Презентация, доклад по литературе на тему Математика и поэзия

Содержание

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации,формировать у учащихся понятия о стихотворных размерах.

Слайд 1Пахолкова Светлана Арсеньевна
Преподаватель БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум»

Математика в поэзии

Пахолкова Светлана АрсеньевнаПреподаватель БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум»Математика в поэзии

Слайд 2Цель урока:
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации,
формировать у учащихся понятия о стихотворных размерах.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации,формировать у учащихся понятия о стихотворных

Слайд 3Задачи урока
Предметные:
-дать знания о двусложных и трехсложных размерах стиха.
-показать на

примере метрический анализ стихотворения.

Метапредметные:
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся;
развивать речь, внимание, память, творческие способности учащихся.
показать связь поэзии и математики

Личностные:
- прививать интерес к поэтическому творчеству.


Задачи урокаПредметные: -дать знания о двусложных и трехсложных размерах стиха.-показать на примере метрический анализ стихотворения. Метапредметные:-

Слайд 4Формирование УУД
Личностные:
-формирование желания выполнять учебные действия;
-формирование интереса к себе

и окружающему миру;
Познавательные УУД.
Общеучебные универсальные действия:
-структурирование знаний;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия.
-способность и умение учащихся производить простые логические действия(анализ, сравнение, обобщение).
Формирование УУД  Личностные:-формирование желания выполнять учебные действия;-формирование интереса к себе и окружающему миру;  Познавательные УУД.

Слайд 5Формирование УУД
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии

с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу,  слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю)
Формирование УУДКоммуникативные УУД:- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного

Слайд 6Оборудование
ноутбук учителя,
экран,
проектор,
индивидуальные задания

Оборудование ноутбук учителя, экран,проектор, индивидуальные задания

Слайд 7Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первый взгляд разные

понятия.

В математике выражение связано с выражением,
Этим словом «выражение» и поэзия тоже горда !
«Выразиться» в поэзии – передать мысль основательно.
В математике «выразиться» – формулой пересечь года.

Чаще формула в математике вытекает из выражений.
Все "выражения" – слова, идущие из одаренной души.
Они структурированы по аксиомам и определениям,
И, как рифма в поэзии, в математике значки хороши.

Л.В. Филатова

Математика и поэзия.  Что роднит их, казалось, на первый взгляд разные понятия.   В математике

Слайд 8М.В.Ломоносов
Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в. В России Ломоносов стал

создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания.



Ломоносов глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Он неоднократно говорил о своих занятиях математикой.

“А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.

М.В.ЛомоносовЛомоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в. В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и

Слайд 9 О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких

зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран

Слайд 10Брюсов Валерий Яковлевич русский

поэт, прозаик, драматург, основоположник символизма, критик, переводчик, литературовед

В. Я. Брюсов изучал статистические закономерности в произведениях поэзии. Он писал:

“Математику как олицетворение рассудочности обычно противопоставляют поэзии, постигающей мир иными, не рассудочными средствами”.

Брюсов Валерий Яковлевич         русский поэт, прозаик, драматург, основоположник символизма,

Слайд 11Числа
«Мечтатели, сибиллы и пророки, Дорогами, запретными для мысли, Проникли – вне сознания

– далеко, Туда, где светят царственные числа. Предчувствие разоблачает тайны, Проводником нелицемерным светит: Едва откроется намек случайный, Объемлет нас не предсказанный трепет… Вам поклоняюсь, вас желаю, числа, Свободные, бесплатные, как тени, Вы радугой связующей повисли К раздумиям с вершины вдохновенья!»
Числа «Мечтатели, сибиллы и пророки, Дорогами, запретными для мысли, Проникли – вне сознания – далеко, Туда, где

Слайд 12Лермонтов Михаил Юрьевич
Известно, что Лермонтов был большим любителем математики и в

своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики


Русский поэт, прозаик,
драматург, художник

Лермонтов Михаил ЮрьевичИзвестно, что Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места

Слайд 13Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи.

Он даже нарисовал портрет этого математика. Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика
Джона Непера (1550–1617).

Таким образом, он одно время исключительно занимался математикой. Однажды, приехав в Москву к Лопухину, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне

Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика.

Слайд 14Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин А.С. увлекался теорией вероятности. Внимание к теории

вероятностей связано с глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношения необходимости и случайности в историческом процессе. Возможно, что страсть Пушкина к картам являлась дополнительной причиной его повышенного интереса к этой науке.

Величайший национальный русский поэт, драматург, прозаик, основоположник современного русского литературного языка.

Пушкин Александр Сергеевич Пушкин А.С. увлекался теорией вероятности. Внимание к теории вероятностей связано с глубоким интересом, который

Слайд 15Существует много теорий для объяснения нынешней формы цифр. Некоторые теории связывали

форму цифр с числом палочек, точек, углов в цифре, но все эти теории не имеют научного значения.

В связи с этим вопросом мы можем упомянуть имя великого нашего поэта А. С. Пушкина. В полных собраниях его сочинений имеется заметка с чертежом:

A

B

C

D

“Форма цифр арабских, составлена из следующей фигуры
DAC(1),
АВDС(2),
АВЕСD(3),
АDВ+АC(4)”.

Существует много теорий для объяснения нынешней формы цифр. Некоторые теории связывали форму цифр с числом палочек, точек,

Слайд 16…Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он

ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин.
…Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить,Не мог он ямба от хорея, Как мы ни

Слайд 17Мой дядя самых честных правил…
ЯМБ
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором

слоге.

А.С. Пушкин

Мой дядя самых честных правил…ЯМБДвусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. А.С. Пушкин

Слайд 18Буря мглою небо кроет…
ХОРЕЙ
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
А.С.

Пушкин
Буря мглою небо кроет…ХОРЕЙДвусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.А.С. Пушкин

Слайд 19Прозвучало над ясной рекою…
АНАПЕСТ
Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
А.А.

Фет
Прозвучало над ясной рекою…АНАПЕСТТрёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.А.А. Фет

Слайд 20Вырыта заступом яма глубокая…
ДАКТИЛЬ
Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
И.С.

Никитин
Вырыта заступом яма глубокая…ДАКТИЛЬТрёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.И.С. Никитин

Слайд 21На севере диком стоит одиноко…
АМФИБРАХИЙ
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором

слоге.

М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко…АМФИБРАХИЙТрехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.М.Ю. Лермонтов

Слайд 22А.С. Пушкин

17 30 48
140 10

01
126 138
140 3 501
А.С. Пушкин17   30   48 140  10   01126

Слайд 23С.Есенин

14 126 14
132

17 43...
16 42 511
704 83
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
С.Есенин	14    126    14	132    17

Слайд 24В.Маяковский

2 46 38 1
116

14 20!
15 14 21
14 0 17
В.Маяковский2   46   38  1116   14   20!15

Слайд 25Маpш

18 17 ! 18 16 !
115

13 3006 !
90 17 ! 90 16 !
240 110 ! 526 !
Маpш18   17 !  18   16 !115   13

Слайд 26Частушки

117 117

19 9 5!
117 117
48 35!
Частушки   117     117   19    9

Слайд 27Грустные
117 11 44

20 5 32
922 8 9 4
50 18 02
8 10 14 7 19
33 2 13 1
305 305 0 4 16 60 91
Грустные 117    11    44   20   5

Слайд 28138 5 15
12

8 45
17 19 20
4 225
145 4 8
16 9 33
15 98
4 243
138    5    1512    8    4517

Слайд 29Считалка

2 12 46, 48

3 06. 33 1  102, 8 30 32.
Считалка2     12    46, 48    3

Слайд 32Литература
1. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий »/www.KM.ru/ 1996-2004.
2. Энциклопедия

для детей. Математика / Ред. Коллегия: М. Аксёнова, В. Володин – М.: «Аванта +» , 1998.
3. Еженедельная учебно – методическая газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября» www.1september/ru
4. « Великие жизни в математике» Б. А. Кодемский . М: « Просвещение» 1995.
5. Сайты Интернета: https://kopilkaurokov.ru
http://pedsovet.su ; http://easyen.ru ;
http://ped-kopilka.ru; http://www.openclass.ru




Литература 1. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий »/www.KM.ru/ 1996-2004. 2. Энциклопедия для детей. Математика / Ред. Коллегия:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть