер 14 октября 1958 года в Москве.
Слайд 46
Юрий Дмитриевич Владимиров (?.?.1908 – 04.10.1031) родился в Санкт-Петербурге. Настоящая фамилия
– Владимирский. Потомок великого русского живописца Карла Брюллова. С детства прекрасно рисовал, увлекался литературой, писал стихи. Яркий поэтический талант Владимирова, его необыкновенное чувство ритма и стиля были отмечены Самуилом Маршаком, который в 1928 году пригласил Юрия Дмитриевича работать в детский журнал «Чиж». Владимиров был активным участником литературно-театральной группы ОБЭРИУ, во главе которой стоял Даниил Хармс. Он ушел из жизни
до начала гонений, которым подверглись остальные члены группы. Многое в его биографии до сих пор окутано тайной. Не сохранилось ни одной фотографии поэта, утеряна большая часть его личного архива. Исследователи до сих пор спорят о точной дате его смерти и о ее подлинной причине. Юрий Владимиров остался в истории русской литературы, прежде всего, как детский поэт – судьба его произведений для взрослых до сих пор неизвестна.
Юрий Владимиров
Слайд 47
Владимиров умер от туберкулеза двадцати двух лет. "На
панихиду
Владимирову - А. К., А. У.> Хармс не пришел, - вспоминал А. Пантелеев. - Меня это страшно удивило. И, помню, при встрече я спросил у него (помню, что был этот разговор на Николаевском мосту), почему он не пришел. И, помню, он ответил: - Я никогда никого не провожаю".
* См. также о Владимирове: Биневич Е., Вдохновенный
мальчишка // О литературе для детей. Вып. 16. Л., 1972. С. 140-153
(неправильные даты жизни - 1908-1931); Разумовский А. Юрий
Владимиров и Черубина де Габриак// ГПБ. Ф. 1254, ед. хр. 21.
Слайд 48
Юрий Владимиров: книги для детей
«Бурундуки-озорники» (изд-во «Книжный Дом», 2002)
«Кошкин дом» (1941)
«Стихи»
(1940)
«Самолет» (1931)
«Мотобот "Профинтерн"» (1931)
«Чудаки» (1930)
«Синяя точка» (1930)
«На яхте» (1930)
«Евсей» (1930)
«Оркестр» (1929)
«Ниночкины покупки» (1928)
Слайд 49
«ЧУДАКИ»
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак -- на кушак,
Другой
пятак -- на колпак,
А третий пятак -- так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак -- на кушак,
Который пятак -- на колпак,
А который пятак -- так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
-- Извините, но с нами беда:
Мы забыли -- который -- куда:
Который пятак -- на кушак,
Который пятак -- на колпак,
А который пятак -- так.
1930
«Самолет»
1931
Слайд 51
3. Традиции английской литературы абсурда (творчество Э. Лира, Л. Кэрролла).
Слайд 52Эдвард Лир
Эдвард Лир (также Эдуард Лир, англ. Edward Lear; 1812—1888) — английский художник
и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы» (англ. nonsensical poetry), автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков
Эдвард Лир родился 12 мая 1812 года в лондонском предместье Хайгейт. Он был 20-м ребёнком в семье, и его воспитанием занималась старшая сестра Энн. Когда Эдварду было 15 лет, он вместе с сестрой обосновался в отдельном доме. Будучи талантливым художником, Лир начал работать книжным иллюстратором. В возрасте 19 лет он выпустил свою первую книгу «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев» (Illustrations of the Family of Psittacidae, or Parrots, 1830).
С детства у Лира было слабое здоровье — он страдал эпилепсией, астмой, а в зрелом возрасте к этому добавилась еще и частичная потеря зрения.
В 1846 году Лир выпустил «Книгу нонсенса» («A Book of Nonsense» — переводится также как «Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), включавшую забавные лимерики. Вскоре этот жанр приобрёл значительную популярность.
Стиль и сюжеты нонсенса Лира оказали влияние на творчество его современника — Льюиса Кэрролла, на французских сюрреалистов, русских обэриутов (поклонником Лира был Даниил Хармс).
Поэт скончался 29 января 1888 года.
Слайд 53
Библиография
Издания на русском языке
Лир Э. Целый том чепухи. М., 1992
Лир Э.
Книга бессмыслиц. М., 1992
Лир Э. Скриппиус-пип. Ростов-на-Дону, 1992
Лир Э. Истинная история кругосветного плавания четырех чрезвычайно чудных человечков. М., 1995
Лир Э. Книги чепухи (мини). М., Анима, 2002
Лир Э. Книга без смысла. М., Время, 2007
Лир Э. Лимерики. М., Фолио, 2008
Лир Э. Жил один старичок с кочергой. М., Азбука, 2009
Лир Э. Большая книга чепухи. М., ИД Ивана Лимбаха, 2010
Лир Э. Книга чепухи. A book of nonsense. (двуязычная) М., Эксмо, 2011
Слайд 55Льюис Кэрролл
Лью́ис Кэ́рролл (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лю́твидж До́джсон (традиционная
передача; английское произношение — Додсон), Charles Lutwidge Dodgson; 1832—1898) — английский писатель, математик, философ, логик, диакон и фотогрф. Наиболее известные произведения — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка».
Слайд 56Льюис Кэрролл
Родился 27 января 1832 года в доме приходского священника в
деревне Дарсбери (англ.) графство Чешир. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Был левшой. В двенадцать лет поступил в небольшую частную школу недалеко от Ричмонда. Ему там понравилось. Но в 1845 году ему пришлось поступить в школу Рагби (анл), где ему нравилось значительно меньше. В начале 1851г. переехал в Оксфорд, где поступил в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете. Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет, они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны.
Слайд 57Льюис Кэрролл
Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения
и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл. Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс» (англ. The Comic Times), «Трейн» (англ. The Train).
В 1856 годув колледже появился новый декан —Генри Лиддел (англ. Henry Liddell), вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса.
Слайд 58Льюис Кэрролл
В 1864 году написал знаменитое произведение «Алиса в стране чудес».
Публиковал
также много научных трудов по математике под собственным именем. Одним из его увлечений была фотография.
Умер 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей.
Слайд 59
Произведения
«Полезная и назидательная поэзия» (1845)
«Алгебраический разбор Пятой книги Эвклида» (1858)
«Алиса в
стране чудес» (1864)
«Сведения из теории детерминантов» (1866)
«Элементарное руководство по теории детерминантов» (1867)
«Месть Бруно» (основное ядро романа «Сильви и Бруно») (1867)
«Phantasmagoria and Other Poem» (1869)
«Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса» (общепринятое в России название «Алиса в Зазеркалье» (1871)
«Охота на Снарка» (1876)
«История с узелками» (1878?) — сборник загадок и игр
Математический труд «Эвклид и его современные соперники»; «Дублеты, словесные загадки» (1879)
Первый русский перевод «Страны чудес» (1879)
«Эвклид» (I и II книги) (1881)
Сборник «Стихи? Смысл?» (1883)
«Логическая игра» (1887)
«Математические курьёзы» (часть I) (1888)
«Сильви и Бруно» (часть I) (1889)
«Алиса для детей» и «Круглый бильярд»; «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» (1890)
«Символическая логика» (часть I) (1890)
«Заключение „Сильви и Бруно“» (1893)
Слайд 61
4. Юмор в поэзии Саши Чёрного. «Детский остров»: символика названия, образ
поэта, принципы создания образов детей.
Слайд 62Саша Чёрный
Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября
1880, Одесса, Российская империя — 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) — русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.
Слайд 63
Саша Чёрный родился в многодетной еврейской семье провизора, агента торговой фирмы.
Чтобы дать ребёнку возможность поступить в житомирскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим-попрошайкой. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К.К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.
С 1901 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде 20-го пехотного полка, затем работал в Новоселицкой таможне.
Саша Чёрный
Слайд 64Саша Чёрный
1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник» напечатан
его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе».
В 1905 году переезжает в Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах « Зритель», «Альманах»,«Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Корней Чуковский: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».
Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» — политическая сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещен цензурой.
Слайд 65Саша Чёрный
Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» — политическая сатира «Чепуха», напечатанное
27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещен цензурой.
В 1906—1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете.
Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничает с журналом «Сатирикон» выпускает сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Публикуется в журналах «Современный мир», «Аргус»,«Солнце России», «Современник», в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости». Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.
В годы Первой мировой войны Саша Черный служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик.
Слайд 66
Издал сборник прозы «Несерьезные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские
книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930), «Белка-мореплавательница» (1932).
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.
Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.
Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар.
Детей у поэта не было.
В начале 1960-х годов благодаря стараниям Корнея Чуковского — однотомники Саши Черного были изданы в Большой и Малой сериях Библиотеки поэта.
Саша Чёрный
Слайд 68
Саша Чёрный
Стихотворение из сборника «Детский остров» (1921 год)
Слайд 69
5.Традиции экспериментальной практики авангарда (футуристы, обэриуты), К. Чуковского в игровой детской
поэзии второй половины XX века.
Слайд 70К. Чуковский
Корне́й Ива́нович Чуко́вский (имя при рождении — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в, 31
марта 1882, СПб— 28 октября 1969, Москва) — русский и советский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, детский писатель. Отец писателей Н.К, Чуковского и Л.К. Чуковской.
Слайд 71К. Чуковский
Николай Корнейчуков родился 19 (31) марта 1882 года в Санкт-
Петербурге. Часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века).
Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденнымего отцом был Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова.
Родители Чуковского прожили вместе в Петербурге три года, у них была старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения второго ребёнка, Николая, отец оставил свою незаконную семью и женился «на женщине своего круга», и мать переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».
Слайд 72К. Чуковский
По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых,
не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному — «Васильевич» (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени»; дано по крёстному отцу), «Степанович», «Эммануилович», «Мануилович», «Емельянович», сестра Маруся носила отчество «Эммануиловна» или «Мануиловна». С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.
Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца — носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.
Слайд 73
Детские стихи
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он
был уже знаменитым критиком. В 1916 годуЧуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».
В 1932 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».
В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти (1933).
Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух» вообще ничего не писал.
Слайд 74
Чуковский и Библия для детей
В 1960-е годы К. Чуковский затеял пересказ
Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. В частности, от Чуковского потребовали, чтобы слова «Бог» и «евреи» не упоминались в книге; силами литераторов для Бога был придуман псевдоним «Волшебник Яхве». Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году. В 2001 году в издательствах «Росмэн» и «Стрекоза» книга стала выходить под названием «Вавилонская башня и другие
Слайд 75
Сказки
Айболит (1929)
Английские народные песенки
Бармалей (1925)
Краденое солнце (1927)
Крокодил(11916)
Мойдодыр (1923)
Муха-Цлклтуха (1924)
Одолеем Бармалея!(1942)
Приключения Бибигона
(1945—1946)
Путаница (1926)
Собачье царство (1912)
Тараканище (1921)
Телефон (1926)
Топтыгин и лиса (1934)
Топтыгин и Луна
Федорино горе (1926)
Цыплёнок
Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
Чудо-дерево (1924)
Приключения белой мышки
Стихи для детей
Обжора
Слониха читает
Закаляка
Поросёнок
Ёжики смеются
Бутерброд
Федотка
Черепаха
Свинки
Огород
Песня о бедных сапожках
Верблюдица
Головастики
Бебека
Радость
Пра-пра-правнукам
Ёлка
Муха в бане
Курица
Слайд 76
Портрет Корнея Чуковского
кисти Ильи Репина, 1910 год